Родительское собрание «Роль родителей в трудовом воспитании подростка», 5-6 класс
Родительское собрание - лекция для родителей детей 5 класса. Трудовое воспитание
Задачи трудового воспитания подростка в семье. Польза труда в психическом, духовном развитии человека. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам бытового труда. Педагогические условия эффективности трудового воспитания в семье. Воспитание на примере трудовой деятельности родителей, старших членов семьи.
Формирование у подростков устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, воспитание нравственно-психологической готовности к труду. Поощрение родителями различных трудовых занятий ребенка. Роль чтения и совместного обсуждения научно- популярной и технической литературы в трудовом воспитании школьников.
Семейное хозяйство. Участие подростка в его жизни. Семейный бюджет. Развитие бережливости и ответственности.
Трудовое воспитание и профориентация. Воспитание у детей интереса к технике, чтению технической литературы. Ознакомление подростков с разнообразными профессиями и требованиями к ним.
Форма проведения - лекция-диалог.
Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспитательная действенность семейной среды на ребенка обусловлена ее специфичностью, которая заключается, прежде всего, в глубокой взаимной привязанности родителей и детей, в положительном отношении к словам и делам отца, матери.
Семья, как и школа, оказалась в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений в условиях, когда, с одной стороны, по существу, нет культурных кадров для реализации таких отношений, с другой - дети успели накопить немалый опыт стихийного «рыночного» поведения - сомнительных действий, манипулирования.
Чтобы наша страна стала процветающей экономической державой необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеяться на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатление надежности и нравственной безупречности. Это и будет человек рынка.
Качества личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье - это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня - сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства в достижении жизненного успеха. Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное, сиюминутное от главного, постоянного, убедить, что без честного труда хорошей жизни не будет. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится потому, что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, выражает его природную сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека.
Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешенных проблем в подготовке молодежи к труду, в первую очередь, в формировании у нее трудолюбия и прилежания.
В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой трудиться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физическим, так и умственным. Но у любого подростка есть немало положительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на которые можно устранять отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие. Главное - быть твердо уверенным в его возможности стать лучше при всей нелепости поведения, невыносимой подчас дерзости и трудно объяснимой противоречивости поступков.
Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учитывать, что у большинства из них есть устойчивая психологическая готовность к деятельности, требующей немалых усилий, сравнительно длительного напряжения, сосредоточенного внимания. Это следствие их возросшей сознательности, более высокой самооценки, активности и стремления к самостоятельности. Подросток, считая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведет к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».
Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению поставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.
...Пятиклассница Таня убирала в спальне. Аккуратно застелила кровать, протерла пыль, вытряхнула коврики. Мама всегда подробно и спокойно объясняла дочери, что и как надо делать и каким должен быть результат работы. При этом она учитывала возрастающую ответственность дочери и развивающиеся умения, предоставляла ей возможность для проявления самостоятельности.
Утром мать сказала: «Танечка, когда будешь убирать спальню, обрати внимание на расположение предметов на туалетном столике». Именно на это Таня не обращала внимания, когда убирала спальню. Вечером, осмотрев квартиру, мама заметила, что спальня убрана чисто, а вещи на туалетном столике расположены с большим вкусом. Таня, довольная своим успехом, рассказала, что красиво убрать туалетный столик ей помогла страничка «Домашний уют» из журнала «Работница». У Тани проявились ответственность, и творческий подход к выполнению работы. Эти качества дочери привила мать, которая тактично руководила трудовым воспитанием. Она видела, в чем нужна помощь дочери: в том, чтобы показать, объяснить непонятное, морально поддержать при неудачах или пожурить за недостаточную добросовестность. Объясняя ребенку содержание, значение и конечную цель его работы, необходимо учитывать, насколько он психологически и физически подготовлен к ней.
На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение родителей к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значении труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознании детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им, стараются не сорить, ставить вещи на свои места. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.
Нередко родители замечают, что подросток постепенно теряет те положительные трудовые качества, которые приобрел в младшем школьном возрасте.
