Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Здоровый образ жизни»
Сценарий родительского собрания «Наши верные друзья - полезные привычки». Вторая младшая группа
Посеешь привычку — пожнешь характер.
Народная мудрость
Время проведения: по плану воспитателя.
Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
Цели: актуализация проблемы сохранения и укрепления здоровья детей; формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек.
Участники: родители, воспитатель, учитель физкультуры, одна семья (мама, папа, ребенок) для показа упражнений.
Место проведения: помещение группы.
План проведения
1. Вступительный этап:
• разминка «Сложи пословицу».
2. Основная часть:
• круглый стол «Полезные привычки»;
• динамическая пауза;
• круглый стол «Вредные привычки»;
• отрывок из сказки «Маленький принц».
3. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Подготовка фрагментов пословиц о здоровье, написанных на листах определенного цвета.
2. Оформление цитат, пословиц и поговорок:
• «В здоровом теле — здоровый дух».
• «Посеешь привычку — пожнешь характер».
• «Посеете привычку — пожнете судьбу».
• «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»
• «Привычки — визитная карточка культуры человека».
• «Плохая привычка — это отсутствие хорошей».
3. Подготовка карточек по количеству родителей с изображением красивых цветов, на которых они по ходу собрания будут записывать полезные привычки, и карточек с изображениями сорняков — для вредных привычек.
4. Подготовка небольших карточек с изображением летних и зимних видов спорта (по количеству родителей).
5. Подбор материала для творческой работы (картинки, изображающие разные виды движений, фломастеры, ножницы, цветная бумага, листы формата A3).
6. Подбор произведений для музыкального оформления.
7. Тестирование родителей и опрос детей (приложения 1, 2).
8. Определение уровня физической подготовленности детей посредством проведения обследования в сентябре. Результаты довести до сведения родителей. Обследование проводят медицинский работник детского сада и инструктор по физическому воспитанию.
Можно использовать программу скрининг-тестов.
По желанию в сценарий родительского собрания можно включить сказочного персонажа, который будет проводить презентацию полезных привычек; для обозначения вредных привычек можно использовать куклу, изображающую микроб.
II. Организационный этап
1. Подготовка помещения, оборудования и материалов.
2. По ходу собрания специально подготовленный родитель вывешивает на магнитную доску информационные листы с названием привычек.
III. Вступительный этап
Добрый вечер, уважаемые родители! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух». Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем же они говорят, мы сейчас и узнаем.
Разминка «Сложи пословицу».
(Родителям раздаются фрагменты пословиц, каждая из которых написана определенным цветом. Они должны собрать из частей пословицу о здоровье. Пословицы зачитываются.)
Варианты пословиц
• «Здоровье дороже золота».
• «Здоровье ни за какие деньги не купишь».
• «В здоровом теле — здоровый дух».
• «Посеешь привычку — пожнешь характер».
• «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»
Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня — биологическое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями.
Как вы уже догадались, наш разговор сегодня пойдет о формировании у детей полезных привычек. Тема собрания: «Наши верные друзья - полезные привычки».
IV. Основная часть
Круглый стол «Полезные привычки»
(Звучит бодрая музыка.)
— У нашего здоровья немало добрых и верных друзей. Какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»?
(Рассуждения родителей.)
«Привычка — образ, действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь» (Д. Ушаков. Толковый словарь).
Привычка — это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически.
У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, трудиться в огороде. Все это полезные привычки.
Игра-упражнение «Сорняки и розы».
Давайте поиграем в игру «Сорняки и розы». Но чтобы сэкономить время, нам нужно разделиться на микрогруппы. Предлагаю использовать один из способов деления на микрогруппы, который называется «Клад».
(В емкости с сыпучим материалом (песок, крупа) спрятаны фишки или какие-либо предметы нескольких видов, по количеству микрогрупп (две-три). Родители достают фишки и делятся на группы. Каждой группе родителей выдается поднос, на котором находятся карточки с изображениями цветов (сорняки и розы).)
— Что помогает человеку быть здоровым?
— Какие бы вы хотели вырастить полезные привычки у вашего ребенка? Подумайте, посовещайтесь и запишите полезные привычки на карточках с изображением роз.
(Родители обсуждают и записывают свои варианты.)
— А теперь расскажите, что у вас получилось. Какие полезные привычки вы будете формировать у ваших малышей в первую очередь?
(Каждая группа по очереди называет свои варианты. Далее собрание продолжается, а помощник ведущего собирает розы и наклеивает их на лист формата A3 с изображением вазы, стебельков, листьев, создавая коллаж в виде букета роз.)
