Игровая программа для школьников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Конспект игры к 9 мая - День Победы для школьников на тему «Великая Отечественная война»
Цели:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма.
2. Освоение элементарных представлений о военных операциях, о датах.
Оформление доски:
- Записана тема.
- Карта «II Мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза».
- Три последовательных листа:
а) на одном перечислены военные операции (к конкурсу 2);
б) на другом - даты военных операций (к конкурсу 4);
в) на третьем - географические объекты периода войны (к конкурсу 5).
- Стенные газеты: «И помнит мир спасенный» (о героях Великой Отечественной войны) и «Георгий Константинович Жуков».
- Цитата на ватманском листе: «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия». (У. Черчилль, премьер-министр Англии.)
- На отдельном столе готовится выставка книг о войне.
Подготовка.
Класс делится на 3 команды. Вопросы по конкурсам 1, 3 и 5 даются заранее. Заранее готовятся сообщения о героях войны (Юрии Смирнове, Николае Кузнецове, Александре Матросове, Иване Леонове и др.). Каждая команда заранее готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы (конкурсы 3 (а и б) и 6).
По ходу проведения игры показываются репродукции с картин советских художников по теме «Великая Отечественная война», которые соответствуют данному вопросу. Репродукции с картин взяты из книги «Великая Отечественная война в произведениях советских художников», автор-составитель О. И. Сопоцинский. М., 1979.
Ход игры
Учитель. 22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Союза Советских Социалистических республик. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.
Конкурс 1. «Война».
Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру получает билет. 3 балла за правильный ответ.
1) «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто и когда впервые сказал эти слова? (Заключительная фраза обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов 22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны.)
2) Графическое и музыкально-поэтическое произведения, с первых дней Великой Отечественной войны ставшие ее символами, получившие всемирную известность, его авторы. (Музыкально-поэтическое произведение - песня «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Графическое произведение - плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».)
3) Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах Великой Отечественной войны? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках? («От советского Информбюро...», Ю. Левитан.)
4) История донесла до нас память о полях ратной славы русского народа (Куликово, Бородино). Какое поле ратной славы оставила в народной памяти Великая Отечественная война? Что и когда произошло на нем? (12 июля 1943 г., танковое сражение под Прохоровкой.)
5) Кто и перед кем произнес слова, превратившиеся в крылатые и ставшие девизом защитников Москвы? (Политрук В. Клочков, один из 28 погибших воинов-панфиловцев, обращаясь к группе солдат 316-й стрелковой дивизии: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!».)
6) В руках двух всемирно известных скульптур, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, находятся мечи. Назовите эти скульптуры, где они установлены? (Волгоград - Мамаев курган - «Родина-мать», Берлин - Трептов-парк - «Воин-освободитель».)
Конкурс 2. «Военные операции».
Ответ по карточкам.
Учитель. Я задаю вопрос, и через 30 секунд по команде все одновременно поднимают карточки с номерами, которые соответствуют правильному ответу. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными военными операциями, напротив каждой операции цифра. 1 балл за каждый правильный ответ.
1. В честь освобождения каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году? (Орел, Белгород.)
2. Как называлась операция немецко-фашистского командования по захвату и уничтожению Москвы? («Тайфун».)
3. Какая битва положила начало коренному перелому в войне? (Сталинградская битва.)
4. Кодовое название Орловской операции по уничтожению немецко-фашистских войск, проведенной 12 июля - 18 августа? («Кутузов».)
5. Немецкий план ведения войны против СССР? (План «Барбаросса».)
6. Операции, проведенные партизанами в тылу противника. (Рельсовая война.)
7. Операция по освобождению Белоруссии. («Багратион».)
8. Города, получившие звание «Город-герой» приказом от 1 мая 1945 г. (Ленинград, Сталинград, Севастополь.)
9. Название операции по освобождению Смоленской области. («Суворов».)
10. Название операции по освобождению Орла. («Кутузов».)
11. Название операции по освобождению Белгорода. («Полководец Румянцев».)
