Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Сказки для воспитания детей»

Родительское собрание – беседа в школе на тему «Сказка как средство нравственного воспитания»

На протяжении веков многие книги появились и исчезали: одни - оставались хотя бы строкою в памяти человечества, другие - навсегда растворялись в небытии. Но наряду с самыми великими достижениями человечества бережно хранились... сказки. Как на драгоценный стержень, нанизывалась на них мудрость, и со временем они становились не только поучением, но и своего рода завещанием.

Наша беседа посвящена сказкам - замечательным образцам словесного творчества.

Наша главная цель - анализ сказочного жанра с точки зрения психологического воздействия на внутренний мир ребенка.

Для определения роли сказок в воспитании детей нами была составлена анкета. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. На кого из героев сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?

2. Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошим: Волк, Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Марья-краса. Почему?

3. Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты её попросил?

4. Зачем сказка нужна человеку?

Анализ анкет показал, что у учащихся в качестве героев для подражания (вопросы 1 и 2) преобладают Иван-царевич, Илья Муромец, Добрыня Никитич (у мальчиков), Марья-краса, Василиса Прекрасная (или Премудрая), Царевна (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.

Ответы на 3-й вопрос позволили определить потребности детей, среди которых преобладают потребности социальные и материальные. Дети начальной школы попросили бы «много денег», «золото», «музыкальный центр», «сотовый телефон», «компьютер» и т. д., а также «стать силачами», «стать спортсменом», «летать». Такие ответы характерны преимущественно для второклассников. Учащиеся же постарше хотели бы «учиться хорошо», «не болеть». Они попросили бы для близких родственников (и даже для «людей всей страны») «радости», «добра» и «счастья».

Ответы на 4-й вопрос позволили определить понимание ребенком значимости сказки в его жизни. Интересен тот факт, что в анкетах учащихся среднего звена наблюдаются качественные изменения. Если одни дети в большинстве своем считают, что сказки веселят людей, их хорошо слушать, смотреть и даже хорошо засыпать под них, то другие рассуждают о поучительной роли сказок. Они пишут: «Сказка помогает отличить хорошее от плохого, идти по жизненному пути», «сказка учит любить и почитать родителей, быть дружелюбным, радостным и не быть жадным» «сказки нужны, чтобы осознать свои поступки в поступках героев и учиться на их ошибках» и т. д. Иначе говоря, многие дети видят значение сказки - в организации досуга и в умственном развитии, а некоторые рассматривают этот жанр литературного творчества как средство для нравственного развития и становления личности человека. Таким образом, дети сами приходят к выводу, что сказки необходимы в жизни, поскольку оказывают влияние на воспитание и становление личности в целом.

«Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленными лицами и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». Как жанр литературного творчества сказка представляет собой богатый воспитательный и образовательный материал. Русская педагогика еще в начале XIX века использовала народную сказку как средство обучения и воспитания. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894 г.) утверждал, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею».

В. Г. Белинский, известный русский литературовед и критик, видел в сказке глубокое воспитательное действие: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребенка и... миром действительности».

А великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказке столь высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Он же разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их положительном психологическом воздействии на ребенка.

В защиту воспитательной функции сказки выступили А. М. Горький, В. А. Сухомлинский. Последний теоретически обосновал и практически подтвердил, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Интересно отметить, что в практике Сухомлинского было создание в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и сами учились создавать, воплощая в сказки свои детские мечты.

Таким образом, сказка жила, несмотря на смену эпох и режимов, и при этом играла огромную воспитательную роль.

Для максимально эффективного использования сказки с целью воспитания нравственных качеств детей необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее значимых моментах.

Любая сказка, будь то сказка о животных, волшебная или социально-бытовая, содержит в себе и очарование высокого вымысла, и мужественную героику, и веселую шутку, и самое главное — невероятную выдумку. Что ни сказка — то чудо: прекрасную царевну колдун превратил в лягушку; из косточек коровы выросла яблонька с чудесными яблочками; таинственные гуси-лебеди унесли мальчика; всесильный Морозко одарил бедную девушку подарками; румяный колобок ожил и отправился путешествовать... Можно продолжать и продолжать.

Есть ли нравственный смысл у таких выдумок? Подобный оптимизм сказок внушает детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. В сказках нет непоправимых бед и несчастий, это особенно нравится детям. Воспитательное воздействие здесь в том, что сказки не обманывают, а очаровывают, и мечта делает человека сильнее и лучше.

