Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Впереди лето. Плешаков

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Впереди лето». Школа России

Цели: познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о жизни насекомых и растений летом; научатся работать с атласом-определителем.

Оборудование: картинки с изображением летней природы, растений, насекомых; у учащихся — атлас-определитель «От земли до неба», цветные карандаши, клей.

Предварительная подготовка: учащиеся вырезают картинки с изображением насекомых из приложения к рабочей тетради (с. 63).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

— Флаги каких стран изображены в рабочей тетради?

— Где вы брали информацию?

2. Игра «Угадай-ка»

• Знаменитые строения Египта. (Пирамиды.)

• Столица Франции. (Париж.)

• Символ Парижа, находится на берегу реки Сены. (Эйфелева башня.)

• Столица Индии. (Дели.)

• Токио — столица... (Японии).

• Город, который построен на воде. (Венеция.)

• Самая большая страна на земном шаре. (Россия.)

• Столица нашего государства. (Москва.)

• Гигантская фигура женщины с гордо поднятой головой и пылающим факелом в руке. (Статуя Свободы.)

• Очень древнее государство. В этой стране изобрели магнитный компас, фарфор, бумагу. (Китай.)

• Сокращенное название государства, столица которого — город Вашингтон. (США.)

• Столица Великобритании, расположенная на реке Темзе. (Лондон.)

(Можно использовать КИМы (тест 57, с. 80).)

III. Самоопределение к деятельности

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

 

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

 

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

И. Сурков

— О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете.)

— Почему вы так решили? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О лете.)

— Прочитайте тему урока на с. 130 учебника. (Впереди лето.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит Муравьишка? Прочитайте об этом в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Раньше всех на свете солнце встало.

А как встало — принялось за дело.

Обошло всю землю и устало,

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди, у солнца сон — минуты,

Не шуми, весь день оно трудилось.

Ю. Марцикявичус

Из-за далеких синих гор прилетело цветущее юное лето и тут же принялось за срочные дела: тут небо поголубее раскрасит, там радугу яркую через синюю речку перекинет. А то возьмет и теплым ливнем пустится бегать по траве. Смеется лето, стучит зеленой веткой в окно: пора, пора на прогулку в сказочный лес, в поле, где цветут душистые цветы и травы. Для того ведь и лето, чтобы наслаждаться его красотой.

— Когда начинается лето? (Ответы детей.)

По календарю лето начинается 1 июня. Ученые-астрономы считают началом лета 22 июня — день летнего солнцестояния, когда солнце поднимается выше всего на небе. А ученые-фенологи, изучающие закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений, связанных со сменой времен года, считают, что лето начинается, когда отцветут и осыплются в садах белые и розовые цветы яблонь, а в лесу на низеньких кустарниках с твердыми глянцевыми листочками распустятся цветы брусники.

— Перечислите названия летних месяцев. {Июнь, июль, август.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№1 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Беседа, работа по учебнику

— А теперь угадайте, о каких летних месяцах говорится в загадках и какие признаки этих месяцев в них указаны.

Теплый длинный-длинный день,

В полдень — крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка! (Июнь.)

 

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (Июль.)

 

Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи! (Август.)

— Поговорим о летних изменениях в природе. Прочитайте текст на с. 130 учебника.

— О каких летних явлениях вы прочитали? (Ответы детей.)

4. Выполнение задания в рабочей тетради № 2 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

5. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 130. С помощью атласа-определителя узнайте названия этих растений.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 141 учебника.

6. Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире —

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре –

И на месте поскакать.

На носки, затем на пятки.

Лень отбросить и опять:

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 131. С помощью атласа-определителя узнайте названия насекомых.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 141.

2. Выполнение задания в рабочей тетради №4 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Беседа, работа по учебнику

Разговорчивое лето

Не смолкает голос лета:

Ручейком в лесу журчит,

Застрекочет рядом где-то,

Дятлом в роще застучит.

