Методика проведения родительского собрания в школе
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания в школе
I. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.
II. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
III. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие.
1. Выбор темы собрания.
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.
2. Определение целей родительского собрания.
Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:
а) способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
б) содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
в) выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
г) пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
д) подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.
3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы.
4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
Это необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог.
5. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» P.M. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:
а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
е) итоговые, имеющие цель показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса.
Далее следует определить организационную форму собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум.
6. Приглашение родителей и других участников собрания.
Целесообразно родителей о собрании оповещать дважды: первый раз - за две-три недели до его проведения, чтобы они смогли заранее спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за три-четыре дня с целью подтверждения информации о дате и времени проведения. Чаще соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках.
7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Решение - это обязательный элемент родительского собрания, так как очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Поэтому классный руководитель и учитель должны за два-три дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, библиотекаря, валеолога и других работников школы.
8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и кра сиво оформленном кабинете. Здесь могут быть организованы выставки творческих работ учащихся и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры, прикрепляют таблички с названиями игровых групп.
Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.
Примерная структура родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 мин.
2.Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему - 5-7 мин.
3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным -10-15 мин.
4. Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.
5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
6. Заключительная часть собрания направлена на принятие решения и анализ произошедшего на собрании. В конце встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече. По мнению заслуженного учителя России В.Н. Щербаковой, собрание проходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». Родителям, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, предлагается еще немного задержаться для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.
Как учителю организовать беседу с родителями
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом: так он ставит себя в позицию партнера, а не начальства.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Нет комментариев. Ваш будет первым!