Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия «Плох обед, коли хлеба нет», 1 класс

Занятие о правильном питании для младших школьников «Плох обед, если хлеба нет»

Цели: дать учащимся представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах обеда; закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания; воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление знать и ценить созидательный труд хлебороба; расширить знания детей о том, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом.

Оборудование: панно «Хлебное поле»; снопы зерновых культур; картинки с изображением этапов выращивания хлеба; плакаты с пословицами о хлебе; стол: каравай, бублики, батоны, пряники; рисунки для игры «Филфорд»; переодетые герои с «Улицы Сезам».

Ход занятия

Дети и гости сидят полукругом.

1. Работа с дневником.

- Расскажи, какие полезные продукты ты съел за неделю.

2. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

- Ребята, кто поможет прочитать это длинное слово? Какие знакомые вам слова здесь спрятались? А если вычеркнете все ненужные буквы, то сможете прочитать еще одно слово.

Зимаавгуствеснатуристраказбукаконь

Зима август весна турист рак азбука конь (Завтрак.)

- А кто знает, как называется прием пищи, идущий после завтрака?

- Кто назовет тему нашего сегодняшнего занятия? О чем мы будем говорить на нем? Кто знает, когда нужно обедать? Что можно есть на обед?

3. Игра «Филфорд».

- Найдите в филфорде, что можно приготовить на обед.

- А вы знаете, что любят есть наши герои на обед?

Учитель включает диалог между героями, записанный на аудио.

- Посмотрите на рисунки и скажите, что выбрали герои на второе.

- Что выбрал Кубик? Катя?

Кубик выбрал мясо. Он хочет вырасти сильным. Катя выбрала рыбу.

Она знает, что в рыбе есть вещества, необходимые для роста. У нее будут красивые зубы и крепкие кости.

4. Рассказ учителя.

- На долю обеда приходится 50% калорий, необходимых человеку. Обед должен состоять из четырех блюд: закуски, первого блюда, второго блюда и третьего. Регулярный прием пищи -лучшая профилактика гастрита.

На доске записана пословица: «Плох обед, если хлеба пет». Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

- Сегодня мы с вами поговорим о главном продукте на нашем столе, о хлебе. Этот продукт содержит большинство необходимых человеку питательных веществ. Он богат растительными белками, является источником витаминов группы В и минеральных веществ. Самым полезным является темный хлеб. В нем в пять раз больше, чем в белом, таких необходимых организму элементов, как железо, марганец, медь и цинк. Он является богатым источником клетчатки, способствующей правильному обмену веществ.

5. Игровая программа.

Глашатай 1.

Собирайся, народ!

Праздник не ждет!

Глашатай 2.

Знают все - и старые, и детвора:

Хлеб - всему голова!

Появляются Зелибоба, Бусинка, Кубик.

Зелибоба. Бусинка, Кубик! Идемте скорее, а то опоздаем. Ничего не услышим, ничего не узнаем. Сегодня на улице Сезам праздник устроила детвора.

Кубик. Стой, Зелибоба! Давай сначала поздороваемся с друзьями. Здравствуйте, друзья!

Бусинка. Здравствуйте, ребята и взрослые!

Зелибоба. Здравствуйте, здравствуйте!

Учитель.

Здравствуйте, друзья!

Проходите скорее сюда.

Праздник мы здесь начинаем,

Хлеб на земле восхваляем.

Зелибоба. У-у-у! Как скучно. Я-то думал повеселиться, а вы тут о хлебе говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я хлеб совсем не ем, вот пирожные да торты - другое дело!

Учитель. Не спеши, Зелибоба! Рассказ о хлебе может быть очень интересным! Хлеб - полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Кстати, любимые тобой пирожные да торты - ближайшие «родственники» хлеба, поскольку все они сделаны из муки. Так что узнать что-то новое о хлебе тебе стоит! А ребята тебе помогут! Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

Звучит песня «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф).

Исполняется танец «Колоски». Девочка с подносом предлагает гостям на рушнике хлеб-соль.

Все.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

1-й чтец.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он... теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Дети в народных костюмах исполняют песню «Земелюшка- чернозем».

Земелюшка-чернозем,

Земелюшка-чернозем.

Чернозем, чернозем.

Тут пшеничка выросла,

Тут пшеничка выросла,

У пшенички колоски,

У пшенички колоски,

И тут, и золоты

У пшенички колоски.

Смолотили колоски,

На мельничку увезли,

Увезли, увезли.

Намололи там муки,

Хлеба пуды напекли.

Все.

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

2-й чтец.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Звучит «Гимн хлебу».

3-й чтец. Как пришел ты к людям, хлеб?

4-й чтец.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ...

Выбегают колоски.

1-й Колосок. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые жернова, первая мука и первый хлеб. Сначала муку использовали в виде жидкой каши. Археологи установили, что древнейшим аналогом нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня употребляют в виде похлебки в некоторых странах Азии и Африки. В конце каменного века человек перешел от собирания диких злаков к примитивному земледелию. Когда люди научились добывать огонь и стали использовать его для приготовления пищи, они сделали еще одно открытие. Скорее всего - случайно: человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем, как смешивать их с водой, и убедился, что каша из таких обработанных огнем зерен гораздо вкуснее.

Позже люди научились выпекать пресные лепешки из густой зерновой каши - теста. Эти плотные не разрыхленные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали хлеб, но именно с их появлением началась эпоха хлебопечения.

2-й Колосок. Прошло еще несколько тысячелетий, прежде чем люди научились готовить хлеб из сброженного теста. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда - хлебу нашему насущному - люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине.

