Урок памяти ко Дню Победы, 5-7 класс
Урок памяти к 9 мая для школьников, посвященный Победе над фашизмом
Вступительное слово ведущего. Для нас Великая Отечественная война - это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.
Разрешите урок Памяти считать открытым.
Звучит гимн России.
Ведущий.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
На фоне музыки «Священная война» голос диктора:
Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу Родину.
Ведущий. Война... Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.
Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается. Ради чего? По какому праву?
22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы... Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война».
Чтецы.
Самая короткая ночь России,
Ночь мужества, воли, бесстрашия.
Вражьих орудий стволы голые.
Армия фашистов, замершая перед маршем.
И не было в мире темнее и короче
Этой тяжелой июньской ночи.
Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, пробивалась автоматными очередями. Начался счет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны.
Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта...
Ведущий.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь... Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Просто был выбор у каждого - я или Родина.
Чтецы (после чтения зажигают свечи):
Как это - спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой?! И хоронить после каждого боя друзей?
И самое главное - знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Так было на фронте - все 1418 дней войны!
На костре в дыму трещали ветки,
В котелке дымился крепкий чай.
Ты пришел усталый из разведки,
Много пил и столько же молчал.
Синими замерзшими руками
Протирал вспотевший автомат
И о чем-то думал временами,
Головой откинувшись назад.
* * *
О, сколько их было –
Сердец нерастраченных, юных!
Ах, сколько в столице стонало
Гитар шестиструнных!
По всей необъятной,
По всей затемненной России
Военные ветры по-бабьи
Войну голосили.
По всей необъятной,
На каждой дощатой платформе
Топтались мальчишки
В непригнанной воинской форме.
* * *
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым –
Это нужно живым!
Ведущий. За годы Великой Отечественной войны погибло свыше 27 млн человек. Разрушено более 6 млн зданий. Лишились крова свыше 25 млн людей. Разрушены многие десятки тысяч промышленных предприятий. Приведено в негодность 65 тыс. км железнодорожных путей. Взорвано 15 тысяч мостов. Угнаны 16 тыс. паровозов и без малого 0,5 млн вагонов. Разрушены и разграблены десятки тысяч больниц и других лечебных учреждений, 100 тыс. школ, средних и высших учебных заведений, научно- исследовательских институтов; сотни музеев, театров. Советский Союз в результате войны и вражеской оккупации части его территорий потерял около одной трети всех своих национальных богатств. Каждые 6 секунд уносили на фронте одну человеческую жизнь.
А. Богачук
Остановись, могилам поклонись...
Остановись! Могилам поклонись.
Над нашим прахом горьким помолчи.
И нам когда-то улыбалась жизнь,
И нам сияли золотом лучи.
Жить и любить - все было нам дано.
И хоть мы пеплом стали, все равно.
И до сих пор наш голос не угас.
Мы в поле выходили по утрам,
Где колос, словно колокол, звенит...
Когда б собрать всю боль смертельных ран -
В каменья бы рассыпался гранит!
Еще когда глаза нам слезы жгут,
Как будто плачет росами трава.
Но вы не плачьте! Ваш прекрасен путь!
Всех вас, кто наших мук не забывал.
Когда горит зарею небосклон,
И на полях тумана седина,
Звучит наш голос, заклинает он:
«Да будет проклята война!».
Объявляется минута молчания (звучит фонограмма метронома).
Ведущий. Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!
Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.
Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
Тем, кто ради победы сердце отдать был готов.
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем, кто ушел в бессмертие, - посвящается наш урок мира.
Память о погибших будет с нами вечно!
Тушат свечи.
На фоне мелодии песни «День победы»:
Можно все знать о войне и мире, но ничего не делать в защиту мира, и тогда человечество вновь может оказаться в окопах. Поэтому народы всего мира борются за мир. Для этого люди стараются объединиться в различные общества, - движения, организации, через которые развивается миротворческое движение.
Обсудить стихотворение «Рассказ о винограде»:
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!».
«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб,
- Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!».
А турок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли изюм!».
«Что вы за люди! - грек воскликнул им. -
Стафиль - давайте купим и съедим!».
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
А если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.
«На ваши деньги, - он сказал бы им, -
Куплю, что нужно, всем вам четверым.
Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!
Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!
Слова несведущих несут войну,
Мои ж - единство, мир и тишину».
Вопросы:
- Каков основной смысл данной притчи?
- Каким образом ее смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?
- Почему возникают столкновения между народами?
- Каким образом их можно погасить?
Заключительное слово учителя.
Автор: Т. А. Черникова
Похожие статьи:
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников 8-11 класса
Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы в школе
Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!