Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Итоговое занятие по ПДД в 4 классе

Конспект итогового внеурочного занятия для младших школьников 4 класса

Цель: Подведение итогов всего курса начального обучения.

Содержание:

Проверяются знания учащихся по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах. Занятия проводятся в форме викторины, уроков вопросов и ответов и т. д.

I. Подготовка внеклассного мероприятия

«По страницам устного журнала «Хочу все знать».

1. Вступление учителя, который знакомит учащихся с ходом проведения устного журнала «Хочу все знать» и содержанием его страниц.

2. Сообщения учащихся по темам:

1) Из истории развития автомобиля.

2) Из истории развития дорожного движения.

Сообщения учащихся

Из истории развития транспорта. Основным «двигателем» древних транспортных средств были животные, в первую очередь лошади. Одним из важнейших достижений IV тысячелетия до н.э. стало изобретение колесной повозки. Появилась она в Двуречье и использовалась в первую очередь в сражениях. Сначала ассирийские колесницы был невысокими. Их кузов располагался непосредственно на оси. Колеса доходили только до середины кузова. Обода были широкими, толстыми, состояли из четырех или шести частей. Колеса изготавливались из трех деревянных Пластин и были сплошными, и лишь в III и II тысячелетиях до н.э., когда появилась необходимость создания легких и быстрых повозок, было изобретено колесо со спицами.

Дороги в те времена были грунтовыми. Значительная их часть был проложена еще древними предками. В крупных городах Египта, Маш Азии и Двуречья дороги строили из смеси распавшегося кирпича-сыр». золы, мусора, битой глиняной посуды - все это прочно утрамбовывалось.

В античном мире основным видом транспорта были повозки различных типов. У греков повозка, которая называлась уохос, была дорожным экипажем, а охема - грузовым транспортом. В качестве тягловой силы использовали мулов, ослов, лошадей.

Римляне ездили на двух- и четырехколесных повозках, колесницах.

Чисто итальянским изобретением являлась повозка карпентум, которая имела для защиты пассажиров от дождя задергивающийся сверху полог.

Четырехколесная повозка называлась «рэда». Ее тащили пара или четверка лошадей или мулов. В такой повозке могли поместиться 7-8 человек.

Высоким комфортом отличалась повозка «каррука» - открытая карета с высоким кузовом и настолько удобная внутри, что в ней можно было спать во время езды.

Тяжелые грузы римляне перевозили на телеге с низкими и очень прочными колесами, выточенными из одного бревна, без спиц.

Богатые горожане предпочитали передвигаться в специальных носилках - паланкинах, которые изготавливались в виде кресла, покрывались балдахином, устилались подушками, отгораживались занавесками, а позже - слюдяными окошками.

Со временем на улицах городов Римского государства стало так тесно от транспорта, что городские власти вынуждены были регулировать людские потоки и потоки транспорта с помощью правил дорожного движения. Самим Цезарем был установлен закон, по которому любой колесный транспорт мог появляться на улицах города не ранее, чем спустя 10 часов с момента восхода солнца. Исключение составляли повозки, которые доставляли строительные материалы на общественные стройки, и повозки, которые вывозили мусор.

Император Адриан (II в. н. э.) издал эдикт, запрещающий сильно перегружать транспорт с целью сохранения мостовых и защиты не слишком прочных многоэтажных жилых домов.

При раскопках в Закавказье и в Египте были найдены остатки грубых, деревянных повозок, которые приводились в движение быками. А когда человек приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, родилась колесница — первый пассажирский экипаж. Но езда в них была мучением, так как их делали очень тяжелыми и прочными, чтобы они не разваливались от толчков. Поэтому путешествовали большей частью верхом, иногда в ручных или конных носилках: седанах, паланкинах.

В Турции и Иране люди использовали для передвижения арбы. Внешне и внутренне арба была очень красива, но совершенно непригодна для езды, так как люди в ней сидели на полу и ощущали каждый толчок.

В Европе использовали колымаги, но из-за отсутствия нормальных дорог колымага была так же неудобна, как и арба.

