Мероприятие ко Дню матери в библиотеке. Сценарий для детей
Библиотечный урок ко Дню Матери в начальной школе «Мама и мы»
Цель: воспитание чувства любви и уважения к матери.
Задачи: познакомить детей с праздником «День матери»; вызвать интерес к книгам, в которых рассказывается о взаимоотношениях матери и ребенка.
Методы: беседа, обзор литературы, инсценирование, чтение стихов.
Оборудование: книги, раздаточный материал.
Ход беседы
1. Слово педагога.
За день до рождения ребенок спросил у Бога: «Я не знаю, что я должен делать в этом Мире». Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой». «Но я не понимаю его язык». «Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед». «А как зовут моего ангела?» «Неважно, как его зовут... ты будешь называть его МАМА...»
День матери - последнее воскресенье ноября.
2. Беседа «Мама и мы».
Мама, мамочка.... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого, единственного человека! Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, передает свои песни, оберегает нас.
На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной, ближе к 8 Марта. Почему же мы заговорили о ней сегодня? День матери... Этот праздник учрежден указом Президента РФ в 1998 г. и отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник дорог сердцу - ведь мама, которая подарила жизнь, есть у каждого.
Тема материнства часто звучит в творчестве поэтов, писателей, художников. Сегодня мы с вами поговорим об этом.
Есть в природе знак, святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей солнце вечно рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
С. Островой
Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына - маленького Христа - на страдания и муку.
Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка - отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?». Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.
Мама! Самое прекрасное слово на Земле - мама! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.
- Как мы на русском языке ласково называем свою маму? Давайте назовем эти слова. (Ответы детей.)
Мама, мамка, мамонька, мамочка, маменька, мамуля, мамуся, мамушка, маманя, мамаша, мамашенька, матушка.
На киргизском языке - апа, по-грузински - дэда, на украинском - ненько, на белорусском - мацi, матуля.
- Как свою маму зовут английские дети? Немецкие дети? (Ответы детей.)
- Есть ли в вашем классе кто-нибудь из детей, кто называет маму на другом языке?
Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
Мамин голос
Мамин голос молодой –
Самый добрый и родной.
Я всегда его узнаю
Среди сотен голосов.
Про игрушки забываю
И бегу на мамин зов.
Обниму я нежно маму,
Огорчать ее не стану.
Т. Шорыгина
У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.
3. Конкурс «Знаете ли вы качества, присущие маме?».
• Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама. (Доброта.)
• Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе. (Забота.)
• Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе. (Нежность.)
• Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать умные советы. (Мудрость.)
• А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит. (Юмор.)
Улыбка мамы
Ничего милее нет
Маминой улыбки –
Словно вспыхнет солнца свет,
Мрак развеет зыбкий!
Словно хвостиком блеснет
Золотая рыбка –
Радость сердцу принесет
Мамина улыбка!
Т. Шорыгина
4. Представление книги «Мамина песня».
Мама! Ты был маленький, еще не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить... Мама прочитала первую книжку. От нее ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. И сколько бы тебе ни было лет - 5 или 50, - тебе всегда нужна мама, ее забота, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь.
Руки мамы качали вас в колыбели. Это она согревала вас своих дыханием и убаюкивала своей песней. Ребята, а вы знаете, какие песни пели ваши мамы? (Ответы детей.) Может, кто-нибудь споет нам мамину песенку?
В книге «Мамина песня» представлены колыбельные песни разных народов нашей страны - старинные, современные, народные, поэтов-классиков и современников.
(Мамина песня: колыбельные песни народов СССР / сост. В. Александров: худож. Г. Дмитриева. М. : Детская литература, 1989. 127 с.: ил.)
Например:
1) Из русской народной поэзии (с. 19):
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок.
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
2) Из русской классики: Агния Барто «Старший брат сестру баюкал...» (Там же. С. 40).
Ребята, давайте вспомним еще одну колыбельную песенку из передачи «Спокойной ночи, малыши!» («Спят усталые игрушки...».)
5. Чтение стихов о маме.
Младенец старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, счастливо смеется.
С какой радостью родители встречают первое слово малыша, первое рассказанное им стихотворение, гордятся школьными успехами своих подросших детей, делают все возможное для развития их дарований. Как приятно, когда сын порадует рисунком, а дочь - песней или танцем.
