Внеурочное занятие для младших школьников «Посеешь привычку - пожнешь характер»
3анятие для учащихся начальной школы на тему: !Посеешь привычку - пожнешь характер»
Цели: дать представление о понятии «привычка»; выявить отличия полезных привычек от вредных; рассказать о замечательных и опасных привычках.
Ход занятия
К занятию необходимо подготовить текст сказки А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц». У детей на партах - тетради и цветные карандаши.
Информация для учителя.
В процессе роста и развития у ребенка формируется множество различных привычек - полезных и вредных. Полезные привычки позволяют человеку эффективно использовать время, сохранять и укреплять здоровье. В младшем школьном возрасте они формируются довольно легко и сохраняются на всю жизнь. Однако их воспитание невозможно без целенаправленной деятельности взрослого, который должен контролировать соблюдение установленных правил, поддерживать ребенка похвалой, поощрением.
Вредные привычки детей часто являются результатом неосознанного подражания взрослым. К вредным привычкам, оказывающим мощнейшее разрушительное воздействие на физическое и психическое здоровье человека, относятся курение и употребление алкоголя. Как правило, их основы закладываются в детстве, когда дети, играя во взрослых, изображают, как они «курят» или «пьют вино». Такие подражательные действия глубоко фиксируются в памяти ребенка и в дальнейшем способны привести к реальному приобретению этих вредных привычек.
Информация для учащихся.
У каждого человека в течение жизни вырабатывается множество самых разных привычек. Одни из них помогают нам. Например, тому, кто привык вставать ежедневно в 7 часов, не нужен будильник - ведь внутри него всегда вовремя прозвенит веселый колокольчик: «Динь, динь, пора вставать». Тот, кто привык все свои вещи всегда класть на место, не будет в спешке переворачивать вверх дном квартиру в поисках нужной книги, ручки или тетради. А тому, кто каждый день в одно и то же время садится за письменный стол, не нужно заставлять себя учить уроки - его организм заранее настроится на работу. Все эти привычки полезные.
Но, к сожалению, многие из нас могут «похвастаться» и вредными привычками. Кто-то имеет обыкновение подолгу нежиться в постели и поэтому постоянно опаздывает в школу. Кто-то привык все трудные и не очень занимательные дела откладывать «на завтра», из-за этого ему часто приходится устраивать настоящий аврал, чтобы справиться с ворохом накопившегося. А как трудно приходится тому, кто привык врать! Ведь ему, бедняжке, нужно постоянно помнить свои небылицы, иначе он может очень легко попасть в смешное и неудобное положение.
Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек - дело долгое и кропотливое: изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни. Стоит лишь дать им небольшую поблажку: один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя - и человек сам не заметит, как быстро он станет их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного в лжеца, привычка перекладывать все на плечи других - в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями - в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами - трудолюбием, смелостью, милосердием.
Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека, - дружба с алкоголем и никотином. Даже одна-единственная встреча человека с ними грозит большой бедой. Дело в том, что вредные привычки вырабатываются очень быстро. Поэтому человек привыкает все свои неприятности и радости делить не с родителями, семьей, друзьями, а с опасным зельем. Но стоит ли доверять таким друзьям?
План занятия
1. Обсуждение «Как «вырастить» привычку».
Учитель предлагает детям прослушать отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (утро Маленького принца).
Вопросы для обсуждения:
• Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.
• Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день? Можно ли баобабы сравнить с плохими привычками, который человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
• Какие «баобабы» приходится выкорчевывать каждый день вам?
• Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?
Совет учителю. При обсуждении ответа на последний вопрос обратите внимание детей на то, что полезные привычки человек формирует сам долго и упорно, а плохим подчиняется быстро и порой не в силах им сопротивляться.
• Как вы понимаете пословицы:
Посеешь привычку - пожмешь характер.
Труд человека кормит, а лень - портит.
2. Обсуждение «Полезные привычки, вредные привычки».
Вопросы для обсуждения:
• Какие привычки помогают человеку сохранить и укрепить здоровье?
• Расскажите, какие полезные привычки, помогающие сохранить здоровье, есть у вас?
Совет учителю. Следует обязательно обсудить значение следующих привычек: прием пищи в одно и то же время, ежедневные гигиенические процедуры, выполнение зарядки, преодоление раздражения, неприязни.
• Какие привычки разрушают здоровье человека и почему?
• Представьте себе, что у вашего друга есть привычки, которые вам не нравятся: он часто говорит неправду; он курит, встречаясь со своими старшими друзьями; он обычно опаздывает на встречу; он носит кепку задом наперед. Имеете ли вы право настаивать на том, чтобы он изменил какие-то из этих привычек и какие именно?
3. Игра «Замени!».
Ход игры
Учитель называет какую-то из вредных привычек, дети должны найти противоположную ей - полезную. Например: лень - трудолюбие, трусость - храбрость и т. д.
Совет учителю. Особое внимание уделите обсуждению альтернатив одурманиванию. Подчеркните, что привычка «делить досуг» с одурманивающими веществами лишает человека очень многого интересного и важного в жизни. Попросите детей объяснить смысл пословицы «Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке «Маленький принц».
Похожие статьи:
Классный час в начальной школе «Как научиться соблюдать режим дня»
Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Краткое сообщение
Мероприятия на тему «Здоровый образ жизни» в начальной школе
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: ЗОЖ. Кухня разных народов
Нет комментариев. Ваш будет первым!