В XV в. повозка преобразилась. К ней прикрепили ремни. Теперь кузов как люльку, подвешивали к изогнутой раме повозки. Раскачиваясь и покачивая кузов, ремни-рессоры смягчали толчки колес. Так колымага превратилась в более удобный и спокойный экипаж — карету.

В XVII в. появились застекленные кареты, которые называли берлинами. Когда же сиденья их снабдили спинками на шарнирах (при опрокидывании спинки сиденье превращалось в постель), берлины превратились в доршезы. Постели в карете были совершенно необходимы, так как даже небольшое, по современным понятиям, путешествие продолжалось в те времена неделями.

Но езда в тяжелых и высоких каретах была довольно опасной. На поворотах они кренились, готовые упасть набок, на крутых спусках били по ногам лошадей. Необходимо было устройство, при помощи которого можно было бы замедлить или остановить движение. Так появились тормоза. Сначала это были клинья, которые перед спуском с горы подкладывали под колеса. Позднее тормозом стал рычаг, укрепленный на самой карете. Толкая длинный конец рычага, возница с силой прижимал другим, коротким рычагом кожаную подушку к ободу колеса и замедлял этим его вращение.

В конце XVII в. появились экипажи для общественного пользования. Это был дешевый и всем доступный транспорт. Впервые прокат экипажей установил владелец парижской гостиницы «Святой фиакр». Повозки окрестили фиакрами.

Вскоре известный французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных карет. В 1662 году в Париже, столице Франции, по улицам пустили большую карету, запряженную лошадьми. Эту новинку придумал изобретатель Блез Паскаль и назвал ее «омнибус» (лат.). В разговорной речи - просто «бус». Плата за проезд не превышала 5 су. Так зародились омнибусы — транспорт для всех.

Когда омнибус поставили на рельсы - получилась конка (конно-железная дорога). Спустя много-много лет инженеры поставили в «бус» электрические моторы - получился троллейбус (трамвай без рельсов). Первая часть в слове «троллейбус» - «троллей» (англ.) означает «контактный провод». По проводу проходит электрический ток для питания двигателя. Трамвай (городская наземная электрическая железная дорога) в настоящее время - самый простой, удобный вид городского транспорта. Постоянный электрический ток является «топливом» для трамваев. Скорость трамваев 45-50 км/час. Но это все уже в наши дни.

А в средневековье мало ездили. И не только из-за плохих дорог. На лесных дорогах опасность представляли разбойники. Но главным препятствием были феодалы, которые на своих землях выставляли таможенные заставы. Особенно много их было в Германии (в среднем через каждые 10 км). Феодалы предписывали купцам обязательный маршрут следования на ярмарки, заменять эти длинные пути через многочисленные таможни на более короткий путь категорически запрещалось. Кроме того феодалы вводили плату за обязательный конвой для охраны проезда да дороге. Феодал имел право диктовать путнику буквально все - остановки в пути, выбор конкретного кузнеца и т.д. В XVIII—XIX вв. перед экипажными компаниями встала задача обслуживать тысячи пассажиром. На международных дорогах появились дилижансы, вмещающие большое количество людей.

Мастера-каретники придумывали все новые виды экипажей.

Тут были и маленькие двуколки в виде бочки, и открытые фаэтоны, а также кареты с верхом-тентом, закрытые от посторонних глаз.

Людям всегда было интересно колесить по дорогам, и поэтому человек неустанно думал о том, как усовершенствовать повозку для большего удобства передвижения. Еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи едва ли не первым стал задумываться над тем, как можно было бы использовать энергию пара как двигателя. В его рукописях имеются многочисленные эскизы усовершенствования транспорта. В 1769 году состоялись первые испытания паровой телеги. Они проходили во дворе Парижского арсенала. Первый автомобиль с паровым двигателем был построен французом Николя Кюньо в 1769 году. Французский инженер решил запрячь в телегу вместо лошади паровую машину и назвал ее «огненная повозка». Этот «самодвижущийся» автомобиль предназначался для перевозки пушек. Он мог перевозить 2,5 тонны груза со скоростью 5 км/час. В настоящее время паровую повозку Кюньо можно увидеть в музее Национальной школы искусств и ремесел в Париже. Но это был всего лишь прообраз той машины, которую только через целый век сконструировал! Карл Бенц.

