Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: Вода
Занятие по экологическому образованию в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
* * *
Педагог. Посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше?
Дети. Голубого.
Педагог. Что он означает?
Дети. Голубым цветом показана на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты.
Педагог. Воды в два раза больше, чем суши. На Земле — четыре океана, более 30 морей. Все они составляют единый Мировой океан, который для Земли как гигантский котел отопления: Солнце все лето греет его воду, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Если не будет Мирового океана, наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
Но есть у воды и другая работа. Какая?
Дети. Поить землю.
Педагог. Воду «пьет» суша: поля, леса, луга; без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Как ей это удается?
Дети. В океанах, морях, реках водится рыба. Люди на больших и малых рыболовных судах добывают ее. Электростанции вырабатывают электричество с помощью воды.
Педагог. Правильно. А как еще вода помогает нам жить?
Дети предлагают разнообразные версии. Педагог обобщает их, уточняет, дополняет.
Водой умываются люди, моют машины, улицы и дороги. Вода — самая широкая и удобная дорога. По океанам, морям и многочисленным рекам день и ночь плывут суда — везут грузы, товары, пассажиров.
Как вы думаете, что еще нельзя сделать без воды?
Дети. Замесить тесто для хлеба, приготовить бетон для стройки, сделать бумагу для книжек и тетрадок, ткань для одежды, резину, металл, приготовить лекарства, а также конфеты и мороженое — ничего нельзя сделать без воды.
Педагог. Где еще находится вода, кроме морей, рек, озер, океанов?
Дети. В воздухе, почве, растениях, животных, людях.
Педагог. А всегда ли вода жидкая, т.е. может течь?
Дети выдвигают версии. Педагог обобщает их.
Вода встречается в природе в трех состояниях — твердом, жидком, газообразном (в виде пара). Давайте проведем опыты и посмотрим, как может меняться вода.
Опыты
Педагог. Посмотрите на воду, опишите, какая она.
Дети. Бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса и запаха.
1. Превращение воды в пар
Дети наливают в небольшую емкость чуть-чуть воды и оставляют ее на продолжительное время. Далее наблюдают за тем, как количество воды уменьшается, а потом она и вовсе исчезает.
Вывод: вода превращается в пар.
2. Превращение воды в лед
Зимой, при минусовой температуре, дети выносят во двор небольшую емкость, наполненную водой, и оставляют на некоторое время. Затем наблюдают, как вода замерзает, т.е. превращается в лед.
Вывод: вода при низкой температуре из жидкого состояния переходит в твердое (лед).
Опыт станет интереснее, если в воду добавить красители — получится цветной лед.
3. Превращение воды из твердого состояния в жидкое
Дети заносят кусочки льда в помещение и наблюдают за процессом его таяния.
Вывод: при плюсовой температуре лед превращается в воду, т.е. из твердого состояния переходит в жидкое.
4. Вода — растворитель
Взять колбу с водой, насыпать в нее поваренную соль (или сахарный песок) и размешать — соль исчезнет, т.е. растворится.
Затем насыпать в колбу с водой речной песок, размешать — вода станет мутной; профильтровать ее — песок осядет на фильтре.
Вывод: некоторые вещества могут растворяться в воде.
5. Значение воды для жизни
Дети не поливают длительное время какое-либо комнатное растение (не допуская при этом его полной гибели) или наблюдают за тем, как засыхает веточка дерева.
Вывод: без воды погибает все живое.
Помните! Всем живым существам, в том числе и человеку, без воды не прожить. Поэтому ее нужно охранять, беречь от загрязнений.
Автор: Чернякова Валентина Николаевна
Похожие статьи:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: Почва
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Что изучает экология
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения цветника
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Познавательное развлекательное мероприятие по экологии в подготовительной группе. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!