Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 3 классе. В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной сказкой); обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки, подробно пересказывать текст сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной литературе, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Иван-царевич и Серый Волк», карточки с текстом речевой разминки, репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Альбом для рисования

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Все нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

В. Берестов

— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

- Вы подготовили иллюстрации к изучаемой нами сказке. Расскажите, какие эпизоды сказки вы изобразили.

(Учащиеся вывешивают иллюстрации и рассказывают, какой отрывок им больше всего понравился.)

IV. Работа по теме урока

— Сегодня мы продолжим работу со сказкой, узнаем что-то новое. Вспомните, какие виды плана вы знаете. {Картинный, цитатный.)

— Рассмотрите ваши иллюстрации. Подумайте, можем ли мы составить с их помощью план?

(Учащиеся составляют картинный план.)

— Расположите события по порядку. Подготовьте пересказ по полученному плану.

План

1. Старшие братья караулят сад.

2. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.

3. Иван-царевич стережет сад и получает перо Жар-птицы.

4. Братья убивают Ивана-царевича.

5. Волк помогает Ивану-царевичу вернуться домой.

6. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея. Ответ: 6, 1,3, 2, 4, 5.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Вспомните, как называлось стихотворение, которое мы читали в речевой разминке. О чем оно?

— Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать?

— Как вы думаете, для чего в книге иллюстрации? {Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, сделать содержание ясным, наглядным.)

— Определите тему и цели урока.

— Попробуйте дать определение слова иллюстрация. {Рисунок или любое изображение, помещенное в книге.)

— Сегодня мы будем учиться рассказывать по картине. Рассмотрите репродукцию картины «Иван-царевич на Сером Волке» В. Васнецова на с. 51 учебника.

Васнецов писал эту картину в Киеве в 1889 г. Это был для него своеобразный отдых. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

— Послушайте стихотворный отрывок.

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый Волк достал.

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

И. Суриков

— Почему картина Васнецова так называется? Почему слово серый написано с заглавной буквы? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич.)

— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

Художник избрал волнующий момент, когда Иван-царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента.

— Откройте учебники на с. 61. Ознакомьтесь с планом работы и подготовьте рассказ по картине.

(Работа в паре. Ученики готовятся, затем пересказывают. Учитель спрашивает четырех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев.)

VII. Повторение изученного материала

— Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые...)

— К какому виду вы отнесли сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Мы отнесли ее к волшебным сказкам.)

— Докажите, что она волшебная. (В ней Иванушка превращается в козленочка, а потом обратно. Аленушка, утонув, остается живой и т. п.)

— К какому виду относится сказка «Иван-царевич и Серый Волк»? Докажите.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Чему учит эта сказка?

Домашнее задание (по выбору)

Подготовить рассказ по картине. Подготовить пересказ сказки.

Материал для учителя

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 г. Семья жила в вятском селе Рябове. Виктор Михайлович очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная любовь к искусству, к народному эпосу.

Васнецов поступил учиться в Петербургскую академию художеств. Учась в академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.

В воображении его встают сказочные образы, единственная мечта — выразить эти образы в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создает такие картины, как «Аленушка», «Ковер- самолет», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и др.

Похожие статьи:

Сказка «Сивка-бурка»

Железников «История с Азбукой»

Сказка «Никита Кожемяка»

Сказка «Летучий корабль»

Русские былины о богатырях для 3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!