Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников 8-11 класса
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы для старшеклассников
К празднику 9 мая – День Победы в школе можно подготовить литературно-музыкальную композицию, которую готовят и исполняют старшеклассники, учащиеся 8-11 классов.
1-й ведущий читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Помните! Через века, через года...»
2-й ведущий. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.
Звучит первый куплет песни А. В. Александрова «Священная война».
3-й ведущий. Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой по тому времени боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но о судьбах мира и демократии.
Включается фонограмма песни «Священная война».
4-й ведущий. На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: сто девяносто дивизий, свыше четырех тысяч танков, более сорока семи тысяч орудий и минометов, около пяти тысяч самолетов, до двухсот кораблей.
1-й ведущий. Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.
Девочка читает стихотворение Юлии Друниной «Тот же двор, та же дверь, те же стены...» Мальчик читает отрывок из стихотворения М. Светлова «Шла ты в школу, девочка... Тогда-то / Мы и познакомились с тобой...» Группа девочек и мальчиков под мелодию песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» исполняют танцевальную композицию.
2-й ведущий. Уже на совещании командного состава 30 марта 1941 года Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о «борьбе на уничтожение» целых народов. В соответствии с этим в военных директивах говорилось, что война против России должна вестись с «неслыханной жестокостью».
Мальчик читает стихотворение С. Наровчатова «В те годы» («Я проходил, скрипя зубами, мимо...»).
3-й ведущий. Для реализации своих замыслов гитлеровское руководство разработало план под условным названием «Барбаросса». Фашистские агрессоры были настолько уверены в успешном осуществлении этого плана, что еще весной 1941 года приступили к детальной разработке дальнейших замыслов завоевания мирового господства.
4-й ведущий. Проект директивы № 32 от 11 июня 1941 года предусматривал, что после разгрома советских вооруженных сил вермахт захватит английские колониальные владения и некоторые независимые страны в бассейне Средиземного моря, в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, затем вторгнется на Британские острова, развернет военные действия против Америки.
5-й ведущий. Гитлеровские стратеги планировали к осени 1941 года приступить к завоеванию Ирана, Ирака, Египта, района Суэцкого канала, а затем и Индии, где намечалось соединиться с японскими войсками. В дальнейшем предполагалось в союзе с Японией захватить Американский континент. Ключевые позиции для порабощения мира давал, по представлению агрессоров, «молниеносный» поход («блицкриг») против СССР.
6-й ведущий. За первые восемь дней войны в армию было призвано пять миллионов триста тысяч человек. Только с июля по ноябрь 1941 года на Восток были переведены 1523 предприятия, эвакуировано десять миллионов человек.
1-й ведущий. В конце августа к Ленинграду подошли лучшие части еще не знавшего поражений вермахта. Мир затаил дыхание. У наших ополченцев не хватало винтовок, гранат. Они вышли навстречу врагу, вооруженному до зубов, с охотничьими ружьями, саблями, кинжалами, пиками, против танков использовали бутылки с зажигательной смесью. И лишь силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом остановили врага у стен города.
2-й ведущий. А 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом — голодом. Предпринимались попытки эвакуировать женщин и детей из блокадного города.
3-й ведущий. Когда замерз лед на Ладожском озере, эвакуация из осажденного города шла по ледовой дороге. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», так как она действительно спасла жизни тысяч людей. По ней доставлялось в город продовольствие и вооружение. Фашисты беспощадно бомбили «Дорогу жизни» и для многих людей она стала последней дорогой...
Мальчик читает стихотворение А. Межирова «Ладожский лед» («Самый страшный путь из моих путей...»).
3-й ведущий. Итог начального периода войны для страны и армии был страшным. Миллионы убитых, раненых, пленных, огромные территории, порабощенные, истерзанные врагом. Для народа встал вопрос о жизни и смерти.
Мальчик читает стихотворение И. Уткина «Народный фонд» («Ты потому и дорога нам, Земля, отбитая в бою...). Группа мальчиков исполняет под гитару песню Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал». Девочка читает стихотворение Ю. Друниной «Я только раз видала рукопашный...».
4-й ведущий. Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви... Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей...
Мальчик исполняет песню Н. Богословского на слова В. Агатова «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца». Второй мальчик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня...» («Жди меня, и я вернусь...»). Группа мальчиков и девочек исполняет песню К. Листова на слова А. Суркова «В землянке» («Вьется в тесной печурке огонь...»). Мальчик читает стихотворение И. Уткина «Если я не вернусь, дорогая...»
