Урок литературного чтения в 3 классе. В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной сказкой); обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: знать особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки, подробно пересказывать текст сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной литературе, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с текстом повествовательного характера.
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Иван-царевич и Серый Волк», карточки с текстом речевой разминки, репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Альбом для рисования
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Все нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
— Прочитайте жужжащим способом (медленно; начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
- Вы подготовили иллюстрации к изучаемой нами сказке. Расскажите, какие эпизоды сказки вы изобразили.
(Учащиеся вывешивают иллюстрации и рассказывают, какой отрывок им больше всего понравился.)
IV. Работа по теме урока
— Сегодня мы продолжим работу со сказкой, узнаем что-то новое. Вспомните, какие виды плана вы знаете. {Картинный, цитатный.)
— Рассмотрите ваши иллюстрации. Подумайте, можем ли мы составить с их помощью план?
(Учащиеся составляют картинный план.)
— Расположите события по порядку. Подготовьте пересказ по полученному плану.
План
1. Старшие братья караулят сад.
2. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
3. Иван-царевич стережет сад и получает перо Жар-птицы.
4. Братья убивают Ивана-царевича.
5. Волк помогает Ивану-царевичу вернуться домой.
6. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея. Ответ: 6, 1,3, 2, 4, 5.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Вспомните, как называлось стихотворение, которое мы читали в речевой разминке. О чем оно?
— Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать?
— Как вы думаете, для чего в книге иллюстрации? {Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, сделать содержание ясным, наглядным.)
— Определите тему и цели урока.
— Попробуйте дать определение слова иллюстрация. {Рисунок или любое изображение, помещенное в книге.)
— Сегодня мы будем учиться рассказывать по картине. Рассмотрите репродукцию картины «Иван-царевич на Сером Волке» В. Васнецова на с. 51 учебника.
Васнецов писал эту картину в Киеве в 1889 г. Это был для него своеобразный отдых. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый Волк».
— Послушайте стихотворный отрывок.
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый Волк достал.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
И. Суриков
— Почему картина Васнецова так называется? Почему слово серый написано с заглавной буквы? (Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич.)
— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.
Художник избрал волнующий момент, когда Иван-царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента.
— Откройте учебники на с. 61. Ознакомьтесь с планом работы и подготовьте рассказ по картине.
(Работа в паре. Ученики готовятся, затем пересказывают. Учитель спрашивает четырех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев.)
VII. Повторение изученного материала
— Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые...)
— К какому виду вы отнесли сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Мы отнесли ее к волшебным сказкам.)
— Докажите, что она волшебная. (В ней Иванушка превращается в козленочка, а потом обратно. Аленушка, утонув, остается живой и т. п.)
— К какому виду относится сказка «Иван-царевич и Серый Волк»? Докажите.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— Что нового узнали?
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание (по выбору)
Подготовить рассказ по картине. Подготовить пересказ сказки.
Материал для учителя
Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 г. Семья жила в вятском селе Рябове. Виктор Михайлович очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная любовь к искусству, к народному эпосу.
Васнецов поступил учиться в Петербургскую академию художеств. Учась в академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.
В воображении его встают сказочные образы, единственная мечта — выразить эти образы в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создает такие картины, как «Аленушка», «Ковер- самолет», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и др.
Похожие статьи:
Русские былины о богатырях для 3 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!