Учитель. Пока жюри подводит итоги, мы с вами заслушаем сообщение о Герое Великой Отечественной войны и тем самым перейдем к конкурсу «Герои войны».
Сообщение о Юрии Смирнове подготовила нам...
Слово жюри.
Конкурс 3. «Герои войны».
Учитель. Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину - Советский Союз. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Миллионы получили награды, а еще миллионы, может и не получили того, что заслужили.
Справка.
Самого высокого звания - Герой Советского Союза - были удостоены 11635 человек. Самый старший из них - простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Хочу отметить еще двух Героев Советского Союза - русские интеллигенты, профессора: Дмитрий Михайлович Карбышев и Евгений Владимирович Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.
Среди Героев Советского Союза - 76 женщин и 4 подростка- пионера, которым было по 14 лет. Приготовим листочки с буквой а).
- Ответы на вопросы 3-го конкурса даются письменно. 1 балл за каждый правильный ответ.
1. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»
Собрав последние силы, слабеющей рукой начертал эти слова на стене умирающий боец. Где была обнаружена эта надпись? (В Брестской крепости.)
2. С первых же часов войны ожесточенный характер носили бои в воздухе.
Справка. Он совершил свой подвиг 22 июня 1941 г. в 04 часа 25 минут, таранив «Хейнкель».
Кто первым направил свой горящий самолет на скопище врага (совершил огненный таран)? (Н. Гастелло.)
3. Написать фамилию летчика, который после ампутации ног вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. (А. Маресьев.)
4. Написать фамилии летчиков, трижды Героев Советского Союза. (И. Н. Кожедуб, А. П. Покрышкин.)
5. Кто управлял вражеским бомбардировщиком, на котором группа советских военнопленных совершила беспримерный в истории войны побег? (Михаил Девятаев вместе с девятью солагерниками 8 февраля 1945 г. чудом поднял самолет и перелетел через линию фронта.)
6. Кто возглавлял советскую авиагруппу, которая первой совершила бомбардировку Берлина в августе 1941 года? (Е. Н. Преображенский, полковник, 1-й минно-торпедный авиаполк.)
- Сдаем листы с ответами.
Справка.
За годы войны 220 летчиков совершили тараны. По два тарана совершили 25 летчиков, а Герои Советского Союза - Хлобыстов и Корзун - три и четыре соответственно. Присвоено звание Героя Советского Союза - 94 летчикам.
На сегодняшний день история Великой Отечественной войны не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!
Сообщение о герое-летчике Иване Леонове, который после ампутации руки продолжал летать и бить врага, сделает нам ....
- Продолжаем конкурс «Герои войны».
Всему миру известен подвиг Александра Матросова. Заслушаем подготовленное сообщение о герое.
Справка.
Таких подвигов, только подтвержденных документами, было 264. 152 из них было присвоено звание Героя Советского Союза. Они шли на смерть не за награды. Среди них 17-летняя партизанка Римма Шершнева: она бросилась на амбразуру, закрыла пулемет и спасла жизнь командиру отряда.
Взяли лист с пометкой «3-й конкурс, пункт б)», остальные ответы даем письменно.
1. Когда кончались патроны, солдаты вызывали огонь на себя, бросались под танки или взрывали себя вместе с фашистами, закрывали своим телом вражеские дзоты. 13 января 1943 г. в бою в районе хутора Старый Рогачик (ныне Новый Рогачик Волгоградской области) он бросился на амбразуру дзота и закрыл его своим телом. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. (Н. Сердюков.)
2. Назовите имя героя-артиллериста, вернувшегося на фронт после потери обеих рук. (Василий Степанович Петров.)
3. На оккупированной территории фашисты не чувствовали себя свободно и вольно. Повсеместно действовали партизанские отряды и подпольные группы. Против оккупантов боролись даже подростки.
Назовите фамилии пионеров — Героев Советского Союза. (Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова (член ВЛКСМ с 1943 г.), Леня Голиков.)
4. Назовите фамилии руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», которая действовала в Краснодоне. Все они посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. (Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин, Иван Земнухов.)
