Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Россия на карте. Плешаков

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Россия на карте». Школа России

Цели: ввести понятие «географическая карта»; познакомить с условными знаками на карте; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.

Планируемые результаты: учащиеся осознают величие нашей страны; освоят приемы чтения карты; научатся показывать на карте Российскую Федерацию; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: текст песни «Красно солнышко» (по одному на парту), физическая карта России, глобус; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Угадай-ка

• При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Как называется это явление? (Оттепель.)

• Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Как называется это явление? (Капель.)

• Текущие по склонам небольшие потоки воды. (Ручейки.)

• У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение? (У березы.)

• Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Появившиеся темные пятна называются... (проталинами).

• Весной на ветках деревьев и кустарников распускаются молодые зеленые... (листья).

2. Проверка домашнего задания

(Проверка заданий в рабочей тетради.)

3. Викторина

(Учитель выбирает вопросы по своему усмотрению.)

1. Какие изменения произошли в природе по сравнению с зимой?

2. Повторите правила друзей природы.

3. Почему снег раньше тает в городе, чем за городом?

4. Как образуются сосульки?

5. Почему весной может идти и дождь, и снег? Почему дождь бывает чаще, чем снег?

6. Как с приходом весны изменилась температура воздуха?

7. Что происходит весной со снегом? Почему?

8. Почему весной появляются ручьи? Куда они текут?

9. Как с приходом весны изменились небо, облака?

10. В каких местах появляются первые проталины?

11. Что такое ледоход? Почему опасны шалости на реке во время ледохода?

12. Расскажите о половодье.

13. Что происходит весной с почвой?

14. Что весной появляется из почек?

15. Изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, которые вы видели на экскурсии?

16. Какие цветущие деревья и кустарники вы видели во время экскурсии? Распустились ли на них листья?

17. Назовите признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

18. Какое дерево зацветает у нас самым первым? А какие кустарники?

19. Почему возле цветущих ив, черемухи, яблонь много пчел и шмелей?

20. Расскажите о дереве или кустарнике, которые показались вам самыми интересными.

21. Как нужно охранять весной деревья и кустарники?

22. Какие раннецветущие травянистые растения вы видели на экскурсии? Где они растут?

23. Весь ли снег растаял ко времени цветения этих растений?

24. Распустились ли ко времени цветения этих растений листья на деревьях и кустарниках? Какой была почва — сухой или влажной?

25. Изменилось ли, по вашим наблюдениям, поведение зимующих птиц с приближением весны?

26. Заметили ли вы возвращение из теплых краев перелетных птиц (видели самих птиц, слышали их песни)?

27. Очень многие люди любят птиц. Как вы думаете, чем птицы радуют человека?

28. Почему говорят, что птицы охраняют поля, сады, леса?

29. Как по поведению зимующих птиц узнать, что приближается весна?

30. Почему перелетные птицы возвращаются к нам с приходом весны?

31. Какие птицы прилетают раньше других, а какие позже? Почему?

32. Где разные птицы строят гнезда?

33. Как нужно охранять птиц весной?

(Можно использовать КИМы (тест 50, с. 73).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки.

(Можно загадать обе загадки или выбрать какую-то одну.) Страны без людей, Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды. (Карта.)

 

Моря есть — плавать нельзя,

Дороги есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя. (Карта.)

(Учитель вывешивает карту России.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О карте.)

— Прочитайте тему урока на с. 90 учебника. (Россия на карте.)

— Кто уже работал с картой? Что можете рассказать? (Ответы детей.)

— Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Послушайте слова из песни «Красно солнышко» поэта И. Шаферана.

(Текст песни лежит на каждой парте.)

Умывает красно солнышко

Руки теплые в росе.

И Россия, как Аленушка,

Предстает во всей красе.

Припев:

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берез Россия.

 

У нее коса пшеничная,

Родниковые глаза.

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

Припев.

— Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (Ответы детей.)

— Какие красоты России особенно волнуют поэта? (Ответы детей.)