В 1787 году американец О. Ивенс изобрел некое подобие локомотива. Ивенс пытался получить патент на паровой локомотив для обыкновенных дорог, но его высмеяли как сумасшедшего. Ивенс писал: «Я не сомневаюсь, что наступит время, когда в паровых экипажах можно будет передвигаться из города в город со скоростью птиц».

В 1784 году Уильям Мердок создал действующую модель трехколесной повозки с паровым двигателем, которая в настоящее время хранится в Музее науки и промышленности в Бирменгеме. Мердок не придавал значения тому, что возле него часто крутился мальчишка, который нередко был хорошим помощником. Это был Ричард Тревитик. В 1802 году Тревитик демонстрирует свой паровой автомобиль на улицах города Кемборна. Автомобиль мог вместить 10 пассажиров и двигался со скоростью 10 км/час. Пока дорога была ровная, автомобиль двигался без проблем, но когда появлялись колдобины, то на одной из улиц с крутым подъемом экипаж останавливался. Чугунные части автомобиля часто выходили из строя из-за своей непрочности и несовершенства дорог.

Страна нуждалась в сухопутных дорогах. К началу 19 века достаточное распространение получили чугунные рельсы в виде подъездных путей. Тревитик занялся изобретением паровоза. Первый паровоз Тревитика появился в 1804 году. Его паровоз вез около 10 тонн железа и 70 пассажиров на расстояние более 9 миль со скоростью 5 миль в час. Паровоз был назван «Поймай меня, кто может». Спустя четыре года Тревитик строит опытную кольцевую дорогу вокруг Лондона.

В 1814 году Дж.Стефенсон испытывает свой первый паровоз, названный им «Блюхер» по имени английского полководца, участвующего в разгроме Наполеона под Ватерлоо. Его паровоз был тяжелым, медленно двигался, работал малопроизводительно, зато непрерывно. За 11 лет Стефенсон построил 16 различных паровозов. Появление более совершенных паровозов стимулировало строительство новых железных дорог.

С 30-ых годов 19 века во многих странах началось стремительное развитие железнодорожного транспорта и железных дорог. Не осталась в стороне и Россия. Первый русский паровоз был построен на Нижнетагильском заводе в августе 1834 года. Его конструкторами были крепостные отец и сын Черепановы. Паровоз перевозил 3,5 тонн груза со скоростью 15 км/час. В марте 1885 года Черепановы начали строить второй паровоз, который мог перевозить 17 тонн груза. Но эти машины оказались ненужными стране.

Первая железная дорога в России связала Петербург и Царское Село (1837 год). По ней ходили шесть паровозов, закупленных за рубежом. Собственное российское паровозостроение началось со строительством железной дороги между двумя столицами в 1843 году. В 1845 году Александровский литейный завод в Петербурге изготовил первые товарные паровозы. Топливом для паровозной топки служили дрова. До конца 19 века более 70 паровозов этого типа эксплуатировалось на железных дорогах России.

В начале 19 века появилось множество конструкций безрельсовых паровых повозок. Особенно в Англии. Мощность экипажных паровых машин уже увеличивалась к тому времени в 10 раз по сравнению с машиной Кюньо. Уменьшились размеры и расход топлива. Но все-таки развитию парового безрельсового транспорта мешали многие причины: плохие дороги, высокие пошлины. Отчаянную борьбу против них разворачивали владельцы конного транспорта. Жители провинций, подстрекаемые врагами автомобиля, заваливали дороги баррикадами, забрасывали пассажиров камнями. В то же время, паровые машины были все-таки достаточно неудобны в эксплуатации. Все это обусловило «историческую обреченность» парового автомобиля, который, однако, сыграл важную роль в истории транспорта, доказав саму возможность механического передвижения.

