Сюжетно-ролевая игра. Характеристика структурных компонентов
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевую игру возможно рассматривать не только как вершину эволюции игровой деятельности, как момент активного обобществления личности социумом, но и как доступный, эффективный метод развития ребенка при его активной позиции, как определенное «рукотворное» жизненное пространство, где господствуют фантазия и творчество, соединяющие условия для оптимальной самореализации личности.
Структурные характеристики
1. Временная протяженность и интенсивность игрового действия.
2. Начало - окончание игры.
3. Переломные моменты.
4. Период относительного спокойствия или интенсивного воплощения сюжетной линии.
5. Целостность, достигаемая:
- созданием или проигрыванием идеального и реального «образа» решаемых задач;
- выделением переломных моментов сюжета и переходом от одного к другому уровню профессиональных задач;
- определением алгоритма посреднического действия взрослого, стимулирующего действия ребенка;
- систематизацией средств интенсификации «распредмечивания» (прежде всего значимых символов);
- сюжетная определенность пространства, включающая момент условности, наличие инструкций, возможности риска и псевдореальной информации.
Технологические характеристики
1. Сюжетная стратегия реализации игровых задач для исполнителей и организаторов (определяется взрослыми).
2. Социокультурное разнообразие деятельности участников сюжетной игры.
3. Возможность раздельного привнесения в игру значимых моментов культуры общества и ценностей социума.
4. Моделирование таких видов деятельности, которые:
- являются инновационными для человека;
- имеют характер серьезного решения, в процессе чего формируется, корректируется и развивается личность.
Поведенческие характеристики
1. Самоопределение участников игры на каждом этапе выполнения задач и в процессе решений конфликтных ситуаций.
2. Ориентация на экспериментальное формирование образа поведения или действия по решению определенного рода сценарных задач.
Особенности пространственной организации сюжетно-ролевой игры.
1) реальные участники игрового действия преобразуют статус исполнителей сюжетных ролей: инициаторы, координаторы, аналитики, исполнители, игроки и т. д.;
2) замена жизненной реальности псевдореальной (сюжетной) информацией, предполагающей ограничение и характерность действий личности в рамках определенного сюжета;
3) трансформируется масштаб времени при воплощении роли в сюжете;
4) наличие стимулов, оптимизирующих развитие игры, ориентированных на личное взросление, становление общественного человека.
Условия успешного протекания игры
1. Наличие стратегии «распредмечивания» стимулов.
2. Сюжетная линия игры.
Обычно сюжетно-ролевая игра в лагере используется как игровая модель, реализуемая в течение всей смены. Это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.
Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение участниками какого-либо сюжета. Сюжет игры служит лишь канвой для импровизации.
Такая игра должна:
- содействовать сплочению коллектива;
- иметь познавательное значение;
- активизировать общественную деятельность детей;
- обеспечивать мыслительную активность участников игры;
- создавать условия для детского творчества;
- проходить по принципу «меньше зрителей - больше участников».
Этапы сюжетно-ролевой игры
1. Ввод в игру, во время которого проходит решение личностных проблем, расчленение правил, уяснение сюжета, знакомство с окружающим миром и другими участниками игры, самоопределение и выбор ролей.
2. Дальнейшее развитие сюжета происходит либо по канве литературного произведения, исторической эпохи, либо по рождающейся ежедневной ситуации. Дети имеют возможность проявить себя в том или ином деле (интеллектуальном, творческом, спортивном, трудовом и т. д.), но при этом каждый подросток знает, что его личный успех или неуспех может повлиять на ход игры. От его выбора, от правильного решения зависит не только его судьба, но и судьба игры, других ее участников, объединенных с ним в семейство, племя, лабораторию, экипаж и т. д.
Возникает потребность научиться лучше делать свое дело. Подросток постоянно находится в ситуации выбора, ему предоставляется широкое поле и многовариантность действия.
3. Выход из игры, программа последействия.
В конце игры участникам надо сделать нравственный выбор: отдать все свои личные кольца и «успехи» для сохранения страны, галактики, спасения цивилизации и т. д. Готовы ли они совершить самоотверженный поступок, стали ли они добрее, терпимее? И здесь уже забывается, что это игра, — разговор идет всерьез.
Любая игра - это смоделированная ситуация, но при этом чувства и отношения должны быть настоящими. А как дети поведут себя в реальной ситуации? Что они будут делать, когда вернутся домой? Будут ли бороться с «темными силами», в каком бы обличье они ни выступали? Что им для этого необходимо? Где они будут искать единомышленников? Роли, которые дети исполняют в игре, они выбирают самостоятельно. А в жизни? Устраивает ли их та роль, которую они исполняют в жизни?
Игровая модель дает взглянуть подростку на себя со стороны - что нужно изменить в себе, в своих отношениях? Отвечая на эти и другие возникшие вопросы, дети уточняют свои жизненные цели, выстраивают программу собственного развития - и это один из главных итогов любой сюжетно-ролевой игры, всей педагогической работы.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!