5. 27 января 1942 г. в газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини-партизанки. (Зоя Космодемьянская.)
6. Напишите фамилию командира самого крупного партизанского отряда, действовавшего на Украине. (С. А. Ковпак.)
Сдаются листы с ответами.
Учитель. В одном из партизанских отрядов под командованием Д. Н. Медведева находился советский разведчик Николай Кузнецов. Послушаем сообщение о герое, которое подготовил нам ....
Конкурс 4. «Знаешь ли ты даты?»
Учитель. После вопроса через 30 секунд по команде поднимаем карточки с ответами. Обратим внимание на доску. Здесь вы видите лист с перечисленными датами напротив каждой цифры, расположите правильно даты, соответственно каждому событию. За каждый правильный ответ 1 балл.
Ответы:
- Прежде чем перейти к 5-му конкурсу, мы с вами послушаем сообщение о герое, которое нам подготовил ....
Слово жюри.
Конкурс 5. «География Великой Отечественной войны».
Представители команд вынимают номер, соответственно номеру получают задание (задания написаны на листе бумаги, лист бумаги на доске). Команды работают с картой. Прежде чем рассказать о географическом объекте, его надо показать на карте.
1. Курская дуга. (Курский выступ.)
2. «Восточный вал», (р. Нарва, Псков, Витебск, Орша, р. Сож, ср. течение р. Днепр (основа «Восточного вала»), р. Молочная.)
3. Малая земля. (Новоросийск.)
4. Остров Людникова. (Волгоград.)
5. Аджимушкайские каменоломни. (Керчь в черте города.)
6. Мамаев курган. (Волгоград.)
7. Зеловские высоты. (Недалеко от Берлина.)
8. Солдатское поле. (Волгоград.)
Слово жюри.
Учитель. Великая Отечественная война длилась почти четыре года - 47 месяцев и 18 дней. Четыре года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. Четыре года напряженного труда в тылу. Четыре года мужества и героизма на фронте. Все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу — остановить врага, уничтожить врага, очистить от него свою землю. Долго, целых четыре года, шел советский солдат к Берлину.
Конкурс 6. «Окончание войны».
Ответы даются письменно. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Какие фронты участвовали в операции по взятию Берлина, и кто ими командовал? (1-й Белорусский - Г. К Жуков; 1-й Украинский - В. И. Кузнецов, В. И. Чуйков и др.; 2-й Белорусский - К. К. Рокоссовский; Днепровская военная флотилия, Краснознаменный Балтийский флот.)
2. Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом? (М. А. Егоров, М. В. Кантария.)
3. Когда Знамя Победы было водружено? (30 апреля 1945 г.)
4. Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии? (Г. К. Жуков.)
5. Когда был подписан акт о капитуляции? (7 мая.)
6. Назовите имя первого коменданта Берлина. (Генерал Берзарин*.)
7. Когда и где состоялся Парад Победы? (Москва, 24 июня 1945 г.)
8. Кто принимал Парад Победы? Кто командовал Парадом? (Г. К. Жуков, К К. Рокоссовский.)
Слово жюри.
Заключительное слово учителя.
- Скоро в России праздник. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут и матерей, сыновей и дочерей, братьев и сестер, двоюродных и троюродных, кумовьев и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых бомбами, расстрелянных пулями, изорванных осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и еще - без счета умиравших и умиравших от голода, холода, от ран, от мук, от страданий, от горя. Всех помянут за празднично-поминальными столами.
Помяните Неизвестного солдата. Его прах разбросан по всей Европе - от Сталинграда до Берлина. И он не знает о торжественном венке, который несколько раз в году возлагаю! на мраморные плиты у Кремлевской стены. И только наши слезы и слезы потомков, пролитые в бесконечных дождях 1941 - 20... гг., делают его косточки все белее и белее.
Я уверена, что ваша подготовка к игре, и ее проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далекой, историей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний разговор нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.
Похожие статьи:
Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников 8-11 класса
Литературно-музыкальная композиция на День Победы, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!