Дочь-шестиклассница, выслушав просьбу матери убрать посуду с обеденного стола и помыть ее, пренебрежительно ответила:
- Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В пятом классе, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей и в старших классах. Дома все делали для нее и за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому груду. Много терпения и выдержки понадобилось матери, чтобы исправить последствия ошибочного отношения к дочери.
Успеваемость подростка в средних классах часто снижается и потому, что ребенку недостает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Но ни в коем случае не освобождать от домашних обязанностей, ведь ребята стали старше, физически окрепли, приобрели больше знаний о жизни. Ребенку необходимо предоставить больше самостоятельности, создавать условия для проявления инициативы, преодоления трудностей.
Пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбие и все другие нравственные качества, непосредственно связанные с ним. И наоборот. Воздействие личного примера взрослых зависит от их авторитета. На подростка не может благотворно влиять положительный пример неавторитетных родителей. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствии детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Воспитательная сила трудового примера родителей зависит от того, насколько они близки своему ребенку, умеют расположить его к себе, установить с ним контакт.
Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то с течением времени она у него исчезает.
Успешное воспитание у детей нравственно-трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При разумно организованном семейном хозяйстве у детей непроизвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, бережливость, предупредительность, ответственность.
В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено свое место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные - поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших - это привычка, у младших - подчинение семейной традиции.
В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности. Но по данным социологического исследования, лишь у 33 % опрошенных родителей дети имеют постоянные домашние обязанности, в каждой пятой семье они помогают по хозяйству эпизодически, а в остальных не помогают вообще.
Родителям необходимо воспитывать у детей бережливость и ответственность. Саше уже одиннадцать, почти 5 лет он учится в школе. По несколько раз в месяц повторяется одна и та же картина: потеряна ручка, нечем выполнять домашнюю работу. Все попытки исправить ситуацию - приобретение дорогих ручек, покупка ручек на Сашины карманные деньги - безрезультатны.
Мировая практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, прививаемых с детства. Не только слова, но и обстоятельства должны научить ребенка тому, как зарабатывать и ценить деньги. Начинать можно с копилки. Она учит бережливости. Карманные деньги тоже следует давать. Хорошо, если это будет постоянная сумма. У ребенка формируется свой мини-бюджет. Он учится сопоставлять доходы с расходами, подкапливать деньги, выбирать самую нужную покупку. Так со временем вырабатывается взрослое разумное экономическое поведение. Карманные деньги, как и деньги из копилки, должны тратиться по усмотрению ребенка. При этом взрослый должен корректировать «список расходов».
Семейный бюджет, финансовое положение семьи нс должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсуждении семейного бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. Он ощущает за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Одновременно необходимо детей приучать к тому, что вопросы финансового положения семьи - чисто внутренние; что посвящать в них окружающих - дурной тон.
У детей важно сформировать четкое представление о трудовом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зарабатываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возможности берите его на работу, делайте часть работы дома. От родителей не должна исходить праздность и ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда. Идеальный способ выявить для ребенка связь между трудом и заработком - оплачиваемый детский труд. Это может быть большой школьный кооператив, летний труд в сфере обслуживания, участие в сельхозработах. Ну, а если вы владелец частного магазина, лавки, бензоколонки, станции техобслуживания и ребенок трудится вместе с вами, просто замечательно. Помимо трудовых навыков, ему передается опыт управления, разумного экономического поведения. А главное - воспитывает уважение к своей собственности и собственности вообще. Это важно в эпоху рыночной экономики.
