Родительское собрание «О любви к живому», 5 класс
Разработка родительского собрания для родителей учащихся 5 класса. Тема: О любви к живому
Форма проведения: обмен мнениями.
Цели: порассуждать о воспитании добрых чувств у детей через размышления о природе, бережное отношение к ней; с помощью конкурсных форм выявить таланты не только у учащихся класса, но и у их родителей.
Подготовительная работа: изготовление поделок из природного материала, рисунков, кормушек; подбор загадок, пословиц, поговорок, ребусов; репетиции номеров художественной самодеятельности, сценки по рассказу В. А. Сухомлинского «В лесу»; приглашение для участия в собрании библиотекаря, юриста; помощь членов родительского комитета в оформлении плакатов, подбору записей музыкального сопровождения, изготовлении костюмов; оформление детьми приглашений для родителей.
Анкета для родителей
1. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
2. Что, по-вашему, больше всего помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? Что удается вам в воспитании своего ребенка?
3. Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?
4. Что полезного могла бы сделать ваша семья по охране природы?
5. С кем вы хотели бы встретиться на собрании?
6. Ваши вопросы, предложения по работе с детьми в этом направлении.
Ответы детей на вопросы (в записи).
1. Приходилось ли вам сажать деревья вместе с родителями?
2. Какую пользу приносят птицы?
3. Кому из вас приходилось собирать корм для птиц?
4. Чем кормите птиц зимой? Как часто?
На плакате:
Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения. (М. М. Пришвин.)
Все человеческое в человеке должно быть воспитано. (А. С. Макаренко.)
Ход собрания
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
I. Вводное слово учителя.
У детей отсутствует чувство сострадания. Причины этого явления кроются в равнодушном, потребительском, а иногда и варварском отношении к природе и обитателям леса. Впоследствии это приводит к такому же отношению и к человеку.
Давайте задумаемся над причинами зарождения у детей бездушия? Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие нет?
Как научить ребенка бережно относиться к природе, ко всему живому?
II. Результат анкетирования.
Родители зачитывают ответы из анкет.
Учитель (подводит итог). В большей степени воспитывает пример взрослых. Неравнодушное отношение родителей ко всему, что окружает нас в природе, может оказаться уроком не только невежества для детей, но примером бездеятельности, бездушия, а порой и жестокости. И наоборот, участливое, сердечное отношение взрослых к каждому листочку, к любой птахе, к ручейку - залог чуткости, осторожности, внимательности. Взрослым нужно не только эмоционально воздействовать на ребенка, но и научить его умению видеть и пожалеть поломанный сук у дерева, разоренный муравейник, помочь природе в беде.
А кто из детей класса был участником добрых дел, расскажут нам их ответы, записанные на магнитофоне.
Музыкальная пауза - пьеса Э. Грига «Утро».
III. Анализ ситуаций.
Учитель. Как вы поступите в той или иной ситуации?
Ситуация 1.
Прогулка по лесу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою, очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Цветов так много, что луг будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Каким будет ваше слово?
Вывод: надо довести до ума и сердца ребенка мысль о том, что на лугу цветы выглядят красивее, чем в букете. Надо рассказать о пользе этих редких цветов, о том, что по ночам и в плохую погоду они становятся шалашиками для насекомых, укрывая их от дождя и холода, рассказать о цветах, занесенных в Красную книгу.
Ребенок читает стихотворение В. Викторова «Цветок».
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал. А зачем - объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы луг он собой украшал...
Ситуация 2.
Звучит музыка Э. Грига в записи, пение птиц, шум леса.
Сынишка подходит к матери, которая стирает белье и просит:
- Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем.
- Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь я занята, - отвечает она.
- Какой комментарий вы дадите этой ситуации? Как вы поступите?
Вывод: различные подходы к решению этой ситуации выявляют степень внимательного отношения взрослых к просьбам детей. Таким, на первый взгляд, пустяковым случаем преподносится первый урок черствости, равнодушия.
Ну, а если, мать, отложив все дела, которые могут повременить с выполнением, согласна ехать с сыном в лес, они вместе думают над тем, какой должна быть эта поездка.