Прожужжит над ухом шмелем,

Закукует вдалеке,

Соловьиной грянет трелью

И заквакает в реке.

Зачирикает с рассветом,

Затрещит и запоет.

Я, ребята, голос лета

Рад бы слушать целый год.

Г. Попов

— О каких голосах лета написал поэт в своем стихотворении? (Ответы детей.)

— Полюбуемся красотой животных. Прочитайте текст на с. 132 учебника, рассмотрите рисунки.

— Какое чувство вы испытали во время прочтения текста? (Ответы детей.)

4. Творческое задание

— По своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте животных.

(Заслушиваются несколько рассказов.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 133, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Все ли задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 5 (с. 64).

Дополнительный материал

Таинственные превращения

(Рассказ)

Стрекозы и бабочки, мухи и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Насекомые откладывают яички. Маленькие, они бедны питательными веществами. Зародыши не могут в них полностью развиваться, поэтому они развиваются вне яйца. Это и есть личинки (у жуков, мух, стрекоз) и гусеницы (у бабочек). Птицы откладывают несколько яиц, а вот бабочки очень много. Какую-то часть

их склюют птицы, часть унесут муравьи, жуки, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Вот из них-то и выйдут гусеницы... Пройдет немного времени — и гусеница превратится в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.

— Значит, так. — Ромка принялся загибать пальцы. — Яички — раз, личинки или гусеницы — это два, куколка — три, взрослое насекомое — четыре.

— А дальше что? — задумалась Маша.

А дальше взрослое насекомое отложит яички, и все начнется сначала. И если нам с вами посчастливится, то мы увидим истинное чудо — «рождение» бабочки. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. В эту минуту она не очень похожа на бабочку — крылья висят, как мокрые тряпочки, и сама она какая-то вялая. Но пройдет час-другой — и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит. И засверкают, и заиграют на солнце волшебные краски! Даже трудно поверить, что еще совсем недавно она была спрятана в сухую шкурку, которая теперь ненужная лежит на земле или висит на сучке...

Как в сказке о Царевне-лягушке! Сбросила лягушка свою шкурку и стала прекрасной царевной.

(Ю. Дмитриев)

***

А знаете ли вы ягодные адреса? Адрес земляники у лесных пней. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Пошарь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку, продолговатую и душистую ягоду.

Адрес черники у лохматых и хмурых елей. Черника — обычная ягода сырого елового бора. Растет черника в сосновых и смешанных лесах.

Сосновый бор и смешанный лес — это еще и брусничный адрес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.

Малине нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги.

Адрес клюквы — болото, где хозяином зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату.

Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды:

земляника — в июне;

черника, голубика — в июле;

малина — в июле;

брусника — в августе.

Лес угощает щедро, но чтобы он не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Например, кустарник черники может жить триста лет. Так пусть он живет во все времена!

Викторина

1. Проливной дождь с молниями и громом. (Гроза.)

2. Сильный дождь с крупными каплями, «как из ведра». (Ливень.)

3. Яркая вспышка электрического разряда во время грозы. (Молния.)

4. Полевой синий цветок, из лепестков которого получают стойкую синюю и голубую краску. (Василек.)

5. Первый летний месяц. (Июнь.)

6. Громкий, словно пушечный выстрел, звук, раздавшийся в небе. (Гром.)

7. Самое любимое время года для детей — время самых длинных каникул. (Лето.)

Азбука народной мудрости

• Если летом солнце восходит в тумане, днем будет тихо и душно.

• Во время восхода солнца стоит духота — вечером будет дождь.

• Воробьи летают стайками — к сухой и ясной погоде.

• Подул горячий ветер — к дождю.

• Паук усиленно плетет сети — к сухой погоде.

• Тихая светлая ночь без росы — жди дождя.

• Венцы вокруг солнца — к дождю.

• Стрижи низко летают — дождь предвещают.

• Цветы перед дождем пахнут сильнее.

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa

Похожие статьи:

Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Загадки о земле для 2 класса с ответами

Рассказ про незабудку, 1-2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!