Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект классного часа на День Победы для 4 класса

9 мая в 4 классе. Сценарий

Час памяти и скорби для учащихся 4-х классов на тему «Покуда сердца стучатся...»

Цели и задачи

— помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война — это зло, несущее страх, разрушения, смерть;

— познакомить с понятием «подвиг», именами героев;

— воспитывать чувство гордости за великую Победу и благодарности ветеранам.

Оборудование

Стенд с фотографиями павших героев, свечи, карта бывшего СССР, фонограмма звуков бомбежки, большого размера цифры — 1941, фонограмма вальса, фонограмма песни «Вставай, страна огромная», фонограмма — «Голоса погибших», макет солнца, веток цветущих яблонь, фонограмма песни «Журавли».

Предварительная работа

С целью подчеркнуть торжественность мероприятия, единение людей разных возрастов перед великой датой, в его подготовке и проведении принимают участие ученики 4-х классов, педагоги, старшеклассники.

Ход классного часа

Звучит песня из кинофильма «Офицеры», музыка Р. Хозака, слова Е. Аграновича.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей, травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мыв груди храним.

 

Погляди на моих бойцов —

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю...

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Зажигаются свечи перед стендом с фотографиями павших героев.

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать,

ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

Учитель. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем грозные годы Великой Отечественной войны. Это праздник «со слезами на глазах», праздник победы над страшным и коварным врагом — фашизмом.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских —

Это значит — против нас.

 

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных.

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

 

Он велел, чтоб разгромили.

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих —

Ничего!

 

И от моря и до моря

Возмущенный встал народ

Дать отпор врагу — фашисту,

Защитить свой славный род.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши —

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

С. Михалков

Учитель. В те далекие годы в Германии к власти пришла партия Адольфа Гитлера, считавшего, что немцы — это избранный, лучший народ, которому должен принадлежать весь мир. И для того чтобы достичь господства над остальными народами, сделать их своими рабами, заставить работать исключительно на благо Германии, Гитлер развязал войну. За два года военных действий ему удалось захватить 12 стран. (Показ на карте.) Фашистская армия приближалась к границам Советского Союза (так раньше называлась наша страна).

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили немецкие бинокли.

 

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул им руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

 

Такою все дышало тишиной.

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

С. Щипачев

Звучит вальс.

Учитель. Накануне начала войны в школах прошли выпускные балы. Позади экзамены, впереди — новая, взрослая жизнь. (Две пары старшеклассников танцуют вальс.) В ту ночь еще никто не знал, что большинство вчерашних выпускников, едва успев проститься со школьной партой, уйдут на фронт и многие из них не вернутся назад... В ту ночь они мечтали о будущем, строили планы, смеялись и танцевали...

Вальс обрывается. Слышны звуки бомбежки. С разных краев сцены появляются цифры: 1941.

Учитель. Ровно в 4 часа утра пограничники заметили на небе какие-то яркие огни. Красные, зеленые, они медленно двигались к нашей границе. Затем послышался шум моторов, и на мирно спящих людей полетели бомбы. Фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз.

Так началось утро 22 июня 1941 года.

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная...», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Учитель. Вся страна встала на защиту Родины. Плечо к плечу сражались против врага советские народы: русские, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, азербайджанцы...

Хотя прошло уже больше 60 лет со дня Победы над фашизмом, мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» — спросят некоторые. Потому что мы не имеем права забывать и чтобы та смертоносная война никогда не смогла повториться. Чтобы почтить память тех, кто не дожил до этого светлого праздника, кто отдал жизнь за нашу свободу. Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с фронтов войны, а также низко кланяемся ветеранам...