Учитель. Что вы можете рассказать детям о птицах и других обитателях леса?
Ответы обобщает библиотекарь, знакомит родителей с популярной и художественной литературой, которая поможет сделать рассказы содержательными, запоминающимися, интересными.
Учитель. Вспомните, совершал ли ваш ребенок поступок доброго отношения к природе. Какой? В каком возрасте это было? По вашему мнению, это произошло случайно, само по себе, или что-то предшествовало этому поступку?
Зачитываются ответы из анкет.
Представитель родительского комитета подводит итоги полезных дел, проведенных детьми и родителями: конкурсов «Чья кормушка лучше», «Чей рисунок интереснее», «Самая лучшая поделка», акций добрых дел «Природа - наш дом».
Вручаются грамоты, поощрительные призы тем родителям, кто особое внимание уделяет воспитанию добрых чувств у детей через отношение к природе.
IV. Выступление юриста.
Юрист рассказывает о жестокости повзрослевших детей, попавших на скамью подсудимых из-за того, что с малых лет в их душах не были посеяны семена доброты.
Юрист. Очень важный вопрос надо решить сегодня всем присутствующим взрослым: все ли живое в природе требует сочувствия? Надо ли жалеть муху, ведь она разносит болезнь? (Выслушиваются мнения родителей.)
Вывод: в воспитании нет мелочей, все значимо и важно.
Включается магнитофонная запись, где дети высказываются о том, какой поступок считают плохим по отношению к природе.
V. Правила поведения в природе.
Учитель (призывает). Товарищи родители, обучите этим правилам ребенка (вручает памятки родителям).
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Научите своего ребенка жить по законам милосердия, справедливости, разума и долга по отношению ко всему живому. Не уставайте повторять юному гражданину простые истины:
- умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных, они любят добрых людей;
- не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы;
- не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки, от этого они сохнут и погибают;
- не лови ради забавы бабочек, муравьев и других животных;
- не разоряй гнезда птиц, муравейники;
- не сори в лесу, убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
- не играй с огнем: пожар в лесу может возникнуть от брошенной спички, тлеющего уголька и т. п.
По памятке проводится обсуждение, в ходе которого родители говорят о своем отношении к природе, о том, какая работа уже велась в этом направлении с ребенком, в чем трудности выполнения правил, какими способами можно добиться желаемых результатов.
Некоторые советы по достижению успехов нравственно-экологического воспитания детей сообщаются учителем родителям: необходимо избегать скучных нотаций и поучений, ибо это приносит больше вреда, чем пользы. Лучше вместе с детьми, не давая прямых ответов, обдумывать решения: поймать ли бабочку, помочь поломанной березке и т. п.
VI. Итог и решение собрания.
Учитель. Хочется подвести некоторые итоги нашей встречи. По мнению психологов, чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделяется далеко не каждый, поэтому оно нуждается в развитии. И вы, товарищи родители, первые проводники детей в природу. Под сенью леса постарайтесь преподнести им уроки доброты, честности, мужества.
Решение родительского собрания:
- Сделайте кормушки для птиц вместе с детьми, повесьте их; следите, чтобы они были наполнены пищей для их гостей.
- Приучайте детей подкармливать птиц каждый день.
- Собирайте интересные рассказы о жизни животных из различных источников - журналов, газет, книг; старайтесь, чтобы кругозор ваших детей расширялся, мир познания ребенка о природе и ее обитателях постоянно углублялся и пополнялся новыми интересными и эксклюзивными сведениями, а мир его чувств обогащался все новыми и новыми положительными эмоциями, возвышающими доброе отношение к среде обитания.
VII. Чаепитие; выступления учащихся «Нам есть, чем вас удивить».
1. Учащиеся показывают театрализованную сценку по рассказу В. А. Сухомлинского «В лесу».
2. Проводится конкурсная программа сборных команд-детей и родителей:
1) Конкурс «Расскажи о себе».
2) Конкурс «Сбор грибов с закрытыми глазами».
3) Конкурс «В кулинарных изделиях - птицы».
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Нет комментариев. Ваш будет первым!