Классный час ко Дню космонавтики, 5 класс
Разработка классного часа для учащихся 5-6 класса «12 апреля - День космонавтики»
Цели: раскрыть образ выдающихся людей, чья жизнь была связана с развитием космической науки; воспитывать гордость за достижения нашего Отечества в развитии космоса.
Оформление: на ватмане рисунок космического корабля, портрет Ю. А. Гагарина.
Предварительная подготовка: группам ребят дается задание: изобразить на листе ватмана любой рисунок, связанный с космосом, и подготовить его презентацию.
Ход классного часа
I. Беседа по теме.
По решению Международной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.
- Почему именно в этот день? (В этот день был произведен полет первого человека в космос.)
- Что означает слово «космонавтика»? (От греческого kosmos - Вселенная и hautike - искусство мореплавания, кораблестроения.)
- Каких замечательных ученых и конструкторов, связанных с космосом, вы можете назвать? (К. Э. Циолковский, С. П. Королев.)
- Кто еще летал в космос? (Мыши, собаки и другие животные.)
- Названия каких космических кораблей вы знаете? (Советские - «Союз», «Восток», «Луна», «Буран» (грузовой корабль), «Салют», «Мир» (космические станции); американские - «Аполлон», «Шаттл», «Пионер», «Игл».)
II. Рассказ учителя.
Перед стартом Гагарина было решено провести пять пробных полетов без человека. И все они прошли удачно.
15 мая 1960 года был запущен такой же корабль, на котором должен был лететь Гагарин. Место космонавта там занимали подопытные мыши. Четыре дня корабль находился на орбите. Затем, когда дана была команда возвращаться на Землю, корабль не послушался. Мыши так и остались в космосе, а затем погибли.
19 августа на орбиту отправились две симпатичные собачки - Белка и Стрелка. Они 17 раз облетели вокруг Земли и благополучно приземлились. Это обрадовало инженеров: раз летают и возвращаются собаки, значит, может полететь и человек.
Но 1 декабря - новая неудача. В космос улетели собаки Пчелка и Мушка. И не вернулись: корабль сбился с орбиты, сгорел в атмосфере.
Инженеры внимательно изучили причину катастрофы, исправили ошибки, подготовили новые полеты. 9 марта 1961 года, почти за месяц до полета Гагарина, в космос слетала собака Чернушка. Компанию ей составили морские свинки, мыши, лягушки. Они, как в будущем и Гагарин, сделали один виток. И мягко сели на землю.
Через две недели точно такой же и тоже удачный полет повторила собака Звездочка.
Пробные полеты закончились. Настала очередь Гагарина.
III. Сообщения учащихся о выдающихся личностях космонавтики.
1. Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968).
Юрий Алексеевич был мужественным человеком. Он лучше всех знал, каким опасным может быть первый полет человека в космос. Но он не отказался. Об этом не было и мысли. Напротив, он страстно хотел и все делал для того, чтобы именно ему доверили этот полет. Он, как и его товарищи, много тренировался, проверял оборудование, испытывал космические обеды, состоящие из упакованного в тюбики пюре, паштета, шоколадного соуса.
9 апреля, за три дня до старта, собралась Государственная комиссия. Здесь присутствовали все, кто готовился к полету. Когда председатель комиссии объявил, что на «Восходе», первом пилотируемом корабле полетит Гагарин, лицо Юрия Алексеевича осветила широкая счастливая улыбка. Он был искренне рад.
А на следующий день, 10 апреля, написал прощальное письмо. На всякий случай. Обращаясь к жене, к своим дочкам, Леночке и Галочке, он писал:
«...В технику я верю полностью. Она подвести не должна... Ну а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя... Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как любил я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, а настоящих людей... Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра».
Это письмо Валентина Ивановна прочитала через много лет после полета. Юрий Алексеевич написал его и спрятал. Рассчитывал так: если что случится, письмо найдут и передадут жене.
К счастью, ничего не случилось. Никому даже в голову не пришло, что у Гагарина перед полетом были такие грустные мысли. Ведь в отряде космонавтов он был самым веселым, больше всех радовался жизни и предстоящим полетам в космос. Счастливая улыбка, которую позднее увидели во всем мире и назвали гагаринской, не сходила с его лица. Когда Сергей Павлович Королев познакомился с Гагариным, он подумал: «Вот этот спокойный, веселый парень и должен быть первым космонавтом».
За несколько недель до старта Сергей Павлович пришел в отряд космонавтов и попросил каждого написать на бумажке: кто, по их мнению, должен первым полететь в космос? Все, как один, написали: «Гагарин». И лишь сам Юрий Алексеевич назвал своего старшего товарища Павла Беляева.