Память, память, ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Р. Рождественский

Встретив небывалое сопротивление советского народа, Гитлер решил запугать его. Фашисты шли по нашей земле, разрушая и убивая. Они были очень сильными и жестокими. Фашистские главари требовали от своих солдат, чтобы те беспощадно убивали русских людей. «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик», — было написано в немецком приказе. И они зверствовали: убивали, вешали, закапывали живьем в землю, мучили в концлагерях, сжигали в топках печей безоружных, слабых, больных. Не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей... Там, где проходили фашисты, оставались убитые люди, со-жженные села и города.

С войной в каждую семью пришла беда. Война — это вздрагивающая от взрывов земля, свист пуль, грохот снарядов, вой сирен. Это постоянная тревога и страх за себя, за своих родных и близких. Война — это священная ненависть к врагу и жажда отомстить за издевательство над народом, за зло, несущее разрушение и смерть.

В стремлении освободить свою землю от фашистов советский народ не щадил себя ни на фронте, ни в тылу. Эта война унесла двадцать семь миллионов жизней наших соотечественников, погиб каждый восьмой житель страны. Никогда раньше в истории войн не было такого количества совершенных подвигов, такого количества примеров мужества и героизма.

Вспомним всех поименно, горем вспомним

своим...

Это нужно —

не мертвым!

Это надо —

живым!

Р. Рождественский

* Первыми о начале войны узнали пограничники гарнизона Брестской крепости. Первыми они и приняли на себя беспощадные удары фашистских захватчиков. По крепости били немецкие пушки, сбрасывали бомбы самолеты, шли в бой танки. Но крепость отвечала врагу огнем и штыковыми атаками. Пограничники дали клятву: «Умрем, но из крепости не уйдем!» В десять раз превосходящие силы противника не смогли сломить сопротивления защитников крепости. Целый месяц продолжалась осада крепости немцами. Им пришлось обойти ее слева, справа, но саму крепость они взяли лишь тогда, когда защищать ее было практически некому: большинство пограничников погибло, а оставшиеся в живых, измученные, обессиленные от голода и жажды, раненые, не имевшие боеприпасов, просто не могли держать в руках оружие.

В числе раненых защитников Брестской крепости оказался и майор П. Гаврилов. Истощенный, время от времени теряющий сознание, он продолжал в одиночку сражаться с фашистами, вызывая восхищение своим мужеством даже у врага. В бессознательном состоянии майор Гаврилов был захвачен в плен. Воля и мужество помогли ему вынести ужасы немецкого плена и дожить до Победы.

* В гимне Москвы есть такие слова:

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых смелых твоих сынов.

М. Лисянский

В этой песне речь идет о 28 бойцах дивизии генерала И. В. Панфилова, которым было поручено защищать подступы к Москве. Это были люди разных национальностей: казахи, узбеки, русские, украинцы, киргизы, туркмены...

По Волоколамскому шоссе двигались к Москве крупные силы врага. 28 панфиловцев во главе с политруком В. Г. Клочковым приняли бой у железнодорожного разъезда Дубосеково. Сначала на них налетели фашистские самолеты, потом враг обрушил орудийный и минометный огонь, после чего двинулись танки — сначала 20, затем еще 30. Знаменитыми стали слова политрука Клочкова, с которыми он обратился к солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади — Москва!» Неравный бой длился 4 часа. Один за другим пылали 18 подбитых немецких танков. Почти все герои погибли. Но враг не прошел.

Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала,

любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо —

ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» —

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

я или Родина.

Самое лучшее и дорогое — Родина.

Горе твое — это наше горе, Родина.

Правда твоя — это наша правда, Родина.

Слава твоя — это наша слава, Родина!

Р. Рождественский

* Чудеса мужества и героизма совершали в годы Великой Отечественной войны наши летчики. 22 июня 1941 года летчик-истребитель И. И. Иванов, ведя бой с вражескими бомбардировщиками и израсходовав весь боезапас, решил до конца выполнить боевую задачу и пошел на таран — винтом своего самолета срезал хвост вражеского. Тот потерял управление, загорелся и рухнул на землю.

