Родительское собрание «Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания», 5 класс
Конспект родительского собрания для родителей учащихся 5-6 класса. Тема «Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий»
Цель: способствовать формированию умений и навыков родителей в организации учебной работы школьников при выполнении домашних заданий.
Задачи: познакомить с психологическими аспектами и гигиеническими требованиями к организации учебной деятельности детей дома; создать условия для осмысления родителями необходимости формирования навыков самостоятельной работы школьников; дать практические советы и рекомендации по оказанию помощи детям в приготовлении домашних заданий.
Форма проведения: родительский лекторий с элементами анкетирования.
Участники: школьный врач (медсестра), педагог-психолог, классный руководитель, родители.
План проведения:
1. Мотивирующая информация. Что приобретает школьник, выполняя домашнее задание? Выступление классного руководителя.
2. Психологический аспект процесса выполнения домашнего задания. Выступление педагога-психолога.
3. Знакомство с результатами анкетирования обучающихся.
4. Диагностирование родителей.
5. Гигиенические требования к организации и проведению учебной домашней работы.
6. Обсуждение ситуаций. Советы психолога.
Предварительная работа:
Анкетирование обучающихся, обработка, анализ и осмысление результатов диагностики.
Ход собрания
1. Мотивирующая информация.
Что приобретает школьник, выполняя домашнее задание?
Выступление классного руководителя.
- Учеба в школе, выполнение домашних заданий - серьезный труд. Что такое домашнее задание, известно всем и каждому. Оно нужно для того, чтобы ученики закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Необходимо оно еще и потому, что развивает навыки самостоятельной работы. Для ребенка домашнее задание имеет совершенно уникальное значение. Это единственное дело, которое он обязан выполнять самостоятельно. И он отвечает за это дело. Именно домашнее задание сможет впоследствии стать тем самым инструментом, который разовьет в школьнике самостоятельность и автономность.
Чтобы ученик спокойно, быстро и без проблем выполнял домашнюю работу, нужно сделать этот процесс автоматизированной привычкой - системой. Ребенок должен знать, что ежедневно, приходя из школы, он должен покушать, немного отдохнуть и сесть за выполнение домашней работы. Только после полного окончания работы ребенок может забыть об уроках до завтра. Причем эта работа не должна обсуждаться - просто нужно выделить для нее время.
Однако многие школьники не любят выполнять домашнюю работу. Причина заключается в том, что, выходя из классной комнаты, дети стараются хотя бы на время выбросить из головы все те «умные» вещи, которые учитель старательно вкладывал в них во время уроков. Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей.
Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение. Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний. Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних заданий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.
Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. И главное здесь - найти способ заинтересовать ребенка учебой, превратить выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность.
Еще одной проблемой является то, что пока ребенок учится в начальной школе, родители считают необходимым его контролировать, а как только ребенок перешел в 5 класс, большинство родителей считают, что их чадо способно справиться самостоятельно, в итоге ребенок остается без помощи, а главное - должного внимания своих родителей.
Сегодня мы поговорим именно об этом.
2. Психологический аспект процесса выполнения домашнего задания.
Выступление педагога-психолога.
- Психологи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако для этого они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им книги. Отцы еще меньше - около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметках и успехах в школе, спросите сначала у себя: а что я сделал для этого? Какую Вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?
Чувство собственного достоинства у ребенка хрупкое, и нужно его лелеять. Если Ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое Вы будете проводить вместе с ним, то Вы покажете ему, что он для Вас очень важен и Вы хотите быть с ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда Вашим ребятам понравится проводить с Вами время, и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел, пропустил много занятий или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательных интересов ребенка, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
3. Знакомство с результатами анкетирования обучающихся.
- Детям было предложено ответить на вопросы. Полученные результаты призваны стать основой для размышлений родителей и совместных действий.
Анкета для обучающихся
1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания?
а) Да; б) нет.
2. Как долго ты выполняешь домашние задания?
а) 1 час; б) 2 часа; в) 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?
а) Математика; в) литература;
б) русский язык; г) биология.
4. Какие предметы ты готовишь с трудом?
а) Математика; в) литература;
б) русский язык; г) биология.
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители?
а) Да; б) нет.
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой?
а) Ругают; г) бьют;
б) кричат; д) наказывают;
в) предупреждают; е) ничего не делают.
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
а) Да; б) нет.
8. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
а) Всегда понятно;
б) понятно не всегда.
9. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно?
а) Да; б) нет; в) иногда помогают родители.
10. С каким настроением ты обычно делаешь домашнюю работу?
а) Настроение хорошее;
б) я огорчаюсь.
11. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
а) Сразу сажусь за выполнение домашнего задания;
б) отдыхаю;
в) гуляю на улице;
г) принимаю пищу.
4. Диагностирование родителей.
- Если Вы помогали своему ребенку в приготовлении домашних заданий в начальной школе, стоит запастись терпением и постепенно готовить его к самостоятельности, адаптируя его к этой деятельности в 5 классе. Постарайтесь превратить процедуру выполнения и проверки домашних заданий в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и Вам. Все ли у Вас получается? Как бы Вы закончили следующие фразы:
• У ребенка есть специальное место, где он ...
• Мой ребенок выполняет домашнее задание...
• Самостоятельно справляется ...
• Готовит с трудом...
• Моя помощь в приготовлении домашнего задания заключается...
• Когда ребенок учит уроки, мы ...
• Если ребенок выполнил задание небрежно, то...
• Я думаю, что на воскресенье ...
• Ребенок начинает приготовление уроков с ...
• При приготовлении домашнего задания необходимо ...
• При подготовке задания по русскому языку мы ...
• Если ребенок включается в работу сразу, то ...
• Если ребенок медленно включается в работу, то ...
• Мой ребенок на подготовку домашних заданий тратит ...
- Всегда ли Ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
- Он выполняет домашнее задание самостоятельно?
- С каким настроением он обычно это делает?
- Всегда ли Ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
- Как Вы думаете, не списывает ли Ваш ребенок перед уроком домашнее задание у своих товарищей?
- Ругаете ли Вы своего ребенка за невыполнение домашнего задания из-за непонимания?
Наверное, какие-то вопросы показались простыми, а на какие-то Вы затруднились ответить. Вот несколько основных правил организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
5. Гигиенические требования к организации и проведению учебной домашней работы.
Выступление медицинского работника.
1. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу после прихода ребенка из школы. Школьнику необходимо отдохнуть, причем этот отдых должен длиться не менее 1-1,5 часов, а уже затем садиться делать уроки. За это время ребенок успеет отдохнуть от школьных занятий, но еще не устанет и не перевозбудится от домашних игр и развлечений. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться за уроки и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
2. Помните, что на выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь (есть еще много интересных и увлекательных дел). Существуют определенные нормативы продолжительности учебных домашних занятий. Они таковы: до 2-х часов на их подготовку Ваш ребенок тратил в 3 и 4 классах, в 5 классе время увеличивается на 30-40 минут.
Нельзя делать дома уроки больше нормативного времени, за которое нужно приготовить все задания на следующий день. Учеба - это монотонный труд, который требует сосредоточенного внимания. Программа в 5 классе становится сложнее, ребенку очень тяжело адаптироваться в новых условиях среди учителей-предметников, перемещения по кабинетам. Здесь важно создать обстановку. В непринужденной атмосфере уроки делаются легче. Создайте такие условия. Научите ребенка переключаться, чередовать разные виды деятельности. Даже взрослые делают перерывы в работе, естественно, что детям это просто необходимо. На работе Вы сами постоянно перекусываете, перекуриваете - ребенку также необходима небольшая смена деятельности. Во время перерыва ребенок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.
6. Обсуждение ситуаций. Советы психолога.
- Вашему вниманию предлагаются различные ситуации, которые могут возникнуть при выполнении домашнего задания. Как бы поступили бы Вы в подобных случаях? А что советуют психологи?
Ситуация 1.
Ирину буквально приходится «вылавливать» и усаживать за выполнение домашнего задания. То фильм интересный показывают по телевизору, то гости пришли, то хорошая погода за окном - причин для оттягивания времени начала занятий много.
Совет психолога.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его всегда придерживаются. Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. И этот режим не должен изменяться под влиянием хорошей погоды, интересной игры или прихода гостей. Придерживаться расписания следует настолько близко, насколько возможно. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью жизни школьника, превратится в привычку. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.
Ситуация 2.
У Андрея за четыре года обучения в школе сложился своеобразный ритуал выполнения домашнего задания. На столе, за которым он работает, разложена игровая приставка, включен компьютер, рядом лежит все то, что несколько минут назад находилось в портфеле. Под рукой обязательно должны быть наушники. Все попытки мамы вмешаться в такой «порядок» ни к чему не приводят.