Валентина Ивановна, жена Гагарина, хорошо знала всех, кто готовился к полетам. Она тоже сердцем чувствовала, что больше всего на роль первого человека в космосе подходит ее Юра. Она гордилась этим. И одновременно пугалась. Хорошо, что Юрий Алексеевич не назвал ей точную дату старта, а то еще неизвестно, как бы она перенесла этот полет.
Впрочем, сам полет прошел замечательно, без происшествий.
12 апреля на Байконуре стояла прекрасная погода. Там, в Южном Казахстане, наступила весна, зацвели поля и деревья. Юрий Алексеевич, как всегда, был спокоен, много шутил. Даже подбадривал слишком озабоченного Королева. Перед полётом на Гагарина надели космическое снаряжение: лёгкий и мягкий комбинезон, защитный ярко-оранжевый скафандр, состоящий из оболочки, шлема, перчаток, ботинок. Когда сел в кабину корабля, тут же попросил включить музыку. «Что-нибудь про любовь», - сказал он. В момент старта бодрым голосом произнес знаменитое: «Поехали!» А когда его корабль оказался наконец на орбите, он радостно воскликнул: «Красота-то какая!» Это было первое впечатление первого человека, оказавшегося в космосе.
12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полётов.
108 минут понадобилось Гагарину, чтобы облететь вокруг Земли. Самый сложный этап - снижение и посадка прошли удачно. Произошло это в Саратовской области, неподалёку от деревни Смеловки.
Позднее, уже после полета, Юрий Алексеевич подробно рассказывал, как это красиво смотреть, когда над Землей день сменяется ночью. И еще красивее, когда ночь сменяется днем. Таких красок на Земле никто не видел. Это можно увидеть только там, в космосе.
И все-таки Гагарин не зря в разговоре с Валентиной Ивановной назвал 14 апреля. Именно в этот день Москва встречала первого космонавта. Гражданина Вселенной, как его тогда называли. В Москве тоже тогда стояла небывало теплая погода - настоящий летний день. Тысячи москвичей пришли на Красную площадь, чтобы взглянуть на человека, слетавшего «туда» и вернувшегося «оттуда». Чтобы сказать «спасибо» за его смелость. Юрий Алексеевич стоял на трибуне, по своему обыкновению, широко и счастливо улыбался. И совершенно по-особому, по-гагарински, приветствовал москвичей - двумя руками сразу.
За совершённый полёт Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.
2. Сергей Павлович Королев (1906-1966).
Сергей Павлович родился 30 декабря 1906 года. Его отец, преподаватель Павел Яковлевич Королев, очень любил своего сына, но жить вместе им пришлось очень недолго: по настоянию матери, Марии Николаевны, родители расстались, когда маленькому Сергею было всего три года. Они никогда не встречались. Ему сказали, что отец умер. Правду Сергей Павлович узнал только, когда сам стал отцом. Он очень переживал по этому поводу.
Жизнь Сергея Павловича была полна трудностей, переживаний, На его долю выпало немало испытаний. Однако он всегда шел к намеченной цели - желание стать авиаконструктором стало его мечтой, смыслом жизни. Однако трудно сейчас предположить, кем бы стал Сергей Королев, если бы не один случай из его детства.
В один из летних вечеров 1911 года Николай Яковлевич (дед Сергея Павловича, у которого они жили в Нежине долгое время с матерью), читая газету, наткнулся на редкое объявление.
- Послушай, Маша (Мария Матвеевна - бабушка Сергея Павловича), что в газете пишут: «Единственный полет на аэроплане русского летчика Уточкина. Цена за вход рубль».
- Рубль? - удивленно переспросила Мария Матвеевна. - Дороговато. Да в наши дни за полдня в лавке за рубль не наторгуешь.
- Дедуня, а что такое «аэроплан»? - спросил внук.
- Это машина такая, летает в воздухе.
- Как птица? С крыльями?
- Не знаю, не видел.
- А ты, бабуля, видела?
- Нет, Сергуня, не пришлось.
- Дедуня, бабуля, пойдемте, посмотрим. А рубль я вам дам, у меня есть в копилке.
На третий день жители города повалили на окраину. Сергей сидел у деда на плечах и во все глаза рассматривал диковинную птицу, непохожую па ковер-самолет, о котором знал из сказок. Вдруг раздался оглушительный гул от заработавшего мотора. Толпа затихла в ожидании. Пропеллер крутился все быстрее. Самолет покатился по ровному полю, потом будто дернулся, оторвался от земли и полетел. Люди ахнули и зааплодировали. Отчаянно бил в ладоши и Сережа, не сводя восторженных глаз с невиданной «птицы». Она потрясла воображение впечатлительного мальчика. Сказка или быль? Им овладело необъяснимое чувство счастья от встречи с незнанием, желанием узнать, что это такое... Шло время, но где-то в тайниках его души, в детском воображении незримо летала чудо- птица, летала, чтобы через десять лет навсегда завладеть всем существом Сергея Королева.
