Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Какой бывает транспорт. Плешаков
План-конспект по окружающему миру во 2 классе на тему «Какой бывает транспорт». Школа России
Цели: обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития.
Планируемые результаты: учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; составлять общий план рассказа.
Оборудование: анаграмма слова «транспорт» на доске, картинки с изображением разных видов транспорта; у учащихся — игрушечные машинки, принесенные из дома, цветные карандаши, стрелки из цветной бумаги.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— О чем мы говорили на прошлом уроке?
— Что нужно, чтобы построить городской дом?
— Что нужно, чтобы построить сельский дом?
— Кто нарисовал свой дом? Какие рисунки у вас получились? (Выставка рисунков и рассказы детей о своем доме. Можно использовать КИМы (тест 25, с. 34—35).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске анаграмма.)
СРТАТПОНР
— Расшифруйте слово, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (Транспорт.)
— Прочитайте тему урока на с. 116 учебника. (Какой бывает транспорт.)
— Что вы уже знаете о транспорте? Что хотите узнать? (Ответы детей.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Какие виды транспорта вы уже знаете?
— Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? Мы пользуемся автобусом, трамваем, метро, чтобы в городе добраться до нужного места; едем поездом, плывем на пароходе, летим самолетом в другие города. А сколько приходится перевозить различных грузов по железным, шоссейным, воздушным, морским и речным дорогам!
— Прочитайте вопросы и задания на с. 116 учебника. Обсудите их в парах.
— Какой транспорт называют наземным? (Тот, который передвигается по земле.)
— Приведите примеры наземного транспорта. (Автобус, троллейбус, различные машины и т. д.)
— Какой транспорт называют водным? (Тот, который передвигается по воде.)
— Приведите примеры водного транспорта. (Катер, теплоход, пароход и т. д.)
— Какой транспорт называют воздушным? (Тот, который передвигается по воздуху.)
— Приведите примеры воздушного транспорта. (Самолет, вертолет и т. д.)
— Какой транспорт называют подземным? (Тот, который передвигается под землей.)
— Приведите пример подземного транспорта. (Метро.)
(По аналогии разбираются остальные схемы.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№1 (с. 42-43).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
3. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение задания на с. 117. Проверка в парах.)
4. Игра «Кто лучше?»
(Учитель предлагает желающим четко и быстро сообщить о пожаре (о драке, о необходимости оказания медицинской помощи). Нужно добиться того, чтобы учащиеся кратко и четко рассказывали о происшествии, называли адрес и свое имя (кто сообщает о происшествии).)
5. Выполнение задания в рабочей тетради
№3 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение.)
6. Практическая работа
(Учащиеся рассматривают игрушечные машинки, принесенные из дома, затем показывают их классу и говорят, к какому виду транспорта они относятся.)
V. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения постепенно продвигаются вперед на полусогнутых ногах и выполняют движения вперед и назад согнутыми в локтях руками.)
Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над загадками
Сам не едет, не идет,
Не поддержишь — упадет,
А педали пустишь в ход —
Он помчит тебя вперед. (Велосипед.)
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала, побежала.
Глядите — побежала
Телега без коня. (Грузовик.)
Не летит, не жужжит —
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни — глядеть во тьму,
И колеса, и мотор,
Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль.)
Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице,
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина.)
Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет.
Без лопаты, а копает. (Экскаватор.)
Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге.
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить! (Пожарная машина.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение.)
3. Работа по учебнику
(Класс делится на группы. Учащиеся читают тексты на с- 118—119, выполняют задания к ним. В качестве дополнительных источников информации можно рекомендовать использовать справочники, энциклопедии, Интернет.)
Примерный план рассказа
1. Мечты людей о быстром передвижении (по суше, морю, воздуху).
2. Первые попытки изобретения данного вида транспорта.
3. Современные виды транспорта.
4. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику
VII. Рефлексия
— Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)
— Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,... (грузовой).
— Какие виды транспорта вы знаете?
— К какому виду транспорта относится автомобиль? (К наземному.)
— Какой транспорт осуществляет перевозки людей? (Пассажирский.)
— Перечислите четыре вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина, машина службы спасения.)
— По каким номерам телефона можно вызвать специальный транспорт? (01 — вызов пожарной команды, 02 — полиции, 03 — скорой помощи, 911 — службы спасения.)
(Можно также предложить ответить на вопросы учебника (с. 119, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
— На все ли интересующие вас вопросы мы нашли ответы?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 4 (с. 45).
Дополнительный материал
Правила поведения в транспорте
1. Крепко держись за поручни.
2. Не входи в вагон метро, в салон автобуса и не выходи из него, когда двери уже закрываются.
3. Старайся проходить в середину вагона, салона.
4. Не высовывай руки и голову из окна транспортного средства.
5. Уступай место инвалидам и пожилым людям, маленьким детям.
6. На платформе метро в ожидании поезда стой за ограничительной чертой.
Какой бывает транспорт
Велико значение железнодорожного транспорта. На карте видно, что железные дороги расходятся от Москвы во всех направлениях, соединяют между собой крупные и мелкие города. Это целая сеть. Днем и ночью работают железные дороги. Локомотивы ведут длинные составы пассажирских и грузовых поездов. В пассажирских поездах по 15—20 вагонов, а в грузовых — по 50—60 и даже больше.