Представьте себе человека, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него пыльно и грязно. На кухне — горы немытой посуды, крошки и объедки. Вокруг них вьются мухи. Вечно отсутствует носовой платок.
Заботится ли этот человек о своем здоровье? Верно, не заботится! Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных заразных болезней - желтухи или дизентерии, которые так и называются — «болезни грязных рук».
А мух в старину не зря величали «вредными птичками». Летая по помойкам, свалкам, выгребным ямам, а потом залетая в дома, они переносят на своих лапках опасные микробы, которые могут вызывать болезни.
Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно:
• заботиться о чистоте его тела, стричь ногти;
• учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета;
• учить чистить зубы;
• приучать убирать свою комнату, заправлять кровать и мыть посуду.
Ведь недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».
Привычка 1. Соблюдение чистоты и личной гигиены.
А помощь в этом нам оказывает вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам.
Нам пилюли и микстуры
И в мороз, и в холода
Заменяет физкультура
И холодная вода.
Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам и легче приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Кроме закаливания, водные процедуры назначают малышам и для восстановления после болезней. Такой курс можно проводить дома или в специальных физиолечебницах.
Например, обычное подмывание и купание на самом деле важные элементы закаливания. В укрепляющую программу водных процедур входят обтирания, купания, лечебные ванны, баня.
Вывод: вода закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.
Задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
(Родителям выдается памятка.)
• Воспитывать опрятность.
• Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком — исключительно своими предметами личной гигиены
• Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать ее с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
Советы родителям
Приучайте ребенка регулярно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки. Показывайте и объясняйте, как мыть руки и лицо, чистить зубы, причесываться, как пользоваться ложкой, вилкой, ножом. При этом полезно проговаривать коротенькие стихи, потешки, поговорки. Можно загадать загадку. Не обойтись без таких известных и любимых сказок К. Чуковского, как «Мойдодыр», «Федорино горе», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» и т. п.
Итак, ребенку нужен заботливый уход.
— А знаете ли вы, что ребенку-дошкольнику, чтобы он был здоров, необходимо пить большое количество воды в течение дня? Поэтому в доме всегда должна быть в доступном для ребенка месте холодная кипяченая вода.
Привычка 2. Соблюдение питьевого режима.
Звучит песня «Закаляйся» (музыка В. Соловьева-Седого, слова В. Лебедева-Кумача).
В любое время года ребенку необходимы закаливающие процедуры.
Привычка 3. Закаливание.
В детском саду они проводятся под руководством медицинского персонала, а дома — по рекомендациям, полученным в детском саду и в поликлинике. Комплекс закаливающих процедур (воздушных, солнечных, водных) составляется с учетом состояния здоровья малыша, его физической подготовленности и тех возможностей, которыми располагают детский сад и семья.
Давайте назовем виды закаливания, которые можно использовать в домашних условиях.
Варианты ответов:
• соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях;
• следить за тем, чтобы ребенок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещении и на улице;
• регулярно выполнять гигиенические процедуры;
• утреннюю зарядку проводить босиком;
• заботиться о том, чтобы ребенок надевал легкую одежду, когда ему приходится много двигаться;
• проводить игры с водой;
• приучать ребенка полоскать рот после еды, а перед сном — горло кипяченой водой комнатной температуры;
• умываться и мыть руки следует прохладной водой;
• перед сном ежедневно обливать малыша теплой водой и интенсивно обтирать полотенцем.
Вам известно, что температура тела ребенка такая же, как у взрослого, а двигательная активность значительно выше. Поэтому постарайтесь одевать его так, чтобы кожа малыша всегда оставалась сухой, а ноги были защищены и находились в тепле.
Надо помнить, что к средствам закаливания относится и сон. Рекомендуется перед сном хорошо проветрить комнату, не оставлять ребенка перед сном в комнате одного. Хорошо бы почитать ему книгу, спеть колыбельную или дать послушать подходящую музыку. Это укрепляет нервную систему и благоприятно влияет на ваши взаимоотношения.
Следующий наш друг — это утренняя зарядка.
Привычка 4. Утренняя зарядка.
Под звуки бодрой ритмичной музыки мы идем быстрым шагом, бежим, приседаем, делаем наклоны назад, вперед, вправо и влево, берем мяч, обруч или скакалку. После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.
А сейчас мама... (Ф.И. ребенка) поделится с нами опытом проведения утренней гимнастики и даст практические советы.
