Занятия по ОБЖ в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Перспективный план на год по ознакомлению с ОБЖ. Старшая группа
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
Выставка «Дары леса»
Цель: формировать представления о ядовитых грибах, ягодах, плодах деревьев, о лекарственных травах.
Материалы и оборудование: природный и иллюстративный материал.
Игра «Съедобное — несъедобное» («Хорошо — плохо»)
Цели: закреплять знания о ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, а какие — помогают.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, называя при этом съедобные (яблоко, сыр, мороженое и др.) и несъедобные (книга, стол, дом и др.) предметы. Если это съедобный предмет, дети ловят мяч, если нет — отбрасывают его.
Занятие «Как избежать неприятностей на природе»
Цель: активизировать правила поведения во время пребывания на природе.
Материалы и оборудование: настольная игра «Как избежать неприятностей» (игровой дидактический материал из серии «Забавы в картинках», I ч. — опасности на воде и в природе), иллюстративный материал по теме.
Занятие «Земля — наш общий дом»
Цели:
• расширять представления о том, что Земля является домом для всех людей и живых существ;
• закреплять понимание того, что люди являются частью природы, что для роста и развития всего живого необходимы вода, свет, воздух;
• воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: глобус, карта мира, символы животных, солнца, воды, воздуха, изображенные на бумаге.
Описание занятия. См. здесь
Беседа «Возле речки, на реке»
Цели.
• формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде, о причинах несчастных случаев на воде;
• формировать знания о действиях в случае опасности на воде.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал по теме.
Занятие «Береги природу»
Цели:
• закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе;
• воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: иллюстрации и стихи из альбома «Береги живое» (игровой дидактический материал из серии «Забавы в картинках», 1ч.— опасности на воде и в природе).
Рисование на тему «Наша прогулка на природу»
Цели:
• учить изображать родную природу, отражая на рисунке свое отношение к ней;
• учить получать радость от полученных впечатлений на прогулке, экскурсии.
Материалы и оборудование: краски, кисти, вода, бумага, нетрадиционный материал (школьный мел, восковые мелки, свечки, уголь, ватные палочки), фломастеры, шаблоны и трафареты.
Чтение художественной литературы
Цель: расширять и обогащать знания о бережном отношении к природе.
Материалы и оборудование: Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» (другие произведения по выбору педагога).
Мероприятия и материалы для родителей:
• консультация на тему «Как провести выходной день с ребенком»;
• совместная экскурсия в парк с соблюдением правил безопасного поведения на природе.
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Занятие «Если хочешь быть здоров»
(Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. «Здравствуй, мир!», 3 ч., занятия №3, 4)
Цели:
• уточнять и расширять знания о правилах поведения в общественных местах (на примере поликлиники);
• давать представления об устройстве и функционировании человеческого организма;
• воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.
Рисование по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»
Цели:
• развивать умение выбрать эпизод из сказки, передавать в рисунке характерные особенности персонажей;
• формировать желание соблюдать культурно-гигиенические навыки.
Материалы и оборудование: альбомный лист, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши.
Игра «Мой день»
Цель: знакомить с понятием «режим дня», отмечать важность выполнения режима.
Материалы и оборудование: настольная игра «Расскажи про детский сад», карточки с изображением режимных моментов.
Описание игры. Педагог предлагает расположить карточки последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объясняя при этом, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки. Как вариант можно провести соревнования: «Кто быстрее выложит ряд?», «Продолжи ряд», «Исправь ошибку».
Занятие «Здоровое питание»
Цели.
• закреплять знания о правильном питании;
• формировать знания о правильном соотношении продуктов в рационе.
Материалы и оборудование: настольная игра «Пирамида здоровья».
Беседы на темы «Здоровые и нездоровые привычки», «Опасность вредных привычек»
Цели:
• формировать интерес к здоровому образу жизни (ЗОЖ), негативное отношение к курению, наркотикам;
• знакомить с методами профилактики вредных привычек.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.
Чтение художественной литературы
Цель: расширять знания о гигиене, о бережном отношении к своему здоровью.
Материалы и оборудование. К. Т. Зайцева «Уроки Айболита».