Шли годы. Мать Сергея, Мария Николаевна, встретила мужчину, который стал отчимом для Сергея, и семья переехала в Одессу. Настал 1917 год. В городе к власти пришли контрреволюционные силы. На улицах то и дело слышались выстрелы, случались и короткие вооруженные стычки. Выходить из дома стало опасно, гимназия закрыта, а дома скучно. Сережа читал книги. В библиотеке отчима увидел на обложке журнала изображение человека, прыгающего с колокольни на самодельных крыльях. В памяти его вдруг встал день, когда он впервые увидел аэроплан. И тотчас же он подошел к матери на кухню, готовившей обед:
- Мамочка, дай мне, пожалуйста, две простыни, не пожалей.
- А зачем они тебе?
- Я сделаю из них крылья, привяжу к рукам, взберусь на заводскую трубу и попробую полететь...
Немало пришлось усилий приложить Марии Николаевне, чтобы отговорить мальчика от опасной затеи. «Читай-ка лучше вот эти книги», и Мария Николаевна достала с полки томики Майн Рида и Фенимора Купера.
А дальше пошли годы учебы. Сергей окончил Одесскую профстройшколу, Киевский политехнический институт (2 курса), Московское высшее техническое училище. Состоялось знакомство студента Королева с преподавателем, авиаконструктором Туполевым. Другая встреча - с Константином Эдуардовичем Циолковским, произвела на него огромное впечатление: «Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, и я ушел от него с одной мыслью - строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни стало одно - пробиться к звездам».
Начал Сергей Павлович с создания планеров, затем перешел к созданию самолетов. Пришлось ему испытать и сталинские лагеря, где он провел несколько лет перед войной. А с началом Великой Отечественной войны его перевели в Конструкторское бюро к Туполеву. Снова встретились ученик с учителем. В этот период появились отечественные бомбардировщики. Судьба сводит Королева с Курчатовым - создателем советской атомной бомбы, с Георгием Константиновичем Жуковым - главнокомандующим советскими войсками в годы войны. Королев участвует в разработке ракет. И все-таки даже в такие трудные для страны времена он не перестает мечтать о полетах в космос.
И вот, наконец, 1957 год. Первый искусственный спутник Земли обогнул планету и издал в космосе свои знаменитые позывные: «бип, бип, бип». Слова Королева: «Сегодня свершилось то, о чем мечтали лучшие умы человечества, и среди них наш замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Штурм космоса начался. Мы можем гордиться, что его начала наша Родина. Большое русское спасибо всем!»
А дальше были полеты с собаками. Лайка, Белка, Стрелка, Чернушка, Лисичка... Кто-то из них возвращался в целости и сохранности, а кто-то погибал в космосе. Каждая потеря давалась Королеву очень тяжело. Говорят, у него была любимая собака, которой он что-то шепнул перед полетом. Наверное, просил вернуться, но собака погибла при возвращении.
Параллельно разрабатывались корабли для полета на Луну, и корабли, предназначенные для полета человека в космос. И вот настал долгожданный день - 12 апреля 1961 года. Наступили самые ответственные минуты для тех, кто создавал ракету и корабль, кто готовил их к старту. Нервы были взвинчены до предела. Юрий Гагарин на борту корабля «Восток», Сергей Королев отдает команды с Земли.
- Дается зажигание.
- Подъем!
Ракета сначала медленно, словно нехотя, затем все быстрее и быстрее устремляется ввысь. Факел пламени бьет в бетон стартовой площадки. Состязание притяжения сил Земли и сил разума началось.
- По-е-ха-ли! - донесся в бункер счастливый голос космонавта.
Это неожиданное и такое подходящее к моменту, поистине русское, удалое «поехали» в одно мгновение сняло нервное напряжение. Все заулыбались, облегченно вздохнули, словно сбросили с плеч тяжелый груз.
- Настоящий русский богатырь! - выдохнул Сергей Павлович, не менее других обрадованный гагаринским возгласом. И тут же почти крикнул в микрофон:
- Все мы желаем тебе доброго полета!
- До свидания! До скорой встречи! - ответил Гагарин слегка дрожащим от волнения голосом.
3. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).
Константин Эдуардович Циолковский - выдающийся советский ученый, инженер-исследователь огромной трудоспособности и настойчивости, человек большого доброго сердца. Широта и богатство творческой фантазии соединились у него с логической последовательностью и математической точностью суждений. Это был подлинный новатор в науке.
