Родительское собрание «Роль самооценки в личностном развитии подростка», 5-6 класс
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 5-6 класса. Тема «Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Цель: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; разъяснить о возможных последствиях и низкой, и высокой самооценки; дать рекомендации, как можно повысить самооценку ребенка.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: родители, классный руководитель.
План проведения:
1. Приветственное слово классного руководителя.
2. Введение в тему собрания.
3. Выступление классного руководителя.
4. Анализ анкетирования.
5. Итоги собрания.
Подготовительная работа:
Проведение анкетирования учащихся.
Анкета для учащихся
1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
3. Вы достаточно способны и сообразительны по сравнению с большинством людей?
4. Когда Вам поручают какое-нибудь дело, Вы всегда настаиваете, чтобы сделать его по-своему?
5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
6. Если бы Вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если Ваше желание неосуществимо?
8. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем Ваши сверстники?
9. В своей жизни Вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
10. Если бы Вам пришлось начать заново жизнь, Вы достигли бы гораздо большего?
Ход родительского собрания
1. Приветственное слово классного руководителя.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас! Наша встреча посвящена очень важной теме в современном образовании. Давайте настроимся на плодотворную работу. Мы надеемся, что это родительское собрание будет для Вас полезным и интересным.
2. Введение в тему собрания.
- Сегодня мы поговорим о том, какова же роль самооценки в формировании личности ребенка на данном возрастном этапе. В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.
Наши дети находятся на таком возрастном этапе, когда им необходимо самоопределиться и иметь собственную самооценку.
3. Выступление классного руководителя.
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на его самооценку. Они заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Если родители любят, уважают своего ребенка, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
В подростковом возрасте, в каком сейчас находятся наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается определенное отношение к себе, самооценка своей личности.
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку Вашего ребенка. Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы ребенка зависят от того, как он чувствует себя - уверенно или неуверенно. Если он все время недоволен собой, ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.
Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди критикующие, осуждающие. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким - ни на что не способным. Ребенок не ставит перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и собственных возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка - как заниженная. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.
Понаблюдайте за ребенком. Если его поведение меняется в связи со сложившейся ситуацией (самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче), то есть перспектива развития у ребенка позитивной самооценки.
Дорогие родители! Вы согласитесь со мной, что каким бы ни был Ваш ребенок, он для Вас самый лучший.
4. Анализ анкетирования.
- Мы провели анкетирование учащихся нашего класса. Можно сделать следующий анализ (оглашение результатов анкетирования в %).
5. Итоги собрания.
- Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.
Ваш ребенок взрослеет, вместе с физическим наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Помогите Вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека имеются неограниченные возможности, нужно только уверовать в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность Вашего ребенка, и результат не замедлит сказаться.
Литература
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. - СПб.: Питер, 1998.
2. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. - Минск, 1993.
3. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб. : Речь, 2005.
Автор: Л. А. Сироштан
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Нет комментариев. Ваш будет первым!