Упражнения для снятия зрительного утомления для детей
Упражнения для детей «Берегите зрение!»
Одним из факторов, вызывающих утомление школьников, является продолжительное удержание головы в неподвижном состоянии. В то же время кратковременные перерывы во время уроков способствуют не только лучшему усвоению учебного материала, но и снижают общее и зрительное утомление. Для снятия зрительного утомления в середине каждого урока рекомендуется делать 3-5-минутные паузы для выполнения комплекса упражнений, составленного Э. С. Аветисовым.
Первая группа упражнений
Упражнение 1.
И. п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Сделать глубокий вдох, а затем, наклонившись вперед к крышке парты, - выдох. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 2.
И. п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Вначале сильно сжать веки, а затем открыть их. Повторить 4—5 раз.
Упражнение 3.
И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки и вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 4.
И. и. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску в течение 2-3 секунд, затем поставить палец правой руки на уровне лица на расстоянии 15-20 см от глаз и перевести взор на кончик пальца на 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5.
И. п. - сидя. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, затем поднять руки вверх и одновременно сделать вдох, после этого руки опустить и одновременно сделать выдох. Следить за руками, не поднимая головы. Повторить 5-6 раз.
Вторая группа упражнений
Упражнение 1.
И. п. - сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 2.
И. п. - сидя. Быстро моргать обоими глазами в течение 10- 15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалами в 7-10 секунд.
Упражнение 3.
И. п. - сидя. Сомкнуть веки обоих глаз и указательными пальцами рук массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.
Упражнение 4.
И. п. - сидя. Закрыть глаза и тремя пальцами каждой руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 5.
И. п. - сидя. Прижать указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закрыть глаза. Во время удержания кожи пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторить 6-8 раз.
Третья группа упражнений
Упражнение 1.
И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд вправо, влево и обратно. Повторить 8-10 раз.
Упражнение 2.
И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы. Повторить 8-12 раз.
Упражнение 3.
И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно. После этого переводить взгляд по другой диагонали — влево-вверх, затем вправо-вниз и обратно. Повторить 8-10 раз.
Упражнение 4.
И. п. - сидя. Делать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторить 4—6 раз.
Четвертая группа упражнений
Упражнение 1.
И. п. - стоя. Смотреть вперед в течение 2-3 секунд, затем перевести взгляд на указательный палец правой руки, расположенный перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см, через 3-5 секунд опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 2.
И. п. - стоя. Смотреть на указательный палец вытянутой перед лицом левой руки в течение 2-3 секунд. Затем, сгибая руку, приближать его к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 3.
И. п. - стоя. Смотреть 3-5 секунд на указательный палец вытянутой правой руки, затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибать и разгибать. Проделать то же самое, прикрывая правой рукой правый глаз. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4.
«Метка на стекле». И. п. - стоя на расстоянии 30-35 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикрепляется круглая цветная метка диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящего через эту метку, наметить для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотреть на метку 1-2 секунды. Затем перевести взор на намеченный объект на 1-2 секунды. После чего поочередно переводить взор то на метку, то на объект.
Методы простейших зрительно-координационных тренажей
Как отмечалось выше, современная система обучения предполагает проведение значительного числа занятий в режиме ближнего зрения (рисование, аппликация, конструирование и др.), что способствует поддержанию зрительной и общей утомленности детей. Это, в свою очередь, способствует понижению зрительно-координаторной функции. При этом одним из эффективных способов предупреждения отмеченных последствий утомления является периодическое выполнение таких упражнений, которые сопровождаются сочетающимися движениями глазами и головой по четко запрограммированным траекториям. На основании этого были разработаны следующие простейшие упражнения, которые дети выполняют в процессе напряженной зрительной деятельности.
Упражнения с сигнальными метками
В различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия, на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание зрительные метки. Ими могут служить игрушки, красочные картинки или другой дидактический материал. Располагать все это рекомендуется в равноудаленных участках комнаты (например, в 4 углах потолка).
Игрушки (картинки и др.) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Каждые две недели сюжеты рекомендуется заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия их требуется выполнять только в положении «стоя». Учитель (во время физкультминутки или динамической перемены) периодически дает соответствующие команды, и под счет 1, 2, 3, 4 дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения - 1,5-2 минуты.
Выполнение тренажей с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий
Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации можно использовать специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий. Такая схема обязательно есть у школьного врача или медсестры. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».
Схема траекторий рисуется максимально возможных размеров и помещается на одной из боковых стен комнаты. Если же потолок свободен от осветительной арматуры, то схему траекторий рекомендуем помещать на потолке. Каждая траектория рисуется отдельным цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекающей внимание. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Для индивидуального пользования издан соответствующий плакат.
Памятка для учащихся
Долго тянется урок –
Много вы читали.
Не поможет ту г звонок,
Раз глаза устали.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
Глазам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый!
Упражнений ровно пять –
Все запомнить важно.
Упражнение два –
Тренируй свои глаза.
Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.
Упражнение такое
Повтори 5 раз за мной.
Упражнение три –
Делай с нами, не спеши.
Сидя, положи руки на пояс. Поверни голову вправо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову влево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы!
Повторяйте по 5 раз,
Расслабляйте мышцы глаз.
Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой веки.
Занимаемся все сразу,
Повторим 4 раза.
Сидя, посмотри на классную доску 2-3 с.
Поставь палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 5-20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3-5 с, после чего руку опусти.
Повторите 5-6 раз –
Все получится у вас!
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх (вдох), следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).
Сделать надо 5-6 раз –
Это отдых ваших глаз!
В глазах вспыхнул огонек –
От тренировки будет прок,
И прошла усталость,
Потрудившись малость.
Похожие статьи:
Игры со скакалкой для школьников
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Использование подвижных игр для детей от 6 до 10 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!