А мы сейчас расскажем стихотворения о маме. Их написал поэт Анатолий Георгиевич Костецкий.
Выступление учащихся.
Самое дорогое
Мама... Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шел тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет сердцем нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!
Все начинается с мамы
Сделать на свете многое сможем
В глубях морских и в космических тоже.
К тундре придем
И к пустыням горячим –
Даже погоду переиначим!
Дел и дорог будет в жизни немало...
Спросим себя:
- Ну, а где их начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый:
Все, чем живем, начинается с мамы!
6. Конкурс «Собери пословицу».
• Дитя не плачет - мать не разумеет.
• При солнышке тепло - при матери добро.
• Птица рада весне, а младенец - матери.
• У милого дитяти много имен.
• Куда матушка, туда и дитятко.
• Нет такого дружка, как родная матушка.
• Материнская ласка конца не знает.
• Всякой матери свое дитя мило.
Пословицы для конкурса можно подобрать из книги, имеющейся в нашей библиотеке
Вопрос: У кого из литературных героев не было мамы? (Колобок, Буратино, Чиполлино, Маугли, Внучка, Снегурочка, Карлсон, Наследник Тутти, Незнайка.)
7. Беседа «Мамины помощники».
Давайте поговорим о том, как вы помогаете своим мамам. Что вы делаете дома? (Ответы детей.) Я надеюсь, что ваша помощь не такая, как у этих ребят, о которых сейчас прочитаем стихи.
1-й чтец.
Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот.
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.
2-й чтец.
Вова пол натер до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать?
Никакой работы нет.
3-й чтец.
Чтобы мама удивилась,
Мы сготовили обед,
Почему-то даже кошка
Убежала от котлет.
4-й чтец.
Вот начистить раз в году
Я решил сковороду.
Но потом четыре дня
Мама чистила меня.
5-й чтец.
Попросила мама Люду
Вымыть грязную посуду.
Почему же стала Люда
Тоже грязной, как посуда?
6-й чтец.
В кухне веник я нашел
И квартиру всю подмел,
Но осталось от него
Три соломинки всего.
7-й чтец.
Попросила маму дочка
Взять к себе домой щеночка,
Покормила два денька
И забыла про щенка.
8-й чтец.
Соберу для мамы
Робота такого,
Чтобы всю работу
Делал он по дому:
И стирал, и гладил,
Жарил и варил,
И полы в квартире
Подметал и мыл.
9-й чтец.
Мы стихи читать кончаем
И даем такой совет:
«Помогайте больше мамам –
Проживут они сто лет!»
У Виктора Голявкина в его книге «Удивительные дети» есть рассказ «Как я помогал маме мыть пол».
Все оказалось так просто. Чудесные мамины руки помогли сыну в сложной ситуации.
Мамины руки
Руки мамочки моей –
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы:
Сколько в них любви и силы!
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют.
Приласкают, обогреют –
Руки мамы все умеют!
Т. Шорыгина
8. Забавные истории «Когда мамы дома нет».
- Расскажите, чем вы любите заниматься, когда мамы дома нет? (Ответы детей.)
- Чем не любите заниматься, когда мамы дома нет? (Ответы детей.)
Я сейчас вам расскажу, в какие истории попадали литературные герои, когда рядом с ними не было мамы. (Драгунский, В. Ю. Двадцать лет под кроватью.)
Денис Кораблев из рассказа Виктора Драгунского «Подзорная труба» «...сидел на подоконнике, натянув рубашку на колени, потому что штаны были у мамы». Она штопала его штаны. Маме надоело постоянно этим заниматься, и по совету папы она изобрела аппарат, который обеспечивал наблюдение за сыном в часы ее отсутствия.
«...А когда мы вечером все сошлись за ужином, у мамы были перепачканы клеем пальцы, и на столе лежала довольно симпатичная синенькая и толстая труба. Мама взяла ее, издалека показала мне и сказала:
- Ну, Денис, смотри внимательно!
- Это что? - спросил я.
- Это подзорная труба! Мое изобретение! - ответила мама.
Я сказал:
- Окрестности озирать?
Она улыбнулась:
- Никакие не окрестности! А за тобой присматривать.
Я сказал:
- А как?
- А очень просто! - сказала мама. - Я изобрела и сконструировала подзорную трубу для родителей, вроде подзорной трубы для моряков, только гораздо лучше.