Советы родителям
• Настоятельно рекомендуем вместе с малышом выполнять упражнения утренней гимнастики. С трехлетнего возраста она должна стать ежедневной привычной процедурой. Продолжительность — 5—6 минут.
• Включайте в комплекс упражнений разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание. Не забывайте про задания на формирование осанки, укрепление свода стопы.
• Комплекс должен состоять из пяти-шести упражнений. Повторять их надо по пять-шесть раз.
• Хорошо использовать предметы, такие, как кубик, мячик (d= 5 см), флажок, ленточка, веревочка.
• Делайте упражнения вместе с ребенком, показывайте последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, боком, высоко поднимая колени, вперед спиной и т. п.
Двигаясь вместе с малышом, подбадривайте и поощряйте его. Чередуйте ходьбу с бегом, прыжками с изменением направления движения и темпа.
Движения — это наши преданные друзья. Может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване? Верно, не может! А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье! А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!
Велосипед, самокат, роликовые коньки... Как чудесно мчаться на них по дорожкам, вдоль цветов и густой травы.
Лето дарит нам возможность купаться в речке или озере, играть в футбол, волейбол, бадминтон и другие подвижные игры на улице.
Зимой можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей или кружиться на коньках вокруг сияющей огнями елки.
Физические упражнения в детском саду, посещения спортивных секций помогают нам укреплять свое здоровье и здоровье своего ребенка, закаляют тело и волю, делают смелыми и сильными.
Привычка 5. Двигательная активность.
(Педагогический всеобуч «Очень любим мы движенье» проводит инструктор по физическому воспитанию. Родителям раздается памятка.)
Памятка «Задачи физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего возраста».
1. Формировать гармоничное телосложение, правильную осанку, развивать мелкую моторику.
2. Обогащать двигательный опыт за счет усвоения детьми основных движений в играх, упражнениях.
3. Активизировать произвольность выполнения двигательных действий.
4. Осторожно развивать ловкость, ориентировку в пространстве, способность удерживать равновесие, ритмичность, произвольность мышечного напряжения и расслабления; умение переключаться с одних двигательных действий на другие и сочетать их; быстроту, гибкость, общую выносливость, силу.
Советы родителям
• Каждую минуту пребывания на воздухе используйте для физического развития малыша.
• Мяч — любимая игрушка детей. Пусть ребенок как можно чаще занимается с ним. Научите его бросать мяч другому снизу, из-за головы (расстояние 1,5 м), подбрасывать вверх, отбивать о землю правой и левой рукой не менее 5 раз подряд, бросать в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м и в вертикальную — на высоту 1,5 м с расстояния 1,5—2 м.
• На детской спортивной площадке помогите ему полазить по гимнастической стенке, только не оставляйте одного — это опасно.
• На прогулке предложите ребенку попрыгать через короткую скакалку, но сначала научите мягко приземляться в конце прыжка.
• Хорошо, если малыш может кататься на трехколесном велосипеде, на педальном автомобиле, на санках.
• Взяв с собой на улицу санки или велосипед, не забывайте предупреждать ребенка о том, что надо выполнять определенные правила безопасности. Покажите, как правильно садиться на велосипед, слезать с него, ездить по прямой, по кругу, с поворотами и при этом быть внимательным к окружающим. Объясните, что съезжать с горки на санках можно только после того, как убедишься, что внизу никого нет. Покажите, где удобнее подниматься на горку.
• Посещайте бассейн, по назначению врача принимайте лечебные процедуры (например, массаж, ЛФК, физиотерапию, циркулярный душ и пр.).
Ребенку необходима достаточная двигательная активность в любое время года.
(Ответы на вопросы родителей. Далее инструктор по физическому воспитанию предлагает родителям из каждой микрогруппы взять с подноса по одной карточке, которая лежит изображением вниз. Те родители, кому достались летние виды спорта, создают коллаж «Летние забавы», а те, кому достались зимние виды спорта, — «Зимние забавы». Рассматривание коллажей, комментарии родителей.)
Что еще помогает нам быть здоровыми? Верно, теплые солнечные лучи и свежий воздух.
О благотворном влиянии прогулок на свежем воздухе писал А. Пушкин.
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон.
Особенно полезен воздух в хвойных — сосновых и еловых — борах. Этот воздух - настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов — особых летучих веществ, убивающих вредные микробы. Фитонциды - тоже наши друзья!