«Покончить с паровыми машинами - вот над чем надо работать!» - воскликнул достаточно громко один из изобретателей Николаус Отто, который до конца своих дней думал только о газовой машине. Вместе с талантливым инженером Лангеном он создал фирму «Отто и К°», где было начато производство машин под маркой «Отто-Дейц». В эту фирму был приглашен инженер Готлиб Даймлер. Один из первых двигателей Даймлера - V-образный и поныне имеет широкое применение. Первый двигатель Даймлера работал как на газе, так и на бензине. Примерно в это же время появляется двигатель, который мог работать даже и на мазуте. Патент на это изобретение получил немецкий инженер Рудольф Дизель.

Особый интерес к детищу изобретателя проявила Россия. В 1897 году в переговоры с изобретателем вступил владелец машиностроительного завода в Петербурге, крупнейший российский нефтепромышленник Эммануил Нобель. Двигатель Дизеля мог работать на сырой нефти, а ее в России было много - вот почему Нобель выплатил Дизелю полмиллиона рублей золотом и создал «Русское общество Дизеля». В 1899 году успешно прошли первые испытания двигателя Дизеля, работающего на нефти. Первый дизельный автомобиль «Мерседес-Бенц 260Д» был построен уже после смерти Дизеля в 1935 году.

Отцами автомобиля были признаны Готлиб Даймер и Карл Бенц.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания появился в 1885 г. на улицах Германии и построен он был Г. Даймлером и К. Бенцем.

Попытки создать транспортное средство с керосиновым двигателем были предприняты еще в 1864 году. Один из экземпляров «безлошадной повозки» в настоящее время хранится в Техническом музее Вены. Однако, ни повозка Маркуса (1871 год), ни самоходный экипаж Д. Селдена (1877 год) не могли двигаться без посторонней помощи, без помощи лошади, например. В 1879 году Селден оформляет патент на экипаж с бензиновым двигателем, что дало ему право считаться «отцом бензинового экипажа».

10 ноября 1885 года первый в мире мотоцикл пробежал по саду дома Даймлера, а первым в мире мотоциклистом стал Вильгельм Майбах.

Первые в мире трамваи появились в 1880 г. в России (в Петербурге), а год спустя - в Германии, близ Берлина, была открыта вторая линия. В 1885 году в ряде больших городов Европы были проложены первые электрические трамвайные линии.

В Москве первая трамвайная линия была открыта в 1898 г. Она проходила от Старой площади (теперь площадь Пушкина) до Бутырской заставы.

Появление первого автомобиля в России относится к началу последнего десятилетия XIX в.

В 1891 г. на одной из улиц Одессы, пыхтя и громыхая, двигался странный экипаж без лошади. По внешнему виду он почти не отличался от обыкновенной коляски. Экипаж вызвал всеобщее изумление и смятение в городе. Пешеходы жались к стенам, лошади шарахались в сторону.

В начале 1895 г. подобная машина появилась и на улицах Петербурга. Скорость ее была 26 км/ч, запаса бензина хватало на 6 часов езды, весил 862 кг Первый русский автомобиль был построен в 1896 году петербургскими изобретателями - отставным морским офицером Евгением Яковлевым и инженером Петром Фрезе. Автомобиль Яковлева и Фрезе в июле 1896 года экспонировался на Всемирной промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, но власти не проявили к русскому автомобилю интереса и он не попал в серийное производство.

Первый советский автомобиль был создан в 1922 г. Место его рождения — Москва, более точный адрес — Фили у подножия Поклонной горы, где к этому, времени закончилась постройка небольшого автозавода. Автомобиль явился плодом кропотливого коллективного труда. Он развивал скорость до 80 км/ч, рассчитан был на семь человек. В октябре 1922 г. рабочие подарили его Михаилу Ивановичу Калинину.

А 7 ноября 1924 г. по праздничной Красной площади Москвы прошли 10 грузовиков АМО-Ф15, окрашенные в ярко-красный цвет. Это были первенцы новой отрасли народного хозяйства Страны Советов.

С тех пор автомобильная индустрия по праву гордится своими достижениями. Современные автомобили долговечны, надежны, отличаются большой проходимостью.

Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.). Скорость легковых автомобилей достигает 200 км/час, гоночных - до 1190 км/час, грузоподъемность грузовых автомобилей - до 100 тонн.