5-й ведущий. До нас с вами тоже дошли отголоски войны. Еще живы ветераны, участники Великой Отечественной, они есть в каждой семье или были... совсем недавно... А ведь тогда, в военные годы, это были веселые, озорные ребята, совсем не похожие на героев, но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени, не спрятались, не взяли «освобождение» от армии, а встали плечом к плечу и стояли насмерть! Рабочие, студенты, школьники и... поэты.
6-й ведущий. Для многих из них будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас! Они уходили на фронт в числе первых, вступали в истребительные батальоны. Вы только представьте: поэт и истребительный батальон! Как это противоестественно, нелепо и больно! Вот только четыре имени молодых поэтов тех лет: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Николай Отрада. Их стихи нельзя читать без волнения: это первая страница, вырванная войной из книги, а продолжения мы никогда не узнаем... О своем поколении поэт Николай Майоров писал:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
1-й ведущий. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем права забыть об этом!
Группа мальчиков и девочек исполняет песню В. Высоцкого «Братские могилы» (можно использовать фонограмму).
2-й ведущий. Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск врага. В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой, сорвав тем самым фашистские планы скорой победы. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага.
3-й ведущий. Благодаря советскому солдату, который сокрушил врага в Сталинграде, окончательно сломал хребет агрессору в битве на Курской дуге, форсировал Днепр и Вислу, Одер и Дунай, Европа и мир избавились от смертельной опасности.
4-й ведущий. Около семи миллионов наших воинов непосредственно участвовали в освобождении одиннадцати европейских государств. Свыше одного миллиона пали в борьбе за освобождение народов оккупированных стран.
Группа мальчиков и девочек исполняет под гитару песню М. Ножкина «Последний бой» («Мы так давно, мы так давно не отдыхали...»).
5-й ведущий. В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Исторический день 9 мая стал Днем Победы над фашистской Германией.
В 1941 году, в самом начале войны, поэт Иосиф Уткин написал стихи, оказавшиеся пророческими. (Читает стихотворение И. Уткина «Перед боем»: «Мы долго ждали этот час. Но ждали мы его недаром...»)
Школьный хор исполняет песню Д. Тухманова на слова В. Харитонова «День победы» из кинофильма «Белорусский вокзал» («День Победы, как он был от нас далек...»).
6-й ведущий. Победа в самой кровопролитной за всю историю человечества войне, унесшей десятки миллионов жизней, стала возможна благодаря совместным усилиям государств и народов, боровшихся в период Второй мировой войны против блока фашистско-милитаристских государств.
1-й ведущий. Основным ядром антигитлеровской коалиции стали три великие державы — СССР, США и Великобритания. Всего же антигитлеровская коалиция насчитывала пятьдесят шесть государств. Однако решающую роль в этой многолетней битве сыграл Советский Союз. Это не раз публично признавали многие политические и государственные деятели Запада.
2-й ведущий. Оценивая влияние СССР на ход войны, президент США Рузвельт писал 6 мая 1942 года: «С точки зрения большой стратегии... трудно уйти от очевидного факта, что русские армии уничтожают больше солдат и вооружения противника, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций вместе взятых».
3-й ведущий. «Когда я говорю о сделанном Великобританией и о военном вкладе Соединенных Штатов,— отмечал премьер-министр Великобритании Черчилль 10 октября 1944 года,— Я никогда не забываю о том, что именно Красная армия выпустила дух из нацистов... Красной армией был показан пример самопожертвования и смелости. Этот пример вселил в нас надежду, что свобода мира будет спасена».
4-й ведущий. Французский генерал де Голль, испытавший на себе фашистский «новый порядок», заявил в декабре 1944 года: «Французы знают, что сделала для них Советская Россия, и знают, что именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении».
5-й ведущий. В ряде европейских стран 9 мая отмечается как национальный праздник, но есть немало молодых людей, которые даже не знают, что такая война была. Может быть, пришло время забыть о ней?
Песня А. Розенбаума «А может, не было войны...» может прозвучать в записи на фонограмме или прочитана всеми ведущими как стихотворение.
6-й ведущий. Нет, такое забыть нельзя. Забыть уроки войны — значит предать самих себя и тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего, оставить новые поколения без опыта, добытого непомерной ценой.
Все участники праздника и школьный хор исполняют песню Э. Колмановского на слова Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны?».
Похожие статьи:
Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы в школе
Сценарий мероприятия к Дню Победы в доме культуры
Литературно-музыкальная композиция на День Победы, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!