Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка», 5 класс

О роли семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. В семье возникают первые элементы межличностного общения. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности.

Семья - одна из наиболее древних социальных общностей. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Непреходящая ценность ее обусловлена тем, что она связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания. Как отмечает Н. М. Римашевская, в рамках семьи сосредотачивается большая часть деятельности человека, лежащей по ту сторону общественного производства и связанной с удовлетворением многообразных материальных и духовных потребностей. Из этой особенности семьи как социального института, существующего для удовлетворения потребностей человека, логически вытекают функции семьи.

Существуют различные классификации и формулировки основных функций семьи. Так, например, Г. М. Свердлов, В. А. Рясенцев в качестве важнейших функций семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи. По мнению С. Д. Лаптенка, важнейшими функциями семьи следует считать хозяйственно-бытовую, воспроизводство населения, воспитательную и организацию досуга своих членов. Н. Г. Юркевич подчеркивает важнейшее значение функций духовного и сексуального общения, рождения детей, сотрудничества в процессе воспитания, добывания необходимых средств для ведения домашнего хозяйства, организации досуга, взаимной моральной и материальной поддержки. А. Г. Харчев называет такие функции семьи, как воспроизводство населения, хозяйственная функция, воспитательная, организация потребления и досуга. Рассмотрим основные функции.

Материальная основа семьи формируется посредством реализации хозяйственно-экономической функции. Члены семьи, как правило, проживают совместно на определенной площади, являющейся собственностью их личной или государства, жилищно-строительного кооператива и т. п. Семья располагает своим бюджетом, который складывается в основном из доходов работающих ее членов, из выплат и пособий общественных фондов потребления. Бюджет расходуется на удовлетворение семейных потребностей - индивидуальных и общих. Хозяйственно-экономическая функция семьи определяется экономическим базисом общества и соответствующими надстройками.

Значение функции организации досуга обусловлено той ролью, которую играет свободное время в духовном и физическом развитии человека. Трудно переоценить роль семьи в организации досуга ее членов. От нее во многом зависит, будет ли свободное время посвящено чтению книг, спорту и физическому развитию, посещению музеев, выставок, театров и другим всевозможным увлечениям или оно будет без пользы (а иногда и в ущерб физическому и нравственному здоровью) растрачено на так называемый бездеятельный отдых.

Одной из наиболее сложных функций семьи можно считать эмоционально-психологическую - создание нравственно-психологических условий для отдыха и проведения досуга, регулирования интимных сторон внутрисемейной жизни и т. п. Данные многочисленных исследований семьи показывают, что в современной семье эмоциональные контакты между ее членами играют значительную роль. Анализ основных функций семьи (воспитания детей, хозяйственной, досуговой и др.) позволил прийти к выводу, что постепенно все они приобретают культурно-эмоциональный аспект.

Важнейшей родовой функцией семьи является рождение и воспитание детей. Ряд авторов расчленяют эту функцию на две составляющие: функцию продолжения человеческого рода (детородную) и воспитания детей (уход за детьми, общение и занятия с ними). Мотивация такого представления обусловлена тем, что семья - «монопольный» носитель функции рождения детей, в то время как функцию воспитания, помимо семьи, берут на себя и другие социальные институты. Среди важнейших функций, которые выполняет семья, особое место занимает воспитательная функция. От ее реализации во многом зависит будущее ребенка, судьба семьи и счастье супругов.

В наше время особое значение приобретает функция передачи семейных традиций. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств.

Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи. Именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения с членами семьи, с другими людьми, с обществом в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Как правило, семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой многоступенчатой семьи могут жить в разных квартирах и, возможно, в разных населенных пунктах. Но все они разделяют общие установки и традиции (по кардинальным проблемам семейной жизни), испытывают чувство сопричастности друг к другу, готовность к взаимопомощи, чувство ответственности за судьбу членов, входящих в семейное родство. Уверенность в том, что в любой момент каждый родственник найдет поддержку, понимание, сочувствие, и есть основа того, что называется духовной связью.

Древнегреческий философ Платон предостерегал своих учеников от погони за всякой новизной, считая, что менять нужно только то, что плохо. А накопленные всей историей прекрасные традиции человеческих отношений заслуживают сохранения и разумного культивирования. Только на основе семейных традиций можно создать и воспроизвести определенную культуру интимно-родственных отношений. Семья дает изначальный опыт самоуправления, участия в общественном труде, распределения обязанностей и т. д. И чем сложней становится человеческое бытие, тем прочнее и дольше должен быть союз тех, кто хочет воспроизвести себя в потомстве.