Автомобиль — важнейший вид транспорта. Автомобильные дороги соединяют города и поселки, обслуживают сельскохозяйственные районы страны. Грузовые автомобили перевозят собранный урожай на элеваторы и склады, доставляют в село сельскохозяйственные машины и удобрения, везут строительные материалы и много других грузов. Большая часть грузов перевозится на короткие расстояния, но иногда и на дальние — по шоссе в больших прицепах. Автомобили и автобусы перевозят по дорогам огромное количество пассажиров.
Когда нам нужно очень быстро попасть в другой город, мы пользуемся воздушным транспортом. Чтобы доехать поездом от Москвы до Владивостока, нужно несколько дней, а чтобы долететь самолетом — несколько часов. Самолеты перевозят почту, грузы, нуждающиеся в срочной доставке.
Много грузов перевозит речной транспорт — лес, нефтепродукты, строительные материалы. Большое удовольствие можно получить от путешествия по реке на комфортабельном теплоходе.
Морской транспорт обслуживает морские районы нашей страны, соединяет нас с другими странами. Почти вся внешняя торговля идет у нас морем. Но по скорости водный транспорт уступает другим видам транспорта.
Краткая история автомобиля
Человек всегда мечтал о самодвижущихся средствах передвижения. Уже в эпоху Средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 г. Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Независимо от Джеймса Уатта, создавшего в 1769 г. первую паровую машину, появились паровые автомобили француза Никола Жозефа Кюньо (1769—1770), почтовая карета Ричарда Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Уолтера Хэнкока (1822), французский паровой омнибус (1873). Таким образом, тот факт, что пар является вполне подходящей движущей силой для транспортных самодвижущихся средств, получил всеобщее признание.
В 1806 г. в одной из швейцарских мастерских Исаака де Ривазо было создано транспортное средство, которое могло продвинуться на несколько метров за счет двигателя внутреннего сгорания. Французу Этьену Ленуару пришла мысль соединить пары бензина с воздухом и использовать эту смесь как движущую силу. Такой примитивный двигатель дал возможность машине, на которую он был поставлен, преодолеть расстояние от Парижа до Жуанвиля-Ле-Пон (около 9 км) за 3 ч.
Карл Бенц в Мангейме сконструировал в 1885 г. моторизованный трехколесный экипаж, а Готлиб Даймлер создал первый на свете мотоцикл, у которого были деревянные окованные колеса и деревянная рама. Его масса составляла 90 кг, а максимальная скорость — 12 км/ч. Двигатель охлаждался вентилятором и крепился на раме. Осенью 1886 г. Даймлер показывает публике первый скоростной четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который развивал скорость до 18 км/ч.
Первые состязания и соревнования способствовали техническому совершенствованию автомобилей. В соревнованиях на кубок Гордона Беннета в 1900 г. впервые определились четкие правила: к участию допускались автомобили не легче 400 и не тяжелее 1000 кг.
В Херкомеровых гонках, которые проводились с 1905 по 1907 г., имели право участвовать только четырехместные автомобили. Впервые машины стали подразделяться на классы, в зависимости от мощности двигателя. Аналогично дело обстояло и в последующих гонках принца Генриха.
При производстве машин стали использоваться материалы более высокого качества. К прогрессивным элементам можно отнести шарикоподшипники, управляемые механические клапаны, многоступенчатые коробки передач, улучшенные карбюраторы и многие другие детали, способные увеличивать мощность двигателя и скорость движения.
С 1906 г. проводят так называемые состязания Гран-при. Они продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до 1921 г. В эти годы различные автомобильные заводы выпускали автомашины самых разнообразных конструкций.
Классификация транспортных средств
Дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, тракторы и другие самоходные машины. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.
Автомобили, участвующие в движении, можно классифицировать следующим образом: специальные и транспортные (грузовые и пассажирские).
К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и др.
Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности.
Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя.
Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородние.
Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию.
Мотоциклы и мотороллеры подразделяются: по конструкции — на одиночки и с коляской, по назначению — на дорожные, грузовые, специальные.
Тракторы подразделяются на гусеничные и колесные. Колесные тракторы используются как на сельскохозяйственных работах, так и в качестве средства для буксирования различных прицепов с грузом.
К самоходным машинам относятся самоходные шасси и самоходные дорожно-строительные машины, на которые можно устанавливать кузов для перевозки грузов.
Метро
Под аптеки и заводы,
Под закаты и восходы,
Под вокзалы и цветы,
Под каналы и мосты
И еще под очень много
Сверху вниз ушла дорога.
Где-то там на глубине —
Дивный мрамор на стене.
Там сверкает в подземелье
Россыпь яркая огней.
Там гремучие тоннели
Из железа и камней.
Нас увозит синий поезд,
А над нами в потолке,
Ни о чем не беспокоясь,
Рыбки плавают в реке.
Похожие статьи:
Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир
Загадки о земле для 2 класса с ответами
Рассказ про фиалку для 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!