26 июня 1941 года экипаж самолета-бомбардировщика в составе капитана Н. Ф. Гастелло, лейтенантов А. А. Бурдюка, Г. Н. Скоробогатова и старшего сержанта А. А. Калинина направил свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника. Экипаж принял решение погибнуть, но при этом нанести врагу значительный урон.

В августе 1941 года летчик-истребитель Виктор Талалихин, защищая Москву от вражеских бомбардировщиков, повторил подвиг летчика Иванова. Раненный в правую руку, Талалихин, управляя самолетом левой рукой, протаранил немецкий самолет. Тот воспламенился и упал на землю. Виктор Талалихин благополучно спустился на парашюте.

Подвиг летчика Александра Горовца, совершенный в 1943 году, стал почти легендой. Он вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками, 9 из них сбил, но сам погиб. А. Горовец — единственный в истории летчик, сбивший в одном бою такое количество самолетов.

Мы будем помнить

Ваши имена

И память завещать

Грядущим поколеньям.

Герои не уходят навсегда,

Им не грозит холодное забвенье.

 

Помните!

Через века,

через года, —

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, —

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Р. Рождественский

* Тяжело раненный генерал Дмитрий Карбышев попал в плен. Гитлеровцы знали, что Карбышев — крупный ученый, и хотели, чтобы он стал сотрудничать с ними. Но генерал отказался. Фашисты подвергли его пыткам и страшным мучениям. Но ничто не сломило этого отважного человека. В лагере смерти 65-летний генерал принял участие в создании подпольной организации и подготовке восстания. В это время Красная Армия уже подходила к границам Германии. Фашисты убили тысячи узников лагеря. Карбышева поставили раздетого на морозе и стали поливать водой из пожарного шланга. Он еще успел крикнуть, обращаясь к пленным: «Выше голову, товарищи! Победа близка!» Герой замерз, превратившись в ледяную глыбу.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Как стать железом — мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой...

Готовность к смерти — тоже ведь оружье.

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

М. Львов

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

М. Исаковский

* Рядовой Александр Матросов 23 февраля 1943 гола в бою за деревню Чернушки Псковской области закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, мешавшего продвижению подразделения. Юноше было всего 19 лет, когда произошел тот трудный бой, в котором молодой боец ценою своей жизни спас жизни многих своих товарищей и обеспечил общий успех в смертельной схватке с противником.

У Александра Матросова было трудное детство. Оставшись без родителей, он воспитывался в детских колониях, но несмотря ни на что вырос человеком общительным, отзывчивым, преданным другом. Впоследствии полку, в котором служил Александр, было присвоено его имя — имя Героя Советского Союза Александра Матросова. А сам рядовой Александр Матвеевич Матросов зачислен навечно в списки гвардейского полка. Это единственный в мире случай, когда полку присвоено имя рядового солдата.

Не сгладит время горе матери, потерявшей сына. Эту боль, невосполнимую утрату она пронесет через всю жизнь, проклиная войну.

Звучит песня «Москвичи», слова Е. Винокурова, музыка А. Эшпая.

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

 

А где-то в людном мире,

Который год подряд,

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

 

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

 

Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино;

Девчонки — их подруги —

Все замужем давно.

 

Но помнит мир спасенный,

Мир вечный, мир живой

Сережку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

Учитель.

Давайте помянем их нашим молчаньем.

Всех тех, кто остался на этих лугах

Вдоль маленькой речки с красивым

названьем,

Травой прорастая в ее берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью,

И все помолчим... Пусть они говорят:

Как речка текла человеческой кровью,

Мостя переправы из наших солдат.

Как их убивали с высот пулеметы,

Как ржавым железом кромсало тела.

Тонули в болоте стрелковые роты,

А Родина-мать им помочь не могла...

Как их хоронили во рвах и воронках,

В прудах и колодцах над самой рекой,

И мама чужая тайком пред иконой

Свечу зажигала за их упокой.

Никто не считал их и нынче не скажет,

Над кем прорастает густая трава.