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь», «Служба спасения»
Цели:
• формировать интерес к ЗОЖ;
• развивать игровые навыки.
Материалы и оборудование: жилеты с надписью «МЧС», каски, сумки с набором «Игрушечный доктор», телефон, игрушки — инструменты и огнетушители, детские машины разного назначения, кубики, детская мебель.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель: формировать навыки самоконтроля за выполнением правил личной гигиены.
Материалы и оборудование: мяч, фишки.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, произнося начало фразы. Дети ловят мяч и заканчивают фразу.
Утром мы обязательно... (делаем зарядку).
После прогулки надо... (мыть руки).
Перед сном необходимо... (чистить зубы). (И т. д.)
Игровые ситуации «Как справиться с инфекцией», «Отношение к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью?»
Цели:
• формировать знания об инфекционных заболеваниях, о способах заражения ими и их лечении;
• воспитывать заботливое отношение к больному.
Материалы и оборудование: предметные картинки: овощи, фрукты, продукты питания, в которых содержатся витамины А, С, В; картинки с изображением здорового и больного человека.
Мероприятия и материалы для родителей:
• совместное спортивное развлечение «Спорт — помощник, спорт — здоровье, спорт — игра»;
• открытые мероприятия, проводимые с детьми в форме игры по теме ЗОЖ: «Слабое звено», «Будь здоров, расти большой» (проводится как спортивное мероприятие с включением комплекса зарядки, элементов дыхательной гимнастики, психогимнастики, подвижных игр по усмотрению педагога и заканчивается совместным чаепитием: чай с лимоном или из сбора трав);
• родительский уголок «Уроки Мойдодыра», «Растим детей здоровыми».
ЯНВАРЬ
Занятие «Встреча с незнакомцем»
Цели.
• развивать умение анализировать проблемные ситуации вне дома;
• учить соблюдать осторожность, избегать заведомо опасных ситуаций.
Материалы и оборудование, иллюстрации по теме.
Беседы на темы «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть», «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?»
Цель: учить узнавать ситуации, которые могут быть опасны, учить избегать их.
Материалы и оборудование: иллюстративный материал по выбору педагога.
Игры-ситуации «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома» и т. п.
Цели:
• учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, учить тому, как их избежать;
• помогать обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации.
Материалы и оборудование: иллюстрации по темам по выбору педагога, плакат «Если ты потерялся на улице».
Занятие «Уроки осторожности»
Цели:
• обучать основам личной безопасности;
• развивать речь, память, мышление.
Материалы и оборудование: настольная игра «Уроки осторожности».
Игра «Свой, знакомый, чужой»
Цель: формировать более точное понимание того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».
Материалы и оборудование: мяч, фишки черного и белого цветов.
Описание игры. Педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, соседка, сестра мамы и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белую фишку, если чужой — черную. При этом они объясняют свои действия.
Рисование по сказкам «Приключения Буратино», «Красная Шапочка»
Цель: учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, взаимодействие персонажей.
Материалы и оборудование: альбомный лист, гуашь, кисти, простой карандаш.
Дидактическая игра «Опасно — не опасно»
Цель: развивать наблюдательность, память, речь.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог-ведущий называет ситуацию и просит детей определить степень угрозы для жизни и здоровья в ней. Если есть опасность — дети отбрасывают мяч, если опасность не угрожает — ловят.
Примеры ситуаций: прыгать с высоты, читать книгу, кашлять на других, играть в куклы, лазать по лестнице, одеваться не по погоде, собирать пирамидку, играть спичками, раскачивать лодку и т. д.
Чтение художественной литературы
Цели: разъяснять, какие ошибки совершили герои этих произведений; выяснять, как бы дети поступили в таких ситуациях.
Материалы и оборудование: сказки «Волк и козлята», «Красная Шапочка» и др. по выбору педагога.
Подвижная игра «Найди свой дом»
Цель: формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Материалы и оборудование: обручи, игрушки (машинка, кукла, кубик и т. п.).
Описание игры. На полу расположены 3—4 обруча, в центре которых находится одна любая игрушка. Вокруг обруча встают по 5 детей — это их «дом». Под музыку дети бегают по залу, выполняют определенные движения. С окончанием музыки им необходимо быстро вернуться в свой «дом». Предметы в обручах можно менять местами.