Семейные традиции - это не только мероприятия, проводимые в определенный день и час. Это не только дни празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессии членами семьи и традиционные увлечения. В традициях находит свое выражение рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, чувство такта, великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость - все, без чего не может существовать семья, развивать и растить потомство. Традиции направлены на сохранение любви, честности, понимания, терпения и т. п. Добрые чувства, возвышенные идеалы в семейных отношениях выражаются не в выдающихся и героических поступках, а в повседневном быте, в незначительных проявлениях, мелочах и пустяках.

Члены семьи, живущие совместно, взаимодействуют в текущем потоке обыденности, привычных и почти незаметных действий. Пока ребенок «варится в домашнем соку», он наблюдает окружающих, оценивает большое и малое, усваивает сознательно и рефлекторно, идет сложная и ответственная педагогическая работа, «воспитание без воспитания».

Как показывают наблюдения, на семейную атмосферу влияют: педагогическая позиция родителей; отношение родителей к работе; взаимоотношения отца и матери; отношения между родителями и родственниками старшего поколения; отношения между родителями и ребенком, братьями и сестрами; методы воспитания. Проанализировав указанные факторы, мы пришли к выводу, что не отдельные элементы являются решающими. Определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера в целом, рождающаяся из сочетания всех элементов, традиций, присущих данной семье.

Кроме отмеченных факторов есть множество других, трудно поддающихся оценке и анализу: какую литературу читают в семье (читают ли вообще), какие темы наиболее часто обсуждают, как принимают гостей, сколько времени проводят дома, как относятся к искусству, экономны или расточительны, содержат ли домашних животных, насколько заботятся об уюте, порядке и чистоте, любят ли что-то мастерить, проявляют оптимизм и надежду или склонны к унынию и пессимизму, и т. д. Все это, соединяясь и взаимодействуя, создает индивидуальный облик семьи, тот дух, который формирует фундамент будущей индивидуальной личности.

Рассмотрим традиции взаимоотношений между родственниками в семье. Они играют основную роль в семейном воспитании ребенка. Если члены семьи в основном равноправны, относятся друг к другу с уважением, тактом и заботой, если они вместе и в радости, и в беде, если хозяйственные обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности каждого, если кроме общего бюджета реально существует и общий очаг, то такую семью можно считать коллективом, оптимальной средой для ребенка.

К сожалению, соблюдая внешне нормы и правила человеческих отношений, члены семьи иногда живут отчужденно: различны их интересы, они не делятся радостями и огорчениями. Негативно отражается на семейных отношениях, например, культ одного из членов семьи, неуважение к престарелым, увечным, то есть все то, что лишает семью признаков гармоничной социальной группы.

Однако сказанное вовсе не означает, что между членами семьи должно быть полное равноправие, «уравниловка». Замечательный педагог В. А. Сухомлинский, утверждая необходимость создания культа матери, имел в виду не искусственное и показное возвеличивание ее, а глубокое уважение и заботу о ней. Будет прекрасно, если отец вместе с детьми будет создавать культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) - культ отца. Если дети увидят, как отец и мать уважают и любят друг друга не на словах, а на деле, с глубоким и бескорыстным проявлением заботы, дети будут уважать и мать, и отца одинаково, получая положительные мотивации. А если в семье кому-то отдают преимущества, то этому должно быть соответствующее объяснение для детей. Человек вправе получать увеличенную долю внимания и материальных благ, если у него, например, более напряженная работа или учеба (а не более высокая зарплата), или потому, что он нездоров, малолетний или в преклонном возрасте. В семье ребенок впервые сталкивается с ранжированием человеческих отношений.

Семейный коллектив - это сообщество, в котором справедливость и взаимная предупредительность при распределении многочисленных домашних обязанностей являются нормой для каждого его члена. Не будем отрицать исторически сложившееся разделение домашнего груда между мужчиной и женщиной. Женщине, которую никто не освобождал от изнурительной работы в поле, испокон веков приходилось еще и готовить еду, заниматься уборкой и воспитанием детей. Но не следует забывать, что и у мужчины в прошлом был другой набор инструментов и предметов домашнего назначения. Сюда входили топор и пила - надо было напилить и нарубить дров, а перед этим и привезти их. Здесь были шило и дратва - надо было починить ребятам обувь, поправить сбрую лошади, сплести лапти и делать многое другое. Замена всего этого на компьютер, телевизор, кресло и диван может привести к серьезным нарушениям равновесия прав и обязанностей членов семьи. В семьях, где преобладает взаимопонимание и сотрудничество, эта несправедливость не допускается. В том случае, если обязанности распределены между всеми, в том числе и детьми, семья является единым коллективом.