— А что вы можете сказать о нашей стране? (Ответы детей.)

— Объясните, что такое карта. (Ответы детей.)

— Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике. (Один ученик читает определение на с. 91.)

— Сравните изображение нашей страны на глобусе и карте. Что вы можете сказать? (На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 41), 1, 2 (с. 39-40). (Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

(Учащиеся рассматривают фотографии на с. 92—93 и выполняют задание к ним.)

4. Выполнение задания в рабочей тетради №4 (с. 41).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться ее читать. Читать карту — это не только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты — условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

— Какие еще условные обозначения есть на карте, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на с. 94—95. *

2. Практическая работа

Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа.

(Учитель показывает на настенной карте, дети - на картах в учебнике.)

— Назовите моря, омывающие нашу страну с севера. (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.)

— Какие моря омывают Россию с востока? (Берингово, Охотское.)

— Назовите моря, находящиеся на юге нашей страны. (Черное, Каспийское.)

— А на западе? (Балтийское.)

— А теперь найдите на карте в учебнике и покажите на настенной карте:

• города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;

• реки: Дон, Колыму, Лену, Обь;

• горы: Уральские, Алтай;

• болота Западно-Сибирской равнины;

• границу нашей страны;

• острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.

(Учащиеся показывают объекты на настенной карте, соблюдая инструкцию, данную на с. 95 учебника.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2-5 (с. 42-43).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 95, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что на уроке было интересным?

- Где могут пригодиться полученные знания?

- Все ли учебные задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: №3, 5 (с. 40-41).

Дополнительный материал

Различные карты

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нем сильно уменьшены, к тому же видна бывает только та часть земной поверхности, которая обращена к наблюдателю. Ученые разработали способ переноса изображения земной поверхности с глобуса на плоскость.

Уменьшенные, обобщенные изображения на плоскости земной поверхности и происходящих на ней явлений, передаваемых специальными знаками, называются картами. Почему мы говорим об уменьшенном изображении, вы, вероятно, уже догадались. Нельзя даже самую маленькую речку показать в ее истинных размерах — никакой бумаги не хватит. Каково уменьшение картографируемой территории, можно определить по масштабу карты.

Можно составить несколько различных карт одной и той же местности. Основные виды карт - физическая и политическая. У них много общего. Обе карты могут быть выполнены н одинаковом масштабе. Моря, озера, реки, острова и крупнейшие города всегда изображаются и на той, и на другой карте. Но на физической карте обозначаются возвышенности и горы (коричневым цветом), а также равнины и низменности (зеленым цветом). На политической карте вместо этого показаны разные государства (каждое имеет свой цвет), обозначены их границы, указаны названия.

Но карты бывают не только физические и политические. Существует много различных специальных карт. Среди них есть геологические карты и карты месторождений полезных ископаемых. Есть климатические карты, на которых показана средняя температура воздуха в разное время года для разных мест или среднее атмосферное давление и направление ветра, а также многое другое.

Есть почвенные карты. Есть карты растительного и животного мира. На таких картах показано, где какие животные обитают, где какие растения произрастают. Существуют карты расселения народов, распространения различных религий. Бывают экономические, промышленные, транспортные карты.

Есть еще один очень интересный вид карт — это карты исторические. На них могут быть нанесены города и государства, которых давно уже нет, но которые когда-то находились на изображаемой территории. На таких картах часто стрелочками отмечаются направления военных походов, крестиками — места сражений.

Картами пользуются мореплаватели и путешественники, геологи и геофизики, биологи и зоологи, земледельцы и животноводы, историки и этнографы. Фактически без карт не может обойтись ни один специалист. Нужны карты и учащимся. Отправившись в путешествие по картам, вы не только узнаете много интересного, но и пополните знания, без которых нельзя войти в жизнь: по географии и истории, экономике и культуре, природоведению и экологии и многим другим дисциплинам.

Похожие статьи:

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про незабудку, 1-2 класс

Загадки о земле для 2 класса с ответами

Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!