Важной особенностью сказок является увлекательность сюжета. Как правило, сказки очень динамичны. Схема событий, внешних и внутренних столкновений в них весьма не просты. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему детское внимание. Здесь уместно говорить о том, что сказки учитывают психологические особенности детей (неустойчивость и подвижность внимания).

Образность сказок облегчает их восприятие детьми, которые в силу своего развития еще не способны к абстрактному мышлению. В герое особенно выпукло и ярко показываются черты его характера, которые сближают его с национальным характером: отвага, трудолюбие, оптимизм, остроумие и т. д.

Образность сказок дополняется забавностью сюжета. Народ проявил заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них есть место юмору, веселым шуткам. Особенно показательны в этом плане сказки о животных. Хитрые проделки лисы, глупость волка и медведя - всё это проникнуто значительным воспитательным смыслом.

Дидактизм сказок (то есть наставительность, поучительность) является одной из главных их особенностей. Любая сказка учит доброму и вечному, причем «добрым молодцам урок» дается не путем сказочного рассуждения, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт исподволь складывается в сознании маленьких слушателей.

Поучительность

Сказка очень мягко и ненавязчиво подводит ребенка к сознательному выбору ценностных ориентаций, демонстрируя различные жизненные ситуации, влияющие на судьбу героев. В качестве доказательства работы этого «механизма» рассмотрим сказки «Колобок», «Снегурочка» (В. И. Даль), «Курочка Ряба» и «Красная Шапочка».

Все перечисленные сказки имеют печальный конец: хитрая лиса съедает самонадеянного колобка, а волк расправляется с Красной Шапочкой и бабушкой; золотое яичко, снесенное курочкой, разбивается, Снегурочка тает от тепла весеннего костра...

Возможно ли, чтобы эти сказки заканчивались более оптимистично? Скажем, курочка Ряба снесла бы множество подобных яиц и старики разбогатели бы, Колобок спасся бы от лисы, Снегурочка вернулась бы домой, равно как и Красная Шапочка. Был бы смысл в сказках с только что предложенными окончаниями? Сказка должна учить, наставлять.

Чему же учат рассматриваемые сказки? Колобок слишком самонадеян, но и на него нашлась «управа», лиса оказалась хитрее. ВЫВОД: нужно быть осторожнее и реально оценивать силы противника. Сказка «Красная Шапочка» учит не доверять незнакомым, не открывать дверь, чтобы не оказаться в беде. А взрослым совет такой: не оставлять ребенка без внимания. В этом плане сказка «Красная Шапочка» связана со сказкой «Снегурочка»: девочка осталась без внимания, оказалась в неподходящей компании, за что и пострадала.

Таким образом, хорошая сказка не только питает ум, развивает фантазию; она учит мыслить и, в широком смысле, жить.

Работа со сказкой может иметь различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успехов или неудач, просмотр видеофильмов и сопоставление их с театрализованным исполнением сказок, выставка детских рисунков по мотивам сказок и т. д.

Работа со сказками поможет взрослым найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать важнейшие нравственные категории.

Важно и полезно домашнее чтение сказок и их обсуждение в кругу семьи, совместный просмотр телевизионных и видеофильмов, театральных постановок.

Такие мероприятия не только способствуют нравственному воспитанию детей на примере сказок, но и укрепляют семейные отношения, что необходимо для становления духовного роста подрастающего поколения.

В настоящее время выпускается большое количество печатной продукции для детей. Порой родителям сложно разобраться в этом «море» детской литературы. Важно (при выборе книг) учитывать возрастные особенности ребенка.

Во-первых, книга должна быть красочной, яркой, с достаточным количеством иллюстраций.

Во-вторых, шрифт должен быть крупным, что соответствует нормам СанПиН. Иначе говоря, прежде чем купить ребенку книгу, нужно тщательно рассмотреть её, познакомиться с содержанием.

Книга - это духовная пища ребенка, поэтому домашнюю библиотеку необходимо пополнять. Если же семейный бюджет не позволяет часто покупать ребенку новые книги, то следует помнить, что существуют библиотеки с книгами на любой вкус.

Автор: М. Е. Еськина

Похожие статьи:

Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию

Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение

Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!