Атмосфера сотрудничества в семье предопределяет взаимную предупредительность и внимание, взаимовыручку и взаимозаменяемость. Дети чаще поступают, подражая, а не выполняя наставления, поучения и наказы. Подражательный момент, возникая очень рано, способен сохраняться вплоть до юношеского возраста. Между тем подражание взрослым по природе своей отличается от копирования действий сверстников. В первом случае примером подражания служат личности родителей. Во втором - копируется поверхностное, внешнее: жаргон, мимика, жесты, прическа, одежда и обувь кумиров и «вожаков». Следовательно, чем менее выражена индивидуальность родителей, тем значительнее оказывается влияние уличной компании, «стаи». В семье должны преобладать традиции положительных добрых отношений. Для этого прежде всего родители должны быть внимательными, ласковыми, снисходительными к детским провинностям. Это достойно всякого поощрения. Часто родители полагают, что ребенок не понимает значения личного отношения к нему, что у него еще нет понятия о его правах и обязанностях, личной неприкосновенности. Они часто ошибаются, думая, что дети составляют их собственность, что они должны быть послушными и находиться в полной зависимости от их желаний и требований. С такими неприемлемыми воззрениями нельзя согласиться, потому что чем раньше ребенок усваивает понятия личной неприкосновенности, человеческих прав, тем своевременнее начинает дорожить ими в отношении к себе и окружающим. Наиболее существенный воспитательный фактор - это искренняя и настоящая любовь. И такая любовь всех членов семьи по отношению друг к другу должна стать одной из главных традиций. Не следует все решать за детей. Однако это не говорит о том, что дети могут все решать сами за себя. Одна из премудростей воспитания состоит в том, что судьбу детей надо решать вместе с ними.

В настоящее время большинство взрослых считаются с человеческим достоинством молодежи. Они стремятся тактично исправлять заблуждения детей, объяснять и устранять недостатки, не избегают разговоров на острые темы, не лицемерят и не боятся ошибиться. Это вовсе не значит, что таким родителям легко, что у них все получается, не обходится без споров, разногласий, даже конфликтов. Воспитание связано с предъявлением определенных требований, с противостоянием мнений, идей, привычек и пр. Важно, чтобы это не привело к отстраненности и даже враждебности. В спорах следует проявлять взаимопонимание, внимательное отношение друг к другу, не «принципиальничать» по мелочам, но и проявлять твердость при решении принципиальных вопросов.

Таким образом, характер межличностных внутрисемейных отношений, эмоциональных контактов родителей с детьми зависит от морального облика и общественной направленности родителей, их отношения к воспитанию. Психологическая среда семейных отношений способствует тому, что ребенок знакомится и усваивает нравственные нормы и правила и стремится к реализации их в конкретных ситуациях. Каждая семья - это большой, сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

Честь семьи передается из поколения в поколение. Этому способствуют традиции, семейные реликвии. Семейные реликвии - очень емкое, многостороннее понятие. Они молчаливы, когда спрятаны подальше. Но если с их помощью старшие поколения откроют подрастающей смене ту или иную страницу своего прошлого, то они заговорят языком героического времени. У каждого поколения раньше или позже появляется потребность узнать прошлое своей семьи, свое происхождение. Детей в определенный момент начинают интересовать дедушки и бабушки, их происхождение, где они родились и жили, кем работали, с кем были знакомы и так далее. Человеку недостаточно осознания своего бытия в пределах собственной памяти, ему необходима информация об истоках и корнях - родословной, уходящей в прошлое.

Между тем в современных семьях архив с пожелтевшими фотографиями прадедов и даже дедушек и бабушек с письмами, с какими-то документами вековой давности - большая редкость. В простой (без представителей старшего поколения) семье разрыв с прошлым особенно резок. Это следует помнить и стремиться этот разрыв чем-то заполнить. Маленький семейный или фамильный музей, десяток-другой фотографий, писем, документов и предметов, свидетельствующих и напоминающих о прошлом, не обременят, не помешают, но будущим поколениям многое дадут и во многом помогут.