Польза от прогулок очевидна. Чем больше времени ребенок будет проводить на свежем воздухе, тем лучше.
Привычка 6. Длительные прогулки на свежем воздухе.
Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее трех раз в день не менее четырех часов, а летом — неограниченно.
На прогулке и в группе мы проводим целый ряд игр, которые являются профилактикой, а некоторые — и лечением тех или иных заболеваний. Сейчас вам их покажут воспитанники старших групп.
Существует немало ребятишек, которым родители позволяют не соблюдать режим дня. До поздней ночи они сидят перед экраном телевизора или компьютера, а утром встают вялыми, бледными, невыспавшимися, забывая замечательное правило: «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»
А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и бодрость.
Привычка 7. Соблюдение режима дня.
Всем известна и такая полезная привычка, как правильное питание.
Привычка 8. Правильное питание.
По поводу рационального питания вы можете проконсультироваться в дошкольном учреждении у старшей медсестры или врача-педиатра. Если есть возможность, предоставляйте ребенку возможность выбора блюда.
Советы родителям
• К новой пище приучайте своего малыша постепенно.
• На первых порах предлагайте попробовать блюдо и не давайте сразу большую порцию.
• Не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте, не заставляйте есть, лучше покажите ребенку пример.
• Очень важно создать за столом доброжелательную, приятную обстановку и хорошее настроение.
Помните, ребенку необходимо полноценное питание.
Динамическая пауза
(Проводится общая музыкальная игра, которая используется в работе с малышами. Помощь в подборе игры может оказать музыкальный руководитель (например, это может быть «Зайка серенький сидит»).)
Круглый стол «Вредные привычки»
(Звучит тревожная музыка.)
— Что такое вредные привычки? Запишите их на карточках с изображением сорняков.
Продолжение игры-упражнения «Сорняки и розы».
(Каждая группа родителей самостоятельно записывает вредные привычки на карточках с изображением сорняков. Воспитатель обобщает ответы родителей.)
Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода — дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки делают из своего хозяина настоящего человека.
Отрывок из сказки «Маленький принц»
(Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (приложение 3).)
Вопросы для обсуждения
— Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе?
— Можно ли баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в себе?
Наиболее опасные привычки человека — это потребление алкоголя, курение, наркомания. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом.
Алкоголь, никотин, наркотик вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для детского организма.
V. Подведение итогов собрания
Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% — от здоровья родителей и еще на 20% — от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные, здоровые привычки, которые помогут ему добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважения к самому себе.
(Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.)
Приложение 1. Тест для родителей
Цель: оценить уровень своего физического развития. Ответьте честно самому себе.
1. Соблюдаю ли я режим дня? Да — 3, нет — 1.
2. Делаю ли я утреннюю зарядку? Да — 3, нет — 1.
3. С удовольствием ли я занимаюсь физкультурой и спортом? Да - 3, нет — 1.
4. Занимаюсь ли я физическим трудом? Да — 3, нет — 1.
5. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым? Да — 3, нет — 1.
6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине? Да — 3, нет — 1.
7. Люблю ли я свежий воздух? Да — 3, нет - 1.
8. Считаю ли я алкоголь вредным? Да — 3, нет — 1.
9. Умею ли я плавать? Да — 3, нет — i.
Обработка результатов. Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь.
9-13 баллов - низкая;
14—19 баллов — средняя;
20—27баллов - высокая.
Приложение 2. Опросник для детей
1. У твоего здоровья есть друзья? Какие? Расскажи о них.
2. Что ты делаешь по утрам?
3. Где ты делаешь утреннюю зарядку - дома или в детском саду?
4. Делаешь ли ты утреннюю зарядку в выходной? Чем она полезна?
5. Почему грязнули и неряхи часто болеют?
6. Когда ты ложишься спать?
7. Что дарит тебе движение?
8. Какие подвижные игры тебе нравятся?
9. Почему полезно ходить на прогулку в лес или в парк?
Приложение 3. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(отрывок из сказки)
Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами. Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил:
— Скажи, ведь правда барашки едят кусты?
— Да, правда.
— Вот хорошо!
Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:
— Значит, они и баобабы тоже едят?
Я возразил, что баобабы — не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.
Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:
— Их пришлось бы поставить друг на друга...
А потом сказал рассудительно:
— Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.
— Это верно, но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?
— А как же! — воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах. И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.
На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.
— Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов, это скучная работа, но совсем не трудная.
Автор: Чиркова Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников 3-4 лет»
Нет комментариев. Ваш будет первым!