Автобусы перевозят одновременно много людей из города в город. Грузовики на дальние расстояния перевозят грузы и товары, которые мы покупаем в магазинах.

Вид и размер автомобиля бывают весьма различными. Сверхдлинным считается лимузин, у которого 26 колес, а в задней части даже устроен бассейн. Сверхбыстрыми считаются спортивные автомобили - у них мощные двигатели и гладкая обтекаемая форма. Сзади гоночного автомобиля находится специальное крыло. Оно не поднимает автомобиль вверх, а прижимает при большой скорости его к земле. Гоночные мотоциклы специально приспособлены к гонкам по бездорожью. Для перевозки тяжелых грузов и доставки их на дальние расстояния используют тракторы и тягачи - прочные, крепкие и надежные машины, снабженные мощными двигателями. Автоцистерна - разновидность тягача, который может перевозить в цилиндрических емкостях любые жидкости. Тягач - это специальный грузовик, который тянет трейлер. В кабине тягача есть спальное место, где водитель имеет возможность отдохнуть во время длительного переезда.

Незаменимы автомобили на стройплощадках. Некоторые роют ямы, Другие поднимают части домов, третьи сооружают насыпи. Огромные количества земли и камня перевозят самосвалы. Бульдозер имеет массивный ковш для копания земли и погрузки ее в самосвалы. Передвижной кран имеет огромную руку - стрелу для подъема и перемещения грузов.

Специализированные спасательные машины немедленно мчатся место аварии. Специальное оборудование позволяет им спасать людей у каждой спасательной службы своя работа. «Скорая помощь» срочно отвозит пострадавших в больницы. Милиция использует скоростные автомобили и мотоциклы с мигающими огнями и сиренами, чтобы быстрее добраться до места происшествия. Пожарные машины, сражаясь с огнем, применяют раздвижные лестницы, брандспойты и другие приспособления.

Современные автомобили настолько разнообразны, как разнообразна наша жизнь.

Из истории развития дорожного движения

Вопросам регулирования дорожного движения внимание уделялось еще в далеком прошлом. Необходимо было думать об упорядочении движения конных упряжек и пешеходов. Для этого издавались царские Указы, которые требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам.

1730 год - Указ гласит: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей занузданных, со всяким пониманием и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу...».

1742 год - «Ежели кто на резвых лошадях ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей их отсылать конюшни государыни...»

Петр I издавал указы, вводил правила, однако твердого порядка на улицах не было.

Екатерина II - «На улицах ямщикам ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть, не бренчать...»

В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения: «А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и несмирно ездить... и плетьми кого бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь...»

В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и знаки для них.

До 1917 года регулирование уличного движения в городах России производилось на основе этих правил, которые время от времени пересматривались и дополнялись. Однако в царской России не уделялось внимание разработке определенных правил, дорожного движения. Пешеходное движение было беспорядочным и неорганизованным.

10 июня 1920 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям». Декрет положил начало организации автомобильного движения в России.

К 1924 г. относится и появление на улицах Москвы первого светофора. Он имел форму круга со стрелкой и был установлен на углу улицы Петровки и Кузнецкого моста, в самом оживленном месте движения горского транспорта в тогдашней Москве. Светофор - это специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах.

В том же 1924 г. впервые для регулирования дорожным движением стал применяться жезл. Памятным является и 1933 г.— в то время на городских перекрестках появились первые дорожные знаки и островки безопасности для пешеходов.

В современных Правилах дорожного движения изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др.

Поскольку дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности. Правила нужны для безопасного движения по улицам и дорогам. Из-за нарушений Правил случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители и пассажиры.

II. Оформляется отрядный альбом-рапорт.

(Вручаются документы юных инспекторов дорожного движения.)

III. Вопросы итогового контроля «Викторина Школы пешехода»:

1. Когда автомобилестроение получило широкое развитие?

2. Где в нашей стране были построены первые автомобильные заводы?

3. Расскажите о первых попытках введения правил езды по улицам и дорогам.

4. Когда были приняты ныне действующие Правила дорожного движения?

5. Кто является участником движения?

6. Что означают термины «дорога» и «проезжая часть»?

