Виды развивающих игр для младших дошкольников
Развивающие игры для детей раннего возраста
Одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. Если в младенчестве игра отсутствует вовсе, в раннем возрасте она уже есть. (Например, ребенок укачивает, кормит куклу, возит в коляске котенка.)
Существует множество различных классификаций игры. Г. Крейг делит их следующим образом:
• сенсорные игры;
• игры-возни;
• языковые игры:
• ролевые игры;
• игры с правилами.
Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев, характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус.
Бег, прыжки, лазание, кружение — моторные игры — тоже характерны для детей раннего возраста. Уже в младенчестве они освоили этот вид игр. Примерно до трех лет дети играют в эти игры в одиночку, без сверстников, хотя зачастую они начинают подражать другому ребенку, например начинают прыгать и скакать так же, как он.
Игра-возня часто раздражает взрослых и запрещается ими. Тем не менее подобные игры позволяют ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, продемонстрировать положительные эмоции, учит регулировать как свои чувства, так и силу физического воздействия на партнера, контролировать импульсивные желания.
Родители часто сами прибегают к таким играм, тиская и щекоча малыша. Желательно, чтобы ребенок принимал активное участие в подобной игре, а не сидел пассивно на руках у взрослого.
Как правило, все дети любят играть в языковые игры, и дети раннего возраста не являются исключением. Главное в этих играх — не передача информации, а экспериментирование со звуками, со словами.
В ролевых играх дети принимают на себя определенные роли, воспроизводят действия других людей (мамы, папы, няни, доктора и др.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В раннем возрасте способность включаться в ролевую игру возникает в 2,5—3 года. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навык сотрудничества.
Игры с правилами и игра-состязание. Чтобы дети смогли играть в подобные игры, им необходимо обладать определенными когнитивными навыками: они должны понимать инструкцию, помнить правила, уметь прогнозировать последствия выполнения или невыполнения условий игры. Однако, с другой стороны, эти навыки отрабатываются в процессе самой игры, от примитивной к более сложной. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определенным правилам игры, и в играх появляется элемент соревновательности.
Безусловно, игра оказывает сильное влияние на развитие социальных навыков малышей. Существуют 5 уровней социального взаимодействия маленьких детей:
❧ игра в одиночку — на этом уровне взаимодействие полностью отсутствует, этот уровень характерен и для младенцев, и для детей раннего возраста;
❧ игра-наблюдение — ребенок наблюдает за игрой товарища, но этим наблюдением процесс и заканчивается, дети не вступают во взаимодействие;
❧ параллельная игра — ребенок играет в непосредственной близости рядом с другим ребенком, берет такие же игрушки, подражая ему, но взаимодействия не возникает. Это игра «рядом», но не «вместе», она характерна для детей от 1,5 до 2 лет;
❧ ассоциативная игра — дети уже в какой-то степени взаимодействуют, делятся игрушками, но у каждого из них свой сюжет, своя цель, они еще не координируют свои действия. Такой тип игры может сформироваться уже к 3 годам;
❧ совместная игра — дети во время такой игры заняты общим делом, играют в прятки, в «семью», строят одно сооружение из кубиков. Такие игры возникают между детьми ближе к 3 годам.
Дети от 1,5 до 2 лет редко вступают в коллективные игры, им более свойственна игра «рядом», но не «вместе». Дети 1.5 лет, даже если не могут присоединиться к другим детям, иногда просто имитируют действия сверстников или более старших детей, при этом они выражают сильную радость.
Играя, малыши помогают друг другу овладеть определенными физическими, когнитивными и социальными навыками.
Похожие статьи:
Игры на развитие слухового восприятия для детей 2-3 лет
Игры на фланелеграфе для детей 2-3 лет
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!