Человек не безроден, он предан своей Родине, родителям, семье. Тот, кто готов пренебречь этими привязанностями, вряд ли станет надежным супругом и отцом, женой и матерью, сумеет сохранить память, достоинство и честь семьи. Родители могут быть честными и упорными тружениками, с прекрасными душевными качествами, но они остаются «вещью в себе», если не сумеют найти тех путей и возможностей, по которым эти качества смогут быть переданы детям. Такому хорошему человеку - отцу, матери - мы вправе предъявить четко выраженное педагогическое требование: искать и находить «проводящие» пути, по которым его лучшие качества должны передаваться детям. Общеизвестно, что знания без умений ничего не значат. Умению работать учат в школах, но главная школа будущего умельца - это семья. Умение трудиться с наибольшей отдачей, с экономией сил - это необходимая черта характера человека, стремящегося принести наибольшую пользу своей стране.

Дети должны иметь постоянные поручения. Обычно родители поручают детям вымыть посуду, вытереть пыль, вынести мусор, сходить в магазин. Но не часто мама обращается к шестилетней дочери: «Давай мы с тобой испечем печенье...». И понятно, почему не следует такое приглашение: ребенок будет мешать, он неповоротлив, медлителен. Между тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы! Она увидела бы плоды своего труда - на тарелке красивое, вкусное печенье, красиво, со вкусом сервированный стол. Дети с удовольствием работают вместе с родителями, пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде.

Это желание детей работать вместе со старшими нужно использовать для того, чтобы прививать детям любовь и привычку к труду, вырабатывать определенные умения и навыки. В совместной деятельности легче научить ребенка правильным приемам работы, показать, как нужно выполнять то или иное дело. Совместная работа ценна еще и тем, что тут у детей формируются задатки коллективизма, ребенок на деле убеждается, что от качества его работы зависят результаты общего труда.

Важную роль в приобщении детей к семейным трудовым традициям играет пример родителей и совместная работа детей и взрослых. От общих фраз о необходимости сохранения трудовых традиций семьи нужно обязательно переходить к обучению ребенка, привитию ему элементарных трудовых навыков.

Весь ход воспитательного процесса определяется образом жизни, традициями, сложившимися в семье родителей еще до рождения ребенка. Родители приносят в семью навыки общения, которые были получены в детстве. Даже если они протестовали против того воспитания, которое осуществлялось по отношению к ним, все равно в своих действиях почти всегда во многом воспроизводят тот педагогический опыт, который был впитан ими с младенческой поры, в ходе физического и духовного роста. В силу существовавших семейных традиций в процессе воспитания детей родители невольно начинают копировать действия своих отцов и матерей, бабушек и дедушек, воспроизводят атмосферу той социальной среды, тех отношений, которые сформировали их личности.

Таким образом, семейные традиции имеют большое значение в формировании культуры общения детей. Специфика их воздействия на формирование культуры межличностного общения у школьников заключается в том, что такие семейные гуманистические традиции и обычаи, как уважение к старшим, к женщине, любовь к детям и заботливое к ним отношение, взаимопомощь, доброта, гостеприимство, вежливость, входят в арсенал народных воспитательных средств, которые не нужно специально искать и разрабатывать, необходимо только помнить о них и уметь творчески использовать в процессе воспитания.

Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура, и в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением, идеям гуманизма. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи в этой работе приобретает глобальное значение. Эта задача становится особенно актуальной в связи с тем, что некоторые современные семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов, наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы являются (в порядке значимости):

• безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

• чрезмерная занятость родителей материальными заботами, и, как следствие, сокращение времени и внимания, отведенных воспитанию детей;

• низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

• низкий образовательный уровень родителей и, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у их детей.

К сожалению, налаживание контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается разрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей от проблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижение общей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей. По наблюдениям исследователей, свыше 50 % подростков 13-14 лет почти полностью отдаляются от семьи, теряя доверие к родителям и проявляя негативное отношение к любым требованиям старших.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогизирующее воздействие школы на семьи учащихся - непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной консультационной психологопедагогической помощи - на этой основе идет их сближение.

Ведущей функцией семьи становится обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка, которую едва ли в ближайшем будущем сможет реализовать переполненная массовая школа. Для того чтобы семья эффективно решала столь сложную задачу, необходимо создание соответствующих образцов, соотнесенных с личностно-возрастными особенностями детей, учитывающих их интересы и увлечения, цели и идеалы.

К интеграции на почве решения проблем воспитания стремятся сегодня общественные объединения взрослых - родительские, женские, ветеранские, профессиональные, этнокультурные, конфессиональные и др. Многие из них обращаются к детям, движимые чувствами родительской заботы, тревоги, гражданского долга, что характерно прежде всего для родительских, женских и ветеранских советов.

Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества.

Автор: О. С. Гришанова

Похожие статьи:

Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию

Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей

Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!