Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Все профессии важны. Плешаков
План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Все профессии важны. Проект «Профессии». Школа России. ФГОС
Цели: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; начать подготовку к выполнению проекта.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности; читать и обсуждать прочитанное; работать в группе.
Оборудование: шифр слова «профессия» на доске, картинки, фотографии с изображением людей разных профессий, конверты с деформированными пословицами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— В каком музее вы побывали на экскурсии?
— А с каким познакомились, пользуясь Интернетом?
— Что интересного узнали? Что хотите рассказать? (Ответы детей.)
— Какие образовательные учреждения закончили старшие члены вашей семьи?
— Какую профессию они получили? (Ответы детей.) (Можно использовать КИМы (тест 27, с. 37).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
17, 18, 16, 22,6, 19, 19, 10, 33.
— Ребята, попробуйте расшифровать слово. Кто догадался, в чем секрет? (Каждая цифра соответствует номеру буквы в алфавите.)
— Какое получается слово? (Профессия.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)
— Что означает это слово? (Ответы детей.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
— Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)
— Прочитайте тему урока на с. 124 учебника. (Все профессии важны.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)
— Какие профессии у ваших родителей?
— Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профессии, с ними связанные.
(Учитель называет отрасль экономики, а учащиеся — профессии, которые с ней связаны.)
• Промышленность. (Сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик.)
• Сельское хозяйство. (Доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник, комбайнер, пчеловод.)
• Транспорт. (Водитель, шофер, кассир, контролер.)
• Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.)
• Торговля. (Продавец, кассир.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 49).
(Самостоятельное выполнение.)
3. Беседа, работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 124. Рассмотрите фотографии. Выполните задание.
(Учащиеся рассказывают о профессиях.)
— А кем хотели бы в будущем стать вы? (Ответы детей.) Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
— Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
— Возить людей не хочется! —
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Л. Куклин
— Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься? (Ответы детей.)
— Прочитайте задание 1 на с. 125. Обсудите его в парах. Выполните задание.
4. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 50).
(Самостоятельное выполнение.)
5. Творческое задание
(Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
• Труд создал человека.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Труд кормит и одевает.
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
• Терпенье и труд все перетрут.
• Наскоро делать — переделывать.
• Люби дело — мастером будешь.
• Научился сам — научи другого.
V. Физкультминутка
Игра на внимание
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Черный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет... (трубочист).
Булки нам и калачи
Каждый день пекут... (пекари).
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый... (повар).
Арий, опер сочинитель
Называется... (композитор).
На заводах по три смены
У станков стоят... (рабочие).
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой... (учителя).
Посадил уж сотни роз
В городском саду... (садовник).
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш... (укротитель).
Кто пасет коров, овец?
Ну, конечно,... (пастух).
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный,... (учитель).
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно,... (дворник).
Ходят по клеточкам конь и ладья —
Ход свой победный готовит... (шахматист).
Складки, карманы и ровненький кант —
Платье красивое сшил... (портной).
Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный... (гимнаст).
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром... (лесник).
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
- Прочитайте текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурнико- вой «Кто сделал хлеб» на с. 126—127. Обсудите его, составьте вопросы к тексту. (Работа в группах.)
Примерные вопросы
1. Где происходил разговор?
2. О людях каких профессий вы прочитали?
3. Какое одно общее дело их связывало?
— Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий. Обсудите это задание с соседом по парте. (Например: профессия строителя связана с профессиями инженера, шофера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)
2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику
3. Работа над проектом
— Прочитайте текст «Профессии» на с. 128—129 учебника. Начните подготовку к выполнению проекта «Профессии».
(Учащиеся читают и обсуждают текст, распределяют обязанности в группах.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 127, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока. Все ли мы выполнили?
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 50).
Океанолог — специалист, изучающий океаны и моря.
Спелеолог — тот, кто занимается изучением пещер — историей их происхождения, существования и использования человеком.
Энтомолог — специалист, изучающий насекомых.
Ихтиолог - специалист, изучающий рыб.
Орнитолог — специалист, изучающий птиц.
Кинолог — специалист, дрессирующий собак.
2. Начать работу над проектом.
Дополнительный материал
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской —
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего — маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Д. Родари
Загадки о профессиях
Кто у постели больного сидит,
И как лечиться, он всем говорит?
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор, врач.)
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды. (Повар.)
С огнем бороться мы должны —
Мы смелые работники,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарники.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)
Художник
Художник рисует осенние листья,
Не слушают только художника кисти.
С ним в прятки осенние листья играют,
Найдешь их, а краски опять пропадают.
Художник растерян, художник не в силах
Осилить осеннюю эту стихию.
Руками разводит, рассеянно глядя,
А листья цветными кругами летят
И падают тихо то где-то, то рядом
И лишь на картину упасть не хотят.
В. Степанов
Учитель
Вышло солнышко недавно,
Растопив на окнах лед.
К нам Татьяна Николаевна
Из учительской идет.
В первый раз она, робея,
На урок пришла сюда,
Малыши сдружились с нею.
Класс вести она умеет —
Ничего, что молода.
3. Александрова
Парикмахер
Папа к зеркалу садится:
— Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал.
Щелкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор,
Вынул бритвенный прибор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила.
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
С. Михалков
Ветеринарный врач
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом,
Но недетским, а кошачьим!
Детям больно — мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий — он ничей!
А. Барто
Маляр
Красить комнату пора —
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот кто строит этот дом —
Дом, в котором мы живем.
Профессии в пословицах
— Угадайте, о каких профессиях идет речь в пословицах.
• Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)
• Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)
• Не игла шьет, а руки. (Портной, швея.)
• Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)
• Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка.)
• Лес рубят — щепки летят. (Лесоруб.)
• Цыплят по осени считают. (Птичница.)
• На охоту ехать — собак кормить. (Охотник.)
• Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь, хлебороб.)
Игра «Доскажи словечко»
Трактор водит... (тракторист),
Электричку - ... (машинист),
Стены выкрасил... (маляр),
Доску выстругал... (столяр),
В доме свет провел... (монтер),
В шахте трудится... (шахтер),
В жаркой кузнице — ... (кузнец).
Кто все знает — молодец!
Конкурс «Назови профессию»
Учитель показывает буквы, а учащиеся называют профессии, начинающиеся на эти буквы. Например:
А (аптекарь, архитектор).
Б (булочник, бетонщик).
В (врач, водитель).
Г (геолог).
Д (доярка).
3 (землекоп). И т. д.
Можно использовать другой вариант игры. Взять чудо-мешок, в котором находятся разные инструменты (картинки). Учащиеся вынимают из мешка инструмент и говорят, кому он принадлежит.
Букваринск
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Буквари иском звался он.
Там, не ведая невзгод.
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый:
А — аптекарь, Б — бочар,
В — валяльщик, Г - гончар,
Д - дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
3 — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик, М — маляр,
Н — носильщик, О — овчар,
П — писатель, Р — радист,
С — сапожник, Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель.
X — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,
Ш — шофер, большой шутник.
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше
Я — это я, мои друзья!
И. Токмакова
— Какие профессии названы в этом стихотворении?
Похожие статьи:
Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир
Рассказ про фиалку для 1-2 класса
Рассказ про незабудку, 1-2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!