Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников 3-4 лет»

Сценарий проведения родительского собрания в детском саду «Развитие речи младших дошкольников». Вторая младшая группа

Время проведения: март-май.

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

1. Вступительный этап.

2. Основная часть:

• педагогический всеобуч «Совсем немного науки»;

• анализ речи детей группы;

• игра «Самолетик».

• работа в микрогруппах;

• как сделать чтение интересным;

• игровая мини-программа.

3. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

I, Подготовительный этап

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Обследование и выявление уровня речевого развития детей младшей группы.

3. Ведение родителями дневника развития речи своего ребенка (отмечают появление новых звуков, слов, фраз, высказываний).

4. Изготовление родителями книжки-раскладушки «Мой ребенок». Родители рисуют своего ребенка, рассказывают о нем, описывают все печатными буквами. Книга будет находиться в специальном накопительном портфеле ребенка. Он сможет ее прочитать, как только научится читать.

5. Изготовление памятки для родителей (приложение 1), оформление родительского центра или газеты для любознательных родителей «Вместе!» по теме собрания.

6. Проведение акции «Копилка вежливых и добрых слов».

II. Организационный этап

1. Оформление выставок:

• методическая литература по теме родительского собрания;

• картины по обучению детей 3 — 4 лет развитию речи (серия «Наша Таня» и др.);

• «Что читаем» (детская художественная литература);

• аудиозаписи «Сказки для вашего малыша» («Два жирафа»);

• иллюстрации художников-сказочников, картины природы.

2. Столы накрыты для чаепития.

3. Подготовка музыкального сопровождения.

III. Вступительный этап

(Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся за столы.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья — это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.

(Учитель обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме — в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

IV. Основная часть

Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

• речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

• речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

• овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;

• развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Задание. Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребенка и объясните свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого — образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

(Обсуждение.)

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

— Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребенка?

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

Ребенок к 4 годам:

• правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;

• активно осознает обобщающую функцию слов;

• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы);

• начинает использовать в речи сложные формы предложений;

• осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.

• Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.

• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.

• Требует совершенствования интонационная сторона речи.

• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

• Существует проблема словообразования.

• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вы познакомились с требованиями к речи ребенка четырехлетнего возраста. Давайте поговорим о том, какая сторона речи вас беспокоит.

Вариант 1. Родители высказываются устно.

Вариант 2. Родители высказываются с помощью сигнальных карточек.

(Родителям раздаются сигнальные карточки определенного цвета, каждая из которых подписана (звуковая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика, выразительность речи). Воспитатель по очереди называет ту или иную сторону речи и предлагает родителям, у которых она вызывает озабоченность, поднять соответствующую сигнальную карточку. Количество фиксируется на доске, например: звуковая культура речи - 5, связная речь — 10 и т. п.)

Анализ речи детей группы

До родительского собрания мы провели обследование речи детей нашей группы. Были получены следующие результаты.

(Результаты даются в обобщенном виде.)

К концу четвертого года жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, использует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, становится полноценным собеседником.

Если вы ясно видите, что у вашего ребенка отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Правильно поставленный диагноз определит пути и методы коррекционного воздействия и в итоге судьбу вашего ребенка.

Игра «Самолетик»

(Проводит учитель-логопед. Цель: определить круг проблем (вопросов), которые требуют рассмотрения и решения.)

Учитель-логопед. А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Самолетик». С ее помощью мы определим тот круг проблем (вопросов), с которым будем работать. Пожалуйста, возьмите листочки и ответьте на вопрос: «Какой помощи вы ждете от логопеда?». Далее каждый родитель сворачивает свою записку в виде самолетика и отправляет ее ведущему. Когда все самолетики собраны, ведущий вслух зачитывает содержание записки и, если запрос носит психолого-педагогический характер, оставляет у себя, а если запрос адресован не по адресу, отправляет обратно.

Варианты вопросов

- Какие вопросы задают дети? (Примерный ответ. Вопросы «кто?», «что?», «какой?» характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, недослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.)

- Если дошкольник не задает взрослому вопросы, это хорошо или плохо? В чем причина? (Причиной может быть отсутствие необходимых знаний или устойчивого интереса к чему-либо. Возможно также, что раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением или получил отказ.)

- Если ребенок рано научился говорить и у него хорошо развита речь, но он не рисует и не лепит, это хорошо для его развития? (Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки для успешного овладения письмом.)

Воспитатель. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу — великого учителя.

Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем:

• поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

• посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

• загадать загадку и найти отгадку;

• поискать приметы времени года;

• познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

• прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

• поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Работа в микрогруппах

(Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)

Задания:

1. Подберите по пять эпитетов к словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

2. Какими ласковыми словами вы называете своего малыша? Назовите их.

3. Знает ли ваш ребенок, в каком городе живет, свой домашний адрес, свою фамилию и как зовут вас - родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Особо мне хочется отметить родителей... (Ф.И. детей), которые вместе с детьми уже побывали в... Предлагаем вам поддержат; инициативу детского сада и посетить вместе с детьми...

(Далее воспитатель продолжает беседу о развитии речи детей, рассказывает о том, как развивается речь ребенка во время ознакомления с художественной литературой, театрализованной деятельности, как нужно организовать эту деятельность и что для этого необходимо. Обращает внимание на такой прием, как рассказы родителей из личного опыта, которые дети очень любят и с удовольствием слушают. Можно предложить родителям привести пример из личного опыта.)

Сказка нужна всем — и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителя, разрешить конфликт, взяться задело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно еще и играть.

Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

(Рассказы родителей незаметно записываются.)

Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

(Сказка записывается и в конце зачитывается.)

Вариант 3. Прочитайте детям загадки и предложите догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.

Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...

Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую — не обманывает она меня выбежала в огород, вижу - и правда моя помощь нужна!

Загадка 3. Так и знал, что все бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

Загадка 4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком — я и разбилось!

Загадка 5. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности.

Как сделать чтение интересным

Как сделать чтение книжек ребенку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Аленушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведерко?»

Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребенком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.

Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребенку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трех медведях или как дед тащил репку.

Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребенку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребенка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Игровая мини-программа

Вариант 1. Совместная исценировка сказки «Теремок».

Вариант 2. Совместная игротека «Давайте поиграем» (речевые игры с детьми).

V. Подведение итогов собрания

Примерный вариант решения собрания

1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Посетить вместе с ребенком зоопарк, театр, выставку.

4. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.

5. Принимать активное участие в работе детского сада.

6. Принести в группу старые вещи, пригодные для игр детей.

7. Сшить костюмы для героев сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Изготовить разные виды театров.

К 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности в развитии речи у детей с речевыми нарушениями становятся особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Приложение 1. Памятка «Развитие речи ребенка»

• Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

• Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофера, повара, летчика. Расскажите о своей профессии.

• Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

• Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами, с окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

• Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.

• В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные (признаки), например, василек — красивый, великолепный, полевой.

• Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул — стульчик, флаг - флажок.

• Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

• Учите отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Автор: Чиркова Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Родительское собрание «Игра в жизни ребенка 3-4 лет»

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Здоровый образ жизни»

Семинар для родителей второй младшей группы. Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка дошкольника

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!