Совет психолога.
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у каждого человека, а у школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни посторонних книг, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть освобождено место для занятий. Если школьник занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.
Известный специалист по научной организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Рабочее место ребенка должно быть не только постоянным, но и правильно организованным. Прежде всего оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких отвлекающих его звуков - радио, телевизор должны быть выключены.
Если в период обучения в начальной школе у ребенка не выработались определенные правила выполнения домашнего задания, то помогите своему ребенку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет к ним отношения. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник - справа. Все, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место. Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Встречаются такие семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Выясняется, что надо срочно сходить в магазин или вынести мусорное ведро, что пора есть - приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу, фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учебе как к чему-то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в магазин или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребенка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.
Правильно поступают те родители, которые с самого начала школьного обучения дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые.
Ситуация 3.
Оксана с начальной школы определила свой порядок выполнения домашних заданий: сначала письменные предметы, а потом устные. В итоге часто бывает так, что, устав от письменных упражнений, устные задания девочка выполняет некачественно и без особого прилежания.
Совет психолога.
У некоторых детей существует проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Это превращается в трудный выбор. Подскажите ребенку, что начинать необходимо с легких заданий. Это связано с тем, что у любого ребенка на трудное задание уходит больше времени, он устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим. Это приводит к тому, что у школьника пропадает желание заниматься уроками, снижается самооценка, ухудшается эмоциональное состояние. Поэтому начинать лучше с простого задания, с самого любимого урока.
Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми и не устанавливают никаких приоритетов. Если Вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым и т. д.
Многие школьники имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.
Например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение. Но если ребенок сам планирует выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать, дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся более интересными.
Ситуация 4.
Когда Даша просит маму помочь ей с выполнением домашнего задания, в ответ слышит: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» А мама Павлика всегда ласково спрашивает: «Ну, что нам сегодня задано?» и раскрывает учебники и тетради.
Совет психолога.
Для многих родителей большой и постоянной проблемой является неизменное их присутствие рядом с ребенком в то время, когда он выполняет домашние задания. Объясняют это тем, что после длительного контроля в начальной школе со стороны родителей, перейдя в основную школу, дети просто не всегда умеют работать самостоятельно, если с ними не сидеть рядом. На самом деле неверно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать самостоятельно.
Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого он может решить вообще не делать работу в классе и приносить недоделанные задания домой. Таким образом, дети могут полностью завладеть вниманием родителей. Проработав целый день, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд сидеть около ребенка, может привести к проблемам.
Присутствуя при приготовлении ребенком домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если он что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Постепенно ему будет нужно все меньше и меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. Постепенно и оно должно отойти в сторону. Делать это следует не сразу, а постепенно. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока наконец Ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.
В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни школьника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении Вы, конечно, должны помочь ему.
Степень контроля можно снижать и по-другому: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.
Есть две типичные ошибки, которые родители совершают, помогая ребенку в чем-то или контролируя его действия.
1. Родители стараются помочь ребенку, когда он об этом не просит. Руководствуются при этом лучшими побуждениями: чтобы ребенок достиг более хорошего результата, быстрее научился, почувствовал поддержку и т. д. Помощь, которую нам оказывают без нашей просьбы, воспринимается как давление. Аналогичная ситуация и с контролем: он приносит пользу в том случае, если ребенок столкнулся с тем, что ему самому сложно проконтролировать себя, что он не справляется с этой задачей самостоятельно и просит помочь (например: «Мама, проверь этот пример!»). В этом случае внешний контроль будет восприниматься как помощь, а не как вторжение и давление. Следовательно, нужно создавать такую ситуацию, чтобы ребенок сам попросил помочь ему в чем-то, проверить, напомнить и т. д. Если ребенок не просит помочь, а, напротив, с увлечением самостоятельно выполняет какое-то задание, то не следует вмешиваться, даже если у него не очень хорошо и быстро получается, «почерк плохой», «очевидная глупая ошибка» и т. п. Вспомните себя: Вы ведь тоже не сразу научились всему, что умеете сейчас, не сразу все делали без ошибок.
Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.
Дети чувствуют себя некомфортно, когда родители доделывают за них их работу. Во-первых, они воспринимают это как свой провал. Во-вторых, они понимают, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа, чувствуют свою беспомощность.
Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Учитель поймет.
2. Родители не помогают ребенку, когда, наоборот, он просит в чем-то помочь. Происходит это обычно либо в силу того, что родитель не замечает непрямых сигналов ребенка о том, что требуется помощь (таких, например, как хныканье, резкое захлопывание книжки или тетрадки, жалобы: «Не получается!» и пр.), либо из-за чрезмерного стремления родителей научить ребенка самостоятельности, стойкости, волевым качествам. Если ребенок просит помочь ему, то надо обязательно помочь. Есть такой психологический термин - «зона ближайшего развития». Это действия, которые на сегодняшний день ребенок не способен выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого. То, что сегодня входит в «зону ближайшего развития», в скором времени станет областью самостоятельности ребенка (при условии, что взрослый сможет мягко и своевременно ослабить и свести к нулю свой контроль). А в «зону ближайшего развития» войдут другие действия, задачи, навыки. Фактически именно таким образом происходит расширение сферы самостоятельности и компетентности ребенка.
Приучайте школьника к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам, Вы только подскажите, на какой строчке она находится.
Если Вы научите ребенка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во-вторых, Вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе.
Ситуация 5.
Юля всячески старается уклониться от выполнения домашнего задания. Мама часто заставляет ее переписывать уже написанное несколько раз, пока не получится хорошо.
Совет психолога.
Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же не приносят положительного эффекта. Сегодня школьник со слезами на глазах перепишет работу десять раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не проверили качество работы. Как следствие, ребенок может начать хитрить, учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.
Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания может лишить веры в собственные силы. Помните, что ребенок находится в школе 5-6 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он выполняет домашнюю работу. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
Черновик для школьника необходим. Он может найти и исправить ошибку, когда рядом нет родителей, сам себя проконтролировать. Переписать работу в тетрадь может после проверки его работы родителями, старшим братом или сестрой. Однако соблюдайте чувство меры, не допускайте переутомления и потери интереса к учебе.
Ситуация 6.
Кирилл очень долго настраивается на выполнение домашнего задания. Опять у него ничего не получится, опять мама будет его ругать!
Совет психолога.
Нельзя устраивать сцен, если во время выполнения домашних заданий ребенок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребенка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон - важное условие успешной помощи маленькому ученику.
Необходимо помнить, что постоянные негативные оценки со стороны взрослых, завышенные требования и чрезмерные ожидания от ребенка ведут к повышению тревожности, ухудшению школьной успеваемости. Всегда поддерживайте ребенка своей любовью, хвалите его и одобряйте его действия! Это даст ему уверенность в себе, знание, что он нужен и любим в семье вне зависимости от оценок, которые он получает. Всегда нужно радоваться, когда у ребенка возникает интерес к знаниям. Нельзя забывать о том, что человеку нравится то, что у него получается. Даже самый маленький успех ребенка необходимо подчеркивать - это разжигает интерес ребенка, окрыляет его, помогает идти дальше.
Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует его продуктивному обучению и снижению самооценки. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за пять минут?!», «Я бы за это время...», необходимо исключить из лексикона родителей. Также нельзя ни в коем случае употреблять так называемые «формулы прямого внушения», где используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять» или негативные характеристики ребенка: ленивый, глупый, невнимательный и т. д. Постоянное повторение таких формул показывают ребенку, насколько мало он может и насколько малопривлекательно его будущее.
В процессе обучения, особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы и Вы оцениваете его старание. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого ребенок тоже его не заметит. «Я уверен, что у тебя все получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно справишься», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь» - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Негативное отношение, жестокое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) могут дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи.
7. Подведение итогов. Вручение памяток.
Памятка «Контроль за выполнением домашних заданий»
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
11. Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Литература
1. Чистякова, О. В. Памятки для родителей младших школьников / О. В. Чистякова. - СПб. : Литера, 2009.
2. Полянская, О. В. Школа и родители: рекомендации родителям по подготовке домашних заданий / О. В. Полянская, Т. И. Беляшкина // Директор школы. - 2005.
3. Попова, С. Анкета для родителей (знакомство классного руководителя с семьями учащихся) / С. Попова // Классный руководитель. - 2002.
4. Степанова, М. Готовим уроки: советует гигиенист / М. Степанова // Педагогическая техника
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Нет комментариев. Ваш будет первым!