Дидактические игры «Как звать на помощь?», «Что делать, если...» и др.
Цель: учить громко звать на помощь, привлекая к себе внимание, благодарить за оказанную помощь.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки по теме.
Мероприятия и материалы для родителей:
• проведение консультации «Чем занять ребенка дома, если он остался один»;
• ознакомление с памяткой «Меры безопасности для детей».
ФЕВРАЛЬ-МАРТ
Цикл занятий «Опасные забавы» («Запомните, детки: таблетки — не конфетки», «Ножницы, катушки — это не игрушки», «А у нас дома — газ» и др.)
Цель: объяснять, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту.
Материалы и оборудование: Т. А. Шорыгина «Основы безопасности» (для детей 5—8 лет), с. 16, 25, 37.
Дидактические игры «Выбери предмет», «Оцени поступок»
Цели:
• развивать умение определять предметы, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам;
• учить умению выбрать правильный поступок и умению объяснить, как можно поступить;
• воспитывать внимательность.
Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки.
Развивающие игры на тему «Опасность в доме»
Цели.
• знакомить с причинами возникновения опасных ситуаций в доме, учить тому, как их можно избежать;
• развивать внимание, речь.
Материалы и оборудование: настольные игры с самоконтролем «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!»
Игры «Опасно — не опасно»
Цель: закреплять знание опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог просит детей определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасная — дети отбрасывают мяч, если не опасная — ловят.
Примеры ситуаций: выглядывать в открытое окно, открывать крышку горячей кастрюли, помогать маме, вставлять ножницы в розетку, смотреть с мамой телевизор, поджигать бумагу, рисовать и т. д.
Рисование на тему «Осторожно — опасность!»
Цели:
• формировать навыки воспроизведения в рисунках опасных ситуаций;
• учить располагать рисунок на всем листе, аккуратно пользоваться красками, придавать рисунку разные оттенки.
Материалы и оборудование: альбомный лист, краски, кисти, вода, фломастеры, нетрадиционный материал: школьные и восковые мелки, свечки, уголь, ватные палочки, шаблоны и трафареты.
Дидактическая игра «Магазин»
Цели.
• учить узнавать инструменты (молоток, пила, клещи, топор, гвозди, отвертка) и электроприборы (утюг, холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, фен, пылесос и др.) по описанию;
• закреплять знания о назначении инструментов и электроприборов, правилах обращения с ними.
Материалы и оборудование: предметные картинки по темам.
Занятие «Приготовление фруктового салата»
Цели:
• закреплять умение пользоваться острыми кухонными предметами;
• формировать знания о том, что фрукты полезны для здоровья, так как содержат витамины.
Материалы и оборудование: свежие фрукты, терки, ножи, фартуки, косынки, средства оказания первой медицинской помощи.
Описание занятия. См. здесь
Чтение литературы
Цель: расширять знания о личной безопасности в быту, на улице, на воде, при обращении с животными.
Материалы и оборудование: Ю. А. Соколова «Правила безопасности».
Игры-тренинги «Незнакомец за дверью», «Что ты будешь делать, если позвонили в дверь (зазвонил телефон и т. д.)?»
Цель: способствовать укреплению навыков личной безопасности.
Материалы и оборудование: телефон.
Мероприятия и материалы для родителей:
• родительский уголок с иллюстративным материалом «Внимание — опасно!» (опасные ситуации, которые могут возникнуть в быту);
• папка-передвижка «Что делать, если случилась беда» (оказание элементарной первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, отравлении, носовом кровотечении и т.д.).
АПРЕЛЬ
Беседа «Ни ночью, ни днем не балуйтесь, дети, с огнем»
Цели.
• расширять знания о пожарной безопасности, о том, как избежать пожароопасных ситуаций;
• учить вызывать пожарных.
Материалы и оборудование: плакат «Правила поведения при пожаре для детей».
Занятие «Береги себя»
(Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. «Здравствуй, мир!», ч. II, занятие №2, с. 98)
Цели.