3-й Колосок. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Детей учили беречь и ценить кусок хлеба как самое большое на земле богатство. О хлебе в народе говорили как о живом существе - «хлеб-кормилец», «хлеб-батюшка». Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его.

Просмотр фотокнижки В. Дацкевича «От зерна до каравая».

5-й чтец.

Росной тропкой полевою

Детям хлеб спешит навстречу.

Он расскажет нам с тобою

Про амбары и про печи.

 

А еще про день весенний,

Про зерно на черной пашне.

Сколько надобно терпенья,

Чтоб ковригой стать домашней!

6-й чтец.

Чтоб колосья подняться смогли,

Нужно людям над пашней сгибаться.

В хлебе чувствую запах земли.

И упорство труда землепашца.

 

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда.

Нет важнее труда хлебороба.

Просмотр слайдов «Тайна печеного хлеба».

В это время дети читают стихи.

1-й чтец.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

2-й чтец.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны,

Мы говорим: «Хлеб».

3-й чтец.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

4-й чтец.

Пусть кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

5-й чтец.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

6-й чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

7-й чтец.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

8-й чтец.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Бусинка. Сколько различных профессий имеют отношение к хлебу!

Зелибоба. И, конечно, хлеба не будет без учителя! Ведь учитель учит и комбайнера, и агронома, и пекаря, и кондитера.

Учитель. Я, думаю, что прийти на стол караваю помогают все люди, которые любят и знают свое дело. И какой бы ни была их профессия, их можно назвать одним словом - Мастера!

Кубик. А я предлагаю сплести особый венок - из пословиц. Чтобы венок получился красивым, вы должны вспомнить пословицы, поговорки о хлебе.

• Хлеб - всей жизни голова.

• Нет хлеба - нет обеда.

• Ешь пироги - а хлеб вперед береги.

• Земля-матушка, а хлеб батюшка.

• Много снега - много хлеба.

• Пот на спине - так и хлеб на столе.

• У кого хлебушко, у того и счастье.

Входит продавец.

Почтеннейшая публика!

Покупайте бублики.

Бублики с маком,

Бублики с маком.

 

Покупайте бублики –

Лучшие в республике.

Кому за пятак,

Кому отдам просто так.

 

Хотите верьте, хотите - нет,

Но в этих бубликах секрет.

Зелибоба. Ой, сюда, сюда! Я сейчас пять, нет, десять бубликов сразу съем.

Продавец. Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, а отдаются, но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться - отгадывай загадку.

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он ... (хлебом).

Учитель. Какие вкусные бублики вы получили в награду! А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Ватрушки, пирожки, блины, оладьи...)

Зелибоба. Какие вы молодцы! Благодаря вам, ребята, я и мои друзья так много нового и интересного узнали о хлебе и его «ближайших родственниках» - продуктах, приготовленных из муки!

Учитель.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род - веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был добрыми руками.

 

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

 

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

 

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на белом свете!»

- А теперь я предлагаю вам попробовать дары поля, те вкусные продукты, которые могут быть приготовлены из муки.

Звучит музыка. Ансамбль исполняет народную песню «Из поля в поле».

6. Итоги занятия.

- Назовите тему нашего занятия.

- Что интересного вы узнали на нем?

- Что расскажете дома своим родителям?

- Домашнее задание: найти пословицы и поговорки о хлебе.

Пища для размышления

Первый хлеб был жидким, напоминающим своеобразную кашу из воды и зерен, растертых между камнями. «Хлебное производство» было усовершенствовано только после того, как человек научился добывать огонь. Современные ученые подсчитали, что до одной трети всей необходимой для жизнедеятельности энергии человек получает именно с хлебом. В нем содержится пищевая клетчатка, витамины группы В, РР, ценнейший витамин Е, сбалансированные аминокислоты.

Настоящая итальянская пицца - это не фаст-фуд, а чудо- средство против сердечно-сосудистых заболеваний. Недавнее исследование показало, что потребление этого достижения кулинарии уменьшает риск инфаркта больше, чем в два раза. Таким образом, пицца может оказаться эффективнее медикаментов.

Самую длинную пиццу сделали в Израиле 3 ноября 2003 года в международном центре в Герцлии повара фирмы «Пицца- метр». Ее длина составила 100 метров. Готовили уникальное блюдо 25 поваров. Длился процесс больше суток. Выпекали самую длинную в мире пиццу, медленно пропуская ее на конвейере через печь, а съели за несколько минут в центральном парке Тель-Авива.

Настоящий борщ - это похлебка из борщевика, растения, которое большинство людей сегодня считают сорным. Именно отвар борщевика на свекольном квасе в старину называли борщом. Так что появлению одного из самых любимых блюд человечество обязано сорняку.

В скандинавских странах горячее первое блюдо едят один раз в день за обедом, который бывает довольно поздно. В остальное время питаются бутербродами или холодными закусками. В Дании насчитывается до 200 видов одних бутербродов, так что бутерброд можно по праву назвать национальным датским блюдом.

Французская кухня признана гурманами всего мира как изысканная и утонченная. Лучшие рецепты передавали из поколения в поколение, отмечая простоту приготовления и неповторимый вкус блюд. Названия сотен блюд пришли к нам из французского языка: котлеты, соус, майонез, омлет, антрекот.

Похожие статьи:

Внеклассное занятие в начальной школе на тему: ЗОЖ. Кухня разных народов

Классный час в начальной школе «Как научиться соблюдать режим дня»

Мероприятия на тему «Здоровый образ жизни» в начальной школе

Сценарий спектакля для детей начальной школы на тему ЗОЖ

Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Краткое сообщение

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!