Родительское собрание, 6 класс. Как появляются и закрепляются черты характера
Родительское собрание – лекторий в 6 классе. Конспект
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
Задачи:
• определить взаимозависимость между характером и проявлением возрастных особенностей подростков;
• определить роль родителей в становлении личности ребенка.
Форма проведения: Лекторий.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Ход собрания
I. Психологические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Тем не менее, оно приобретает заметное место в общем процессе развития. Одной из наиболее характерных особенностей подростка является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость». Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением, относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле. И он имеет некоторые основания для этого. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить приборы, водопроводные краны и т. д.). Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках, также нередко превосходят познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте - он оказывает значительную помощь родителям, например, пилит и колет дрова, зачастую выполняет весьма ответственные обязанности в семье (например, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни. Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда стремление ребят к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Можно выделить три группы ребят в зависимости от уровня развития у них настойчивости. Первую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость в нескольких видах деятельности: в учебе, общественной работе, в физическом труде, спорте. Вторую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют от подростка хорошей успеваемости и ничего больше. К третьей группе относятся подростки со слабо развитой настойчивостью в учении и других видах деятельности, а также те ребята, которые настойчивы лишь в тех областях, к которым они имеют интересы.
С помощью нравственных и волевых черт характера раскрывается система отношений личности:
• к обществу (патриотизм, любовь к природе);
• людям (доброжелательность, отзывчивость, коллективизм, справедливость, тактичность, честность);
• труду (любознательность, самостоятельность, работоспособность, ответственность, целеустремленность);
• себе (самокритичность, чувство собственного достоинства, независимость, уверенность в себе, выдержка).
На формирование нравственных и волевых черт характера в подростковом возрасте влияют следующие факторы и условия:
• естественные (пол, темперамент, наследственные признаки, особенности физического строения);
• культурные (социальная и семейная среда, условия школьного обучения, общественное государственное устройство);
• личностные (самовоспитание, самосовершенствование личности).
Умственные способности и одаренность - это еще не характер, т. к.
Две важных составляющих характера - воля и самообладание. Характер не появляется спонтанно, его не определяет случайный приступ раздражения или один неверный шаг. Характер формируется либо в добром, либо в плохом направлении, когда поступки повторяются и входят в привычку. Правильный характер можно сформировать только упорным, настойчивым усилием. Но не все поступают именно так, многие позволяют себе плыть по течению или полагаются на волю случая.
II. Подведение итогов
Воспитание ребенка должно начинаться в семье. На всех родителей возлагается обязанность развивать детей физически, умственно и духовно. Целью каждого родителя должно быть формирование у ребенка уравновешенного гармоничного характера. Это большая и очень важная работа, требующая глубокого размышления, а также терпения и настойчивых усилий.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!