В трудовом воспитании и общем развитии подростков особое место принадлежит техническому творчеству. Оно имеет неограниченные возможности для удовлетворения таких потребностей подростков, как стремление к самостоятельности, проявление инициативы, испытание себя в деятельности. Занятия техническим творчеством оказывают большое влияние на развитие воображения и технического мышления, воспитание упорства, настойчивости, собранности и устремленности ребенка. В ходе технического творчества у подростков расширяется кругозор, углубляются знания по физике, математике и другим естественным наукам, совершенствуются трудовые приемы, развивается смекалка. Технический труд готовит к работе на промышленном производстве, формирует инициативность как черту личности и привычку вносить творчество в свою работу. Нередко занятия техническим творчеством определяют дальнейший жизненный путь ребенка, выбор профессии. Некоторые родители недооценивают его, порой запрещают детям заниматься дома конструированием и моделированием. Хотя нельзя подавлять живое, естественное стремление ребенка создать что- либо своими руками, по данным социологического опроса лишь 14-17 % родителей привлекают детей к изготовлению поделок из дерева, бумаги, вязанию. Педагоги также замечают, что не все родители даже знают, в каких кружках, секциях и как занимается их ребенок. Только небольшая часть отцов и матерей приходят в школу, в Дом технического творчества побеседовать с руководителями кружка о том, насколько серьезное увлечение их ребенка, соответствует ли оно его способностям, темпераменту, как поддержать его.
Воспитание трудом формирует у подростка высокие нравственные качества, если мотивы, побуждающие его к труду, отвечают требованиям нравственности. Важнейший мотив бытового труда подростков - чувство долга перед семьей, на основе которого формируется чувство долга перед обществом. Ценный мотив - увлечение процессом труда.
Семья, воспитывая у ребенка общественно ценные мотивы трудолюбия, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может остановить выбор на той профессии, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Как быть, как помочь найти человеку призвание в жизни, как подсказать ему единственно правильный путь? Может быть, не вмешиваться, пусть сам решает, ведь такой поток информации существует о различных профессиях, и школа ведет профориентационную работу, и радио, и телевидение. Сам выбрал - на родителей пенять не будет. А может, наоборот? Мал еще что-либо самостоятельно решать, не смыслит в главном, все романтики ищет. Где же золотая середина? Кроме родителей, никому этого не решить. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути молодого человека, в выборе им профессии. До 76 % родителей указывают на выбор профессии как одну из самых обсуждаемых в общении с детьми тем. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить. В выборе жизненного пути родителям принадлежит решающая роль, и думать о том, кем станет ваш сын или дочь, надо значительно раньше, чем они достигнут своего совершеннолетия. Нужно учить творчеству. Ну и когда мы говорим с ребятами о проблеме «Кем стать», надо помнить, что в первую очередь надо стать настоящим человеком. Важно в каждой специальности быть честным, работоспособным, внимательным, вдумчивым. Важным фактором, влияющим на формирование профессиональных интересов детей, является образ жизни членов семьи, их отношение к труду. Устремленность родителей на повышение собственной квалификации, образования, культуры создает необходимые предпосылки для развития у детей профессиональных интересов. В 5 - 6 классах ребятам нередко задаются сочинения, в которых они должны рассказать о профессии своих родителей. И вот тут-то выясняется, что только в немногих семьях взрослые рассказывают детям о своем труде. Почему упускается эта возможность знакомить детей с профессиями? Рассказы матери, отца, их друзей о том, как они работают, что творят и созидают, экскурсии к ним на производство - все это захватывает ребят. Очень важно, чтобы у ребят складывались правильные представления о месте и значении в народном хозяйстве той или иной профессии, о ее содержании, требованиях, которые она предъявляет человеку. По возможности можно рассказать детям об интеллектуальном содержании труда и представителей массовых рабочих профессий, а также об учебных заведениях, где можно обучиться этим профессиям.
Методические рекомендации
Собрание начинается с вводной лекции учителя по предложенным вопросам, а затем каждый из родителей получает «записную книжку», где сформулирована проблема (можно поставить несколько проблемных вопросов по вариантам, например: «Как воспитать у подростка трудолюбие?», «Какие постоянные трудовые обязанности должны быть у подростка дома?», «Нужно ли привлекать ребенка к ведению семейного бюджета?» и др.). Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои соображения с учетом прослушанной информации и рекомендаций. Затем записи передаются учителю и проводится дискуссия по всем поставленным проблемным вопросам. Можно использовать также «Мозговой штурм».
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Нет комментариев. Ваш будет первым!