• расширять представления о том, какое поведение может быть опасным;
• развивать умение избегать опасности, соблюдая меры предосторожности;
• учить пользовать телефоном службы спасения.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями предметов бытовой техники; телефон.
Комплексное занятие «Огонь — друг, огонь — враг»
Цель: пополнять знания о том, какую пользу приносит огонь человеку, а к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
Материалы и оборудование: знак опасности (белый круг из картона, в центре — красный восклицательный знак), символ огня (белый круг из картона, в центре — языки пламени красного, желтого или оранжевого цвета), мяч, ленты красного и синего цветов, медаль.
Описание занятия. См. здесь.
Рисование на тему «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»
(Волчкова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада: ИЗО», занятие №3, с. 39)
Цели:
• закреплять знание правил пожарной безопасности;
• учить рисовать огонь, дым, фигуры людей, создавать сюжетную картинку на тему «Пожар»;
• воспитывать уважение к людям героической профессии — пожарным.
Материалы и оборудование: альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетки.
Экскурсия в пожарное депо
Цели: расширять знания о работе пожарных, воспитывать уважение к людям этой профессии.
Занятие «Знакомство с пожарным щитом в ДОУ»
Цель: активизировать знания о пожароопасных предметах и орудий, с помощью которых нужно тушить пожар.
Материалы и оборудование: иллюстрации и предметные картинки.
Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные»
Цели:
• закреплять знания о работе пожарных;
• учить выполнять взятую на себя роль;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества.
Материалы и оборудование: жилеты с надписью «01», каски, игрушки — инструменты, огнетушители, кубики, шланги, лопаты, ведро, рация, игрушечные машины разного назначения.
Мероприятия и материалы для родителей: викторина совместно с детьми «Не шути с огнем!»
МАЙ
Занятие «Путешествие в мир автомобилей»
Цель: расширять знания о ПДД, о специальном транспорте (машины: пожарная, скорой медицинской помощи, снегоуборочная, дорожно-постовой службы, газовой службы) и его назначении.
Материалы и оборудование: альбом с иллюстрациями на тему «Машины специального назначения» (демонстрационный материал для фронтальных занятий).
Развлечение «Незнайка на дороге»
Цель: закреплять знание правил поведения пешеходов на улице.
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка, карточки с дорожными знаками, светофор, «зебра» из ковролина на «липучках» в виде узкой дорожки.
Сюжетно-ролевая игра «Мы — пассажиры»
Цель: закреплять правила культурного и безопасного пользования общественным транспортом.
Материалы и оборудование: игрушечный руль, «билеты», куклы, стульчики.
Занятие «Внимание — дорога!»
Цели:
• знакомить с наиболее важными для пешехода дорожными знаками, тренировать узнавать их на улице;
• воспитывать умение играть по правилам.
Материалы и оборудование: настольные развивающие игры «Внимание — дорога!», «Дорожная азбука», «Час пик» и другие по выбору педагога.
Занятие «Учим знаки»
Цели:
• знакомить с изображением и применением знаков дорожного движения;
• учить ориентироваться в разнообразных ситуациях на дороге.
Материалы и оборудование: настольная игра «Лото пешехода».
Рисование на тему «Вот эта улица, вот этот дом...»
Цели.
• учить передавать в рисунке несложную композицию современной городской улицы;
• закреплять приемы рисования краской.
Материалы и оборудование: альбомный лист, краски, кисти, вода, иллюстрации по теме (для рассматривания).
Чтение художественной литературы
Цель: закреплять и расширять знания о ПДД.
Материалы и оборудование: И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок» и другие произведения по выбору педагога.
Мероприятия и материалы для родителей:
• анкетирование на тему «Я и мой ребенок на улицах города»;
• совместная с детьми викторина «Пешеход на улице»;
• родительское собрание по Правилам дорожного движения «Недалеко до беды» с разбором опасных ситуаций на дороге.
Похожие статьи:
Занятие по основам безопасности в старшей группе. Тема: Правила поведения на прогулке
Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа
Задания по ОБЖ для детей 5-7 лет
Конспект занятия по безопасности в старшей группе: Безопасность на природе
Нет комментариев. Ваш будет первым!