Папа сказал:
- Ты объясни, пожалуйста, популярно, в чем тут дело, какие принципы положены в основу изобретения, какие проблемы оно решает, ну, и так далее. Прошу!
Мама встала у стола, как учительница у доски, и заговорила докладческим голосом:
- Теперь, когда я буду уходить из дому, я всегда буду видеть тебя, Денис. Я могу удаляться от дома на расстояние от пяти до восьми километров, но чуть я почувствую, что давно тебя не видела и что мне интересно, что ты сейчас вытворяешь, я сразу - чик! Направляю свою трубу в сторону нашего дома - и готово! - вижу тебя во весь рост».
У В. Драгунского есть еще один рассказ. Он называется «Куриный бульон». (Драгунский, В. Двадцать лет под кроватью». - С. 81.)
Очень веселая и смешная история о том, как папа и Дениска варили курицу.
Герои Николая Носова в рассказе «Мишкина каша», проголодавшись, пошли варить кашу.
- Может нам кто-нибудь рассказать, что из этого получилось, или зачитать отрывок из рассказа? (Носов, Н. Н. Повести и рассказы.)
Мама пришла с работы. И что ее ждет дома? Мы можем об этом догадаться, послушав стихотворение Э. Успенского.
Разгром
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Э. Успенский
8. Заключение. Доброе слово для мамы.
Иногда во взаимоотношениях с мамой бывают проблемы. Редко встречаешь человека, который считает, что у него родители идеальные. Может, только с годами, мы понимаем, как дороги нам мамы. А в юном возрасте нам кажется, что мамы ничего о нас не знают, не понимают нас - вечно спешащих, отгородившихся от всего наушниками плееров, компьютерами, «видиками». А что мы знаем о наших мамах - усталых, раздраженных, занятых работой, беготней по магазинам? Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, самим себе, ставим в вину маме? Нужно поговорить с ней о ней! И тогда исчезнут все недоразумения.
Дети читают стихи.
Мысли грустные
Нагрубил вчера я маме,
Хлопнул дверью я,
Нет доверья между нами,
Нет доверия.
Я проснулся одинокий,
Вспомнил мамины упреки:
Я ее родное чадо,
Про меня все знать ей надо –
Почему не откровенен?
Нет ли где в душе разлада?
Откровенничать не стану,
Зря надеется!
Откровенничать не стану,
Не младенец я!
И нарочно я туману
Напускаю,
Нынче маму
До души не допускаю.
Я проснулся одинокий,
Мысли грустные,
С горя выучил уроки,
Даже устные.
А. Барто
Я маму мою обидел
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу...
Возьму я мешок за спину,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу
В страшный-страшный мороз,
И через бурную реку
Я буду строить мост.
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Э. Мошковская
- Давайте вспомним, что произошло с Малышом в книге А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Малыш отправился в гости к Карлсону. А Карлсон, как всем известно, живет на крыше. Когда мама нашла записку Малыша о том, что он на крыше, то вызвала пожарную машину с лестницей. И пожарный снял его с крыши. После этого «Малыша тут же уложили в кровать, и вся семья собралась вокруг него, как будто сегодня был день его рождения. Но папа сказал очень серьезно:
- Неужели ты не понимал, что мы будем волноваться? Неужели ты не знал, что мама будет вне себя от тревоги, будет плакать?
Малыш съежился в своей постели.
- Ну чего вы беспокоились? - пробормотал он.
Мама очень крепко обняла его.
- Подумай только! - сказала она. - А если бы ты упал с крыши? Если бы мы тебя потеряли?
- Вы бы тогда огорчились? - пробормотал он.
- А как ты думаешь? - ответила мама. - Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.
- И даже за сто тысяч миллионов крон!
- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.
- Конечно, - сказала мама и обняла его еще раз».
Дети - самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же - любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.
Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По тому, как человек относится к матери, определяют, каков он. Сейчас вы вернетесь домой и что скажете маме? «Привет!» Конечно, говорить стихами каждый день тяжеловато. Но можно найти свои добрые и теплые слова. Ведь мама ждет их. Может, наш сегодняшний разговор о маме поможет некоторым из вас найти с ней общий язык. А в праздник поздравьте маму с праздником и загляните ей в глаза.
Похожие статьи:
Классный час «Письмо моей маме», 3 класс
Внеклассное мероприятие на День Матери для младших школьников. Сценарий
День матери. Интересный сценарий праздника, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!