Первые годы Константина Эдуардовича были счастливыми. Он был живым смышленым ребенком - предприимчивым и впечатлительным. Летом мальчик строил с товарищами в лесу шалаши, любил лазить на заборы, крыши и деревья. Много бегал, играл в мяч, лапту, городки. Часто запускал змея и отправлял ввысь по нитке «почту» — коробочку с тараканом. Зимой с увлечением катался на коньках.
Циолковскому было восемь лет, когда мать подарила ему крошечный воздушный шар (аэростат), выдутый из коллодиума и наполненный водородом. Будущий создатель теории цельнометаллического дирижабля с удовольствием занимался этой игрушкой. На десятом году жизни Циолковский, катаясь на санках, простудился и заболел скарлатиной. Болезнь была тяжелой, и вследствие ее осложнения мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила продолжать учебу в школе. «Глухота делает мою биографию малоинтересной, - пишет позднее Циолковский, - ибо лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. Моя биография бедна лицами и столкновениями». С 10 до 14 лет жизнь Циолковского была «самым грустным, самым темным временем... Я стараюсь восстановить его в памяти, но ничего сейчас не могу вспомнить. Нечем помянуть это время».
С 14 лет Константин Эдуардович начал заниматься самостоятельно. Верными спутниками его стали книги. Интерес вызвали книги по арифметике. Стал увлекаться астролябией (измерение расстояния до недоступных предметов, определение высот, снятие планов, угломер). Теоретические знания стали для него определяющими. Выдающиеся способности, склонность к самостоятельной работе и несомненный талант изобретателя заставили родителей задуматься над будущей профессией и дальнейшим образованием сына. В 16 лет его отправили в Москву. Тяжелое материальное положение, глухота и практическая неприспособленность к жизни меньше всего способствовали выявлению его талантов и способностей.
Из дома Циолковский получал 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, ртуть, серную кислоту и прочее для различнейших опытов и самодельных приборов. «Я помню, - писал Циолковский в своей автобиографии, - что, кроме воды и черного хлеба, у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек... Все же я был счастлив своими идеями, и черный хлеб нисколько не огорчал».
В эти годы у Циолковского зарождается мысль о завоевании человеком мировых пространств. Он проводил элементарные опыты по физике и химии, изучал курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии. «Учителей у меня не было, - вспоминает он. - Меня можно считать самоучкой чистой крови».
Странный вид имел он в эту пору своей жизни. «Благодаря главным образом кислотам, я тогда ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчики на улице замечали мне - что это, мыши, что ли, изъели ваши брюки? Затем носил длинные волосы, просто оттого, что некогда было их стричь». Кто-то из знакомых семьи Циолковских, будучи в Москве, встретил Константина на улице и был поражен его утомленным и истощенным видом. Результатом постоянного недоедания была сильная физическая слабость и расстройство зрения. Именно с этих пор Циолковский стал носить очки. Константин Эдуардович обладал прекрасной памятью, сохранившейся до самых последних дней его жизни.
Циолковский стал основателем новой области человеческого знания, новой науки, новой отрасли промышленности. Полеты ракет наблюдали многие и до Циолковского. Первые фейерверочные ракеты были построены в Китае более трех тысяч лет тому назад. И, однако, никто из строителей ракет, никто из миллионов людей, наблюдавших фейерверки и иллюминации, не пришел к созданию новой науки - теории полета ракет. Циолковский создал теорию реактивного движения, которой до него не существовало. Он с точностью предсказал особенности невесомости: «На земле в руках я не удержу 4 пуда, а в свободном пространстве тысяча пудов нисколько не отяготит мою руку или мой мизинец... В свободном пространстве нет ни верха, ни низа... Там нельзя сказать: я поднимаюсь, я опускаюсь, я выше, вы ниже... там маятник не качается и маятниковые часы не ходят».
IV. Презентации космических проектов.
Ребята показывают проекты на ватманах. Проекты выполняются красками, гуашью, фломастерами, карандашами. Это может быть звездное небо, созвездие, легендарные и мифические образы, Солнечная система в целом или отдельная планета, Луна и спутники других планет, орбиты планет, символы, имеющие отношения к космосу, фантастические рисунки и др.
Презентация.
Можно рассказать о планете, о взглядах на космос в прошлом, о будущем космоса.
Можно сочинить стихи и песни. Рассказать мифы и легенды.
Можно сочинить фантастический рассказ. Рассказать сюжет из фантастического фильма, книги.
V. Заключение.
Учитель и ребята подводят итог: что же они узнали нового о космосе.
Похожие статьи:
День космонавтики в школе. Сценарий КВН
Внеклассное мероприятие на День космонавтики, 5-6 класс
Классный час на День космонавтики, 3-4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!