Литературно-музыкальная композиция о войне. Сценарий для начальной школы
Сценарий ко Дню Победы – 9 мая в начальной школе
Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальных классов «Про войну»
В зале звучит песня В. Высоцкого «Ты бы пошел с ним в разведку?». Зрители усаживаются на свои места. Занавес закрыт.
Открывается занавес. На сцене в необычном освещении стоят пластически выстроенные фигуры в красном и в черном. Красные - на правой половине сцены, черные - на левой. Начинает звучать фонограмма песни на стихи Р. Гамзатова, музыку Я. Френкеля «Журавли». Фигуры движутся под музыку. На словах «и превратились в белых журавлей» появляются фигуры в белом «летящие» по сцене в пластическом этюде, имитирующие журавлей. Песня смолкает, все дети уходят со сцены.
Звучит в фонограмме первый куплет песни Б. Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги?».
Вы слышите, грохочут сапоги?
И птицы отдаленные летят,
И женщины глядят из-под руки,
Вы видите, куда они глядят.
Вы слышите - грохочет барабан:
«Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней!»
Уходит взвод в туман, туман, туман...
А прошлое ясней, ясней, ясней.
Проходит шеренга солдат в обмундировании, с оружием. Один остается.
Солдат.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как крынки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
К. Симонов
Звучит фонограмма песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая!»:
Ах, война, что ты сделала, подлая!
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Под окошком чуть-чуть помаячили
И ушли - за солдатом солдат...
До свидания, мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад.
Парень и девушка, взявшись за руки, проходят через весь зал до сцены, обыгрывая слова песни пантомимой. В конце фонограммы они останавливаются, глядя друг другу в глаза.
Она.
Всю ночь не разнимали руки,
Всю ночь не спали мы с тобой.
Я после долгой, злой разлуки
Опять пришла к тебе, друг мой.
Он.
Теперь навек - ты веришь? Веришь?
«Любовь одна и жизнь одна...»
Она.
И вдруг стучит соседка в двери,
Вошла и говорит: «Война!»
Он. Война уже с рассвета длится.
Она. Войне уже девятый час.
Он. Уж враг за новою границей.
Она. Уж сотни первых вдов у нас.
Он.
И в вечность канул день вчерашний.
Ты говоришь: «Ну, как? Не страшно?»
Она.
Нет... Ты идешь в военкомат?
Еще не муж, но больше - брат...
Ступай, родной, ведь ты - солдат;
Ты соотечественник мне,
Он. Ив этом - все. Мы на войне.
Звучит фонограмма второго куплета песни Б. Окуджавы «Ах, война».
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Вместо свадеб окопы и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим...
Высвечиваются двое, стоящие в разных концах сцены, они как бы обращаются друг к другу на большом расстоянии. Она говорит, а он как бы читает ее письмо.
Она.
Как у облака на краю,
Вспоминаю я речь твою,
А тебе от речи моей
Стали ночи светлее дней.
Так, отторгнутые от земли,
Высоко мы, как звезды, шли,
Ни отчаяния, ни стыда,
Ни теперь, ни потом, ни тогда.
Но живого и наяву,
Слышишь ты, как тебя зову,
И ту дверь, что ты приоткрыл,
Мне захлопнуть не хватит сил.
А. Ахматова
Звучит громко шебет птиц.
Выбегают навстречу друг другу одетые в военную форму парень и девушка. Обнимаются.
Голос. Хлопцы, комбатжинку нашел!
Он. Люба! Любонька!
Она. Это же просто чудо! Ты - мой комбат!
Он. А ты - мой старшина! Слышишь, как звучит: «Мой старшина!» Солиднее, чем комбат, а? Ну, рассказывай все по порядку!
Она. Подумай только, ведь это случайно! Я могла не встретить тебя! Мы искали свой полк, наш, Сталинградский, но погиб наш заместитель комдива, решили проситься к танкистам. А получилось - к тебе!
Он. Любонька! А помнишь - Крым, твой и мой двор, море, стихи, помнишь, ты приучала меня к Маяковскому...
Она. Я все помню, с самого-самого начала...
Он. Старшина ты мой, через три минуты занятия с командирами взводов. Вечером встретимся.
Она. Ты расскажешь мне, как это ты уже подполковник?
Он. Разве в этом дело? Бить надо врага - вот, что сейчас главное (обнимаются и расходятся).
Опять звучит в записи щебет птиц, потом грохот орудий.
Девочка.
Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву и тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина
Звучание музыки несколько секунд. Куплет песни В. Высоцкого «Всю ночь продолжалась кровавая эта потеха...».
Две девочки в форме сидят спина к спине, взявшись за руки.
Юлька.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
Зинка.
Знаешь,- Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна...
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна,
Старой кажется, каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Юлька.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Зинка.
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Юлька.
Зинка нас повела в атаку,
Пробивались по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Зинка.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить!
Юлька.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна...
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна,
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.
Ю. Друнина
Звучит щебет птиц, раздаются залпы орудий, потом снова слышно пение птиц.
Мальчик.
Кончался бой, и снова птицы пели,
И будто до войны, еще вчера,
Бросая под ноги тяжелые шинели,
Живые танцевали у костра.
Звучит песня «Случайный вальс». Пара танцует, когда остальные поют. Выбегают и весело пляшут под песню «Смуглянка».
Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Мне этот бой не забыть нипочем».
Высвечивается мальчик, который написал и перечитывает письмо отцу.
Мальчик. Здравствуй, дорогой мой папа! Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. У нашей Мурки три котенка, а Сашок боится, что их убьют фашисты. Папка! Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я тебя очень люблю и жду сильно. Твой старший сын Василий.
Голос. А было в этом сорок третьем старшему сыну Василию одиннадцать лет, когда он, эвакуированный за Урал, работал с матерью на заводе.
Отец мальчика.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора,
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь.
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов
Звучит фонограмма одного куплета песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». Выходят все дети.
Девочка.
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
А. Ахматова
Мальчик.
Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,
Так мы долгожданной ответим.
А. Ахматова
Дети поют песню «Рисуют мальчики войну». Несут в зал сначала большие детские рисунки о войне, на последнем куплете — рисунки с цветами, салютом.
Похожие статьи:
Классный час на День Победы, 3 класс
Урок мужества в 3 классе. Конспект
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Блокада Ленинграда»
Классный час «Битва за Сталинград», 4 класс
Литературно-музыкальная композиция к 9 мая для начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!