Урок литературного чтения, 3 класс. Берестов «Кошкин щенок»
Конспект урока литературного чтения «В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с юмористическим стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять понятия юмор, юмористическое произведение, сравнивать художественные (поэтические) тексты, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: проявлять чуткое отношение ко всему живому.
Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Хорошие люди всегда благодарны
За службу, за верность, за радость для глаз.
Недаром же памятник есть сенбернару,
Что многих людей заблудившихся спас.
Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,
При жгучем морозе и в темную ночь,
Чтобы человеку — не брату, не другу, —
Как брату и другу, коль надо, помочь!
— За что люди благодарны собаке?
— Прочитайте стихотворение с удивлением (вопросительно; утвердительно; сердито; весело; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Послушаем ваши рассказы от имени барсука.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 103
— Кто автор стихотворения, которое мы будем читать? Что вы о нем знаете?
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?
— Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, каким будет его содержание?
— Проверим ваши предположения. Прочитаем текст.
— Какие чувства вы испытывали при чтении?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте стихотворение на с. 103—104 учебника.
— А теперь выборочное чтение. Найдите ответы на вопросы в стихотворении. Прочитайте эти строки.
• Каким был щенок?
• Как кошка ухаживала за ним?
• Каким стал сынок?
• С какими трудностями встретилась кошка-мать?
• Какой выход она нашла?
— Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? Как по-другому можно его назвать? Придумайте свое название.
- Какой характер у щенка?
— Придумайте окончание этой истории. (Самостоятельная работа учащихся.)
- Вспомните, что мы называем юмористическим стихотворением.
— Кого автор назвал приемным сыном?
— Какие строки стихотворения вам показались особенно смешными? Опишите эту ситуацию.
— Совпадает ли ваше представление с представлением автора иллюстрации?
— Какой период жизни щенка изображен на иллюстрации? Подтвердите словами из текста.
(Работа по заданию № 4 на с. 104 учебника. Ученики выполняют его на с. 30 «Творческой тетради».)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
— Какое произведение вы читали?
Домашнее задание
Вспомнить или сочинить историю, когда животные воспитывали не своих детенышей, составить план истории и приготовиться рассказать ее на следующем уроке. Начать работу над проектом. Подготовить книгу о животном: о барсуке или о любом другом. Использовать художественный и научно-познавательный тексты.
Материал для учителя
Валентин Дмитриевич Берестов (1928—1998) — писатель, поэт, родился в Калужской области в семье учителя истории, человека доброго и талантливого.
Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич понял Довольно рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати… С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей...»
Во время войны в эвакуации (в Ташкенте) юный Берестов познакомился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком и А.А. Ахматовой. Отец привил Валентину любовь к истории, и тот поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом.
Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка — и появились стихи для детей. Берестов обнаружил, что язык детства самый естественный для него: язык радости, нравственной чистоты, тонкого эмоционального чувства.
Порой трудно определить, что писалось для детей, а что — для взрослых. Автор смело обращается к тончайшим оттенкам человеческих чувств без скидки на возраст. Он верит в способности юных читателей понять все сказанное. Вот почему В.Д. Берестов часто пишет о первой любви и первом предательстве, о чувстве одиночества, о чувстве порядочности, еще не осознанном, но уже пробудившемся в ребенке.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!