Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста», 6-7 класс
Разработка родительского собрания для родителей подростков на тему «Проблемы подросткового возраста»
Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители.
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление педагога-психолога.
3. Анализ результатов анкетирования родителей.
4. Итоги родительского собрания.
Подготовительная работа:
1) Изготовление анкеты для родителей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Нам важно узнать, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
Ф. И. О. родителей ___________
Имя ребенка, возраст ____________
1. Есть ли еще дети в семье? (Их возраст.)
Да ____ Нет ____
2. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?
Да ____ Нет ____
3. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да ___ Нет ____
4. Кто, как Вы считаете, ответственен за воспитание ребенка?
Семья _____ Социальная среда _____ Школа ______
5. Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?
Да ____ Нет ____ Не знаю ____
6. Часто ли Вы реагируете «взрывом» на поступки ребенка, а потом жалеете об этом?
Да ___ Нет ___ Иногда _____
7. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?
Да ____ Нет ____ Иногда ____
8. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
Да ____ Нет ____
Спасибо!
2) Изготовление памятки для родителей.
Памятка для родителей
1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Опасайтесь получения Вашим ребенком информации из чужих уст.
3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.
4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если Вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.
6. Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.
8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Одним из самых сложных периодов как для ребенка, так и для его родителей является подростковый период. Именно в это время начинают возникать разногласия и зарождаются конфликты из сферы «отцов и детей».
Подростковый возраст - один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодежь пошла!» На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей, просто они другие.
Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать «периодом гадкого утенка», периодом неприязни и непринятия себя, а также отрицаний и страданий.
По-разному переживают дети это время: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в первом, и во втором случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
2. Выступление педагога-психолога.
- Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, они сами собой разрешаются.
Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии.
Причиной неудач могут быть:
1) холодные отношения с семьей (приводят к возникновению чувства незащищенности и одиночества);
2) плохое материальное положение (может привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления);
3) употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные половые связи (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию).
Основной проблемой в подростковом возрасте является заниженная самооценка.
Самооценка - это мнение индивидуума о самом себе. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.
На формирование самооценки в юности влияют следующие факторы:
1) ощущение принадлежности;
2) чувство значимости;
3) компетентность.
Ощущение принадлежности - это осознание того, что твое общество кому-то приятно, нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе. Это чувство развивается с младенчества и зависит от того, насколько родители любили своего ребенка и заботились о нем. В подростковом возрасте это чувство может измениться и закрепиться.
Чувство значимости появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим. Чувство значимости крепнет, когда окружающие высказывают одобрение поступков ребенка, а также оказывают моральную и психологическую поддержку.
Компетентность представляет собой уверенность в своих способностях и силах, возможность справиться с возникающими трудностями и задачами, которые ставит жизнь. На развитие компетентности влияет успех.
Важной проблемой может быть новый образ физического «Я». Уже с 10-12 лет резко повышается интерес к своей внешности: ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.
Развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально, но он стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком, это центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет).
Как проявляется чувство взрослости у подростка? В желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому; в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. У него появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять без внимания.
3. Анализ результатов анкетирования родителей.
Проводится анализ анкет, заполненных родителями за несколько дней до родительского собрания.
Обсуждаются ситуации всеми присутствующими.
Ситуация 1.
Дочь всегда любила спортивную одежду, выбирала ее вместе с родителями, но вдруг начала капризничать, требовать, чтобы родители позволили ей самостоятельно покупать одежду. Но родители считают, что она мала для самостоятельных покупок одежды и обуви.
Ситуация 2.
Ребенок, ранее очень общительный (мамин и папин «хвостик»), резко полюбил одиночество, требует, чтобы родители стучали, когда входят в его комнату, отказывается ездить с родителями на дачу, на пикник.
Ситуация 3.
Родителям не нравятся новые друзья их ребенка, но сын категоричен и, несмотря на устные запреты, по-прежнему общается с новой компанией.
4. Итоги родительского собрания.
- Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор дляJ Вас был полезен. Он поможет Вам разобраться в некоторых ситуациях.
Вручение памяток родителям.
Похожие статьи:
Родительское собрание на тему: ЗОЖ в 6 классе
Родительское собрание «Семейное воспитание», 6 класс
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка
Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера
Родительское собрание, 6 класс. Физическое развитие школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!