7. Какое различие в терминах «остановка» и «стоянка»?

8. Какие документы должен иметь водитель механического транспортного средства?

9. Кому водитель может предоставить транспортное средство?

10. Каковы обязанности пешеходов?

11. Что запрещается пешеходам?

12. Каковы обязанности пассажиров?

13.Что запрещено водителям транспортных средств?

14. Почему невозможно остановить мгновенно автомобиль?

15.Что такое тормозной путь?

16. От чего зависит тормозной путь?

17.Что такое время реакции водителя?

18. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается?

19. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

20. Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?

21. Когда легче остановить автомобиль: летом, зимой, на сухой или мокрой дороге?

22. Если грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью, то который из них остановится после торможения раньше?

23. Как наносится дорожная разметка на проезжей части?

24. Каково назначение дорожной разметки?

25. Как обозначаются места остановок общественного транспорта? I

26. Как обозначаются пешеходные переходы?

27. Как обозначаются места пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дорог?

28.Что такое интенсивность движения? Как меняется интенсивность движения?

29. Для какой цели строятся подземные пешеходные переходы?

30. Какие технические средства регулирования движения вы знаете?

31. Какие есть типы светофоров?

32. Каково значение красного сигнала светофора?

33. Каково значение зеленого сигнала?

34. Каково значение желтого сигнала?

35. Каково значение желтого мигающего сигнала?

36. Каково значение сигналов светофора с дополнительными секциями?

37.Что является сигналами регулировщика?

38. Каковы должны быть действия водителей и пешеходов, если регулировщик обращен к ним боком, руки вытянуты в стороны или опущены?

39. Каковы должны быть действия водителей и пешеходов, если регулировщик обращен к ним грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены?

40. Регулировщик поднял руку с жезлом вверх, что означает этот сигнал?

41. Как должны вести себя водители и пешеходы, если на перекрестке одновременно действует светофор и работает регулировщик?

42. Какова роль дорожных знаков в организации дорожного движения?

43. Каково назначение предупреждающих знаков?

44. Каково назначение запрещающих знаков?

45. Каково назначение знаков приоритета?

46. Каково назначение знаков сервиса?

47. Каково назначение табличек?

48. Какова ответственность за повреждение дорог и средств регулирования?

49. Почему при управлении велосипедом надо быть особенно осторожным, внимательным?

50. С какого возраста разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам?

51. Где можно ездить на велосипедах детям до 14 лет?

52. Нужно ли велосипедисту иметь какие-либо документы на право Р управления велосипедом?

53. Как должен велосипедист готовить свой велосипед к поездке?

54. На каком расстоянии от тротуара разрешается двигаться велосипедистам по проезжей части?

55. Что запрещается велосипедистам?

56. Каким преимуществом пользуются оперативные автомобили, выполняющие неотложные задания?

57. Кто управляет оперативными автомобилями?

58.Что такое ГИБДД?

59. Каковы основные функции Госавтоинспекции?

60. Какие назначения могут иметь надписи на транспортных средствах?

Основные понятия и термины:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Опасный груз» - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Организованная перевозка группы детей» - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.

«Организованная пешая колонна» — группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Пассажир» - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Перекрёсток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрёстками выезды с прилегающих территорий.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы- роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин по причинам, не связанным с посад» или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салоне легкового автомобиля.

Уметь: правильно ввести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

Памятка для учащихся (вклеивается в дневник)

Учащиеся, будьте дисциплинированы на улице!

1. Ходите только по тротуару!

2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет — на перекрестках по линии тротуаров.

3. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины — направо!

4. На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

6. Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы!

7. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.

8. Соблюдайте правила пользования общественным городским транспортом.

Соблюдайте Правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким!

Автор: Ковалько Валентина Ивановна

Похожие статьи:

Конспект классного часа по ПДД для 1 класса

Классный час по ПДД во 2 классе. Конспект

ПДД во 2 классе. Конспект внеурочного занятия

Сценарий мероприятия по ПДД в 1-2 классе

Внеклассное мероприятие в начальной школе по ПДД

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!