Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А.С. Пушкин. УМК «Перспектива»
Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, А.С. Пушкина; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; бережно относиться к книгам; различать понятия «книга», «писатель», «читатель», «библиотека», «каталог алфавитный и систематический», «формуляр».
Оборудование: портреты С. Михалкова и А.С. Пушкина, презентация путешествия по библиотеке (по возможности).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное? (Ответы детей.)
III. Речевая разминка
(Дети читают скороговорки на с. 14 учебника. Учитель распределяет, кто какую скороговорку будет читать. Сначала дети работают самостоятельно, затем в парах, а потом, по указанию учителя, читают группами.)
— Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте ее шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте скороговорку быстро друг другу.
— А сейчас прочитайте хором те, кто готовил первую скороговорку.
(Дети читают хором группами вторую, третью скороговорки, шутку-минутку.)
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, пока вы читали скороговорки, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.
A M Л Х И О В К
(Михалков.)
— Верно, Михалков. Кто из вас знает, как его зовут? (Сергей Владимирович.)
— Какие произведения этого автора вы знаете?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.)
Материал для учителя
Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) — русский поэт, драматург. Родился в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства».
Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.
Школьные годы провел в Пятигорске, в 1930 г. окончил среднюю школу.
Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928 г. В этом же году он был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАП П), и его стихи часто стали печатать на страницах пятигорской газеты «Терек».
В 1930 г. Михалков переезжает в Москву и в течение трех лет работает чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимает участие в геолого-разведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще стали публиковать в столичной печати, передавали по радио. С 1933 г. у Михалкова появилась возможность жить только на литературный заработок.
С.В. Михалков стал членом объединения молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935—1937 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.
В 1935 г. в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов (1936).
Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем же номере. Но нужны были иллюстрации к поэме.
— За такой короткий срок художнику рисунков не сделать, — вздохнул редактор. — Придется, видимо, выпуск журнала задержать, а не хотелось бы...
Он внимательно посмотрел на стоявшего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнес:
— Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы самый настоящий дядя Степа!
И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 49.)
V. Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.
— Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотворения. («Как бы жили мы без книг?..»)
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей.) Прочитаем его и узнаем, верны ли наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)
— Так о чем это стихотворение? Докажите строчками стихотворения.
— Прочитайте его друг другу.
— Кто готов прочитать выразительно всему классу?
VI. Физкультминутка
Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы...
Угощайтесь, молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)
VII. Продолжение работы по теме урока
— Как вы думаете, когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?
— Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Библиотекарь.)
Знаете ли вы происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: «библион» — книга и «тека» — хранилище.
— Теперь вам понятно значение этого слова?
— Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
— Откройте учебник на с. 15. Прочитайте, что говорит Ваня.
— Переверните страницу и прочитайте, что ответила Аня.
— Какие указатели вы видите? Что такое каталог? (Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определенном порядке.)
— Обратите внимание на то, какие бывают каталоги в библиотеке (с. 17). (Алфавитный и систематический.)
— Попробуйте объяснить, чем они различаются. Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за ней, много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.
У этой поэмы Пушкина есть вступление. Сегодня мы будем его читать.
(Чтение текста вступления учителем или воспроизведение аудио- или видеозаписи. Словарная работа.)
У лукоморья — у морского залива.
Дол — то же, что и долина.
Пленяет — берет в плен.
Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет — сохнет.
— Прочитайте вступление самостоятельно, найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.
(Дети читают, делая пометки карандашом. Проверка самостоятельной работы.)
VIII. Рефлексия
— Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко. А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения читали на уроке?
— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике на с. 22—23.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!