Лишь только туман белым саваном ляжет,

Да выйдет на берег седая вдова.

Давайте же вспомним их, ставших травою,

Корнями деревьев и щебетом птиц...

Мы их имена нынче носим с тобою,

И лиц их черты есть в чертах наших лиц.

М. Акимов

Из-за кулис звучит фонограмма — «Голоса погибших». (Композиция стихов Р. Рождественского, А. Твардовского, В. Гончарова, С. Гудзенко.)

Слушайте!

Это мы

говорим.

Мертвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы

говорим.

 

Оттуда.

Из тьмы.

 

Мне черный ворон смерти не пророчил,

Но ночь была,

И я упал в бою.

Свинцовых пуль трассирующий росчерк

Окончил биографию мою.

 

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого

не жалели.

Мы пред нашим комбатом,

как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины

шинели,

На могилах у мертвых

расцвели голубые цветы.

Пусть живые запомнят и пусть поколения

знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана

сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных

лежат, —

 

Это наша судьба, это с ней мы ругались

и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

... Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого

не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время

чисты.

 

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена.

 

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

 

Слушайте!

Это мы

говорим,

Мертвые.

Стучимся

в ваши

сердца...

Мы забыли, как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала,

земля?

Как там птицы?

Поют на земле

без нас?

Как черешни?

Цветут на земле

без нас?

Как светлеет река?

И летят облака над нами?

Без нас.

Мы забыли траву.

Мы забыли деревья давно.

Нам шагать по земле

не дано.

Никогда не дано!

Фонограмма завершается звучанием траурной мелодии.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом,

Всей землей

Поклонимся за тот великий бой.

М. Львов

Минута молчания. Исполняется танец «Журавли» под фонограмму одноименной песни, музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова. Далее стихи читают учащиеся.

Как далеко от нас ушла война,

О ней мы узнаем из фильмов и из книжек.

И только ветеранов ордена —

Живой пример для нынешних мальчишек.

* * *

Встретились подруги фронтовые,

Через всю прошедшие войну,

Вспомнили, как Родине служили,

Боевую молодость свою.

* * *

Я, признаться, сберечь

Не сумела шинели —

На пальто перешили

Служившую мне.

Было трудное время...

К тому же хотели

Мы скорее забыть о войне.

Я пальто из шинели

Давно износила,

Подарила я дочке

С пилотки звезду.

Но коль сердце мое

Тебе нужно, Россия,

Ты возьми его,

Как в сорок первом году!

Ю. Друнина

* * *

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

* * *

Смотрю назад

В продымленные дали.

Нет, не заслугой

В тот зловещий год,

А высшей честью

Школьницы считали

Возможность умереть

За свой народ.

Ю. Друнина

* * *

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

 

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский

* * *

Люди!

Покуда сердца стучатся, —

помните!

Какою ценой

завоевано счастье, —

пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,

помните!

О тех, кто уже никогда не споет, помните!

Детям своим расскажите о них,

чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Встречайте трепетную весну,

люди земли.

Убейте войну,

прокляните войну, люди земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, —

заклинаю, —

помните!

Р. Рождественский

Учитель. Навсегда останется в народе гордость за великую Победу и память о том, какой страшной ценой она досталась.

Дети поднимают макет солнца.

Пусть будет мир!

Пускай цветут сады!

(Поднимают макет веток цветущих яблонь.)

За это жизнь отдали наши деды.

Им посвящаем песню мы свою,

Им, не увидевшим Победу.

Звучит песня «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова. В зал летят шары.

Похожие статьи:

Литературно-музыкальная композиция о войне. Сценарий для начальной школы

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая для начальной школы

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Города герои Великой Отечественной войны»

Сценарий ко Дню Победы – 9 мая в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Блокада Ленинграда»

Комментарии (1)
Лариса # 28 апреля 2018 в 08:27 0
Замечательный сценарий !!!