Конспект урока по окружающему миру по ФГОС, 2 класс. Заглянем в кладовые земли
Урок окружающего мира для 2 класса. Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России
Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся - лупа, кусочки гранита, цветные карандаши, атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Отгадайте загадки.
• Вечером рассыпался горох, утром встал - нет ничего. (Звезды.)
• Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды.)
• Что человек всегда видит, но никогда достать не может? {Небо, звезды, месяц, солнце.)
- О каких зодиакальных созвездиях вы узнали дома? (Ответы детей.)
- Кто узнал свой знак зодиака и хочет об этом рассказать? (Ответы детей.)
- О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 9, с. 15).)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
- Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)
- Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
- А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году. (С известняком, гранитом, кремнем.)
— С помощью чего мы определяли их названия? (С помощью атласа-определителя.)
— Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идет речь.
Он очень прочен и упруг,
Строителям — надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит.)
— Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве.)
2. Практическая работа
(Выполняется по заданиям учебника (с. 44). Результаты заносятся в рабочую тетрадь: № 1 (с. 16).)
— Как вы поняли, что мы относим к горным породам, а что — к минералам? (Горная порода обычно состоит из нескольких минералов.)
V. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— С помощью атласа-определителя приведите примеры горных пород и минералов. Подготовьте краткие сообщения о них.
(Работа в парах. После этого заслушиваются три-четыре сообщения.)
— Прочитайте рассказ А.Е. Ферсмана «Моя коллекция» на с. 46—47 учебника.
(Читать текст можно по-разному: по цепочке, по предложению, про себя, вслух по частям. Текст может прочитать и сам учитель.)
— Давайте обсудим текст.
(Обсуждение данного текста также строится по усмотрению учителя. Можно задать вопросы по всему тексту или по каждому абзацу. Учащиеся также могут принять участие в составлении вопросов.)
Примерные вопросы
1. Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?
2. Какой камень ему чаще всего попадался?
3. Как нашли на чердаке коллекцию камней?
4. Какие камни находились в этой коллекции?
5. Что поразило автора при рассматривании коллекции?
6. Во что в дальнейшем выросла коллекция?
7. Как вы думаете, кем в будущем стал автор?
8. Что больше всего вас удивило в тексте?
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 47, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Какие учебные задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока? Справились ли мы с этими задачами?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 45.
2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 16).
Дополнительный материал
Горные породы и полезные ископаемые
Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишете на доске, уголь — все это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.
Все горные породы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
Гранит
В самых глубинах земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость. По глубоким трещинам раскаленная магма поднимается до поверхности земли и вырывается наружу. В таких случаях происходят вулканические извержения. Из жерла вулкана вылетают камни и изливается магма.
Гранит является вулканической горной породой. Она образуется в глубинах земли при охлаждении расплавленной магмы. Магма — это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто.
Название «гранит» происходит от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата и других минералов, являющихся составными частями гранита. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраску, однако присутствие в нем примесей может изменить его цвет.
Гранит — один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, монументов, а также на изготовление могильных плит и надгробий. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.
Известняк
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняк от других камней очень легко. Возьмите кусок мела, мрамора, обыкновенного известняка, капните на каждый из образцов несколько капель уксуса или другой кислоты, послышится шипение, и начнет выделяться газ.
Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек. Известняк используется при строительстве домов, им выкладывают мостовые. Известняки используются для приготовления известки.
Мел — самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске, толченым мелом белят стены. Мрамор — твердый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.
Песок
Песок — это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает разного — черного, зеленоватого, красноватого. Желтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок — вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды и ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
Глина
Глина — тоже широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.
Глина — осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне морей и озер. При уплотнении под давлением вышележащих слоев и толщи морской воды глина превращается в твердый глинистый сланец.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Похожие статьи:
Загадки о земле для 2 класса с ответами
Рассказ про фиалку для 1-2 класса
Загадки про деревья с ответами для 2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!