Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Какие бывают животные. Плешаков

Урок окружающего мира во 2 классе. Школа России

Цели: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями.

Оборудование: анаграммы на доске, картинки с изображением животных разных групп, фотографии, слайды, видеофрагменты, школьные словарики «Животные России», «Птицы России»; у учащихся — стрелки из цветной бумаги, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Викторина «Какие бывают растения?»

1. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы.)

2. Эти растения имеют листья в виде пластинок. (Лиственные.)

3. Эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков. (Кустарники.)

4. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок). (Хвойные.)

5. У этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол. (Деревья.)

2. Проверка домашнего задания

(Проверка задания в рабочей тетради.)

— Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота растений»? (Ответы детей.)

— Кто подготовил рассказ о растении по книге «Зеленые страницы»?

(Заслушиваются несколько сообщений. Можно использовать КИМы (тест 13, с. 19).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграммы.)

КАУЛШЯГ

ИЖФАР

ЛООКС

ЗАКОСРТЕ

РАМУВЙЕ

— Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 60 учебника. (Какие бывают животные.)

— Что вы уже знаете о животных?

— Что еще хотите узнать?

— Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте задание на с. 60. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке. Выполните задание в парах. Воспользуйтесь текстом, приведенным ниже.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1, 3 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте текст вверху на с. 61. Рассмотрите иллюстрации.

— Поделитесь с одноклассниками новой информацией. О чем вы узнали? (О том, что есть еще две группы животных — пресмыкающиеся и земноводные.)

— Почему их так назвали? Выскажите свои предположения. (Ответы детей.)

Земноводные — так называют знакомых вам лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде.

Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, морские змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде — от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вовсе отсутствуют.

4. Выполнение задания в рабочей тетради

№5 (с. 22).

(Самостоятельное выполнение.)

5. Игра «Фантазеры»

— Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки в учебнике на с. 61? Как бы вы его назвали?

— Как он умеет передвигаться?

— Части тела каких животных объединены на этом рисунке? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

(Класс делится на четыре группы. Каждая читает информацию об одной из групп животных (с. 62—63), после этого выступает с сообщением перед классом. Помимо рассказа об особенностях животных той или иной группы учащиеся должны постараться назвать как можно больше ее представителей. Учитель дополняет выступления детей, показывает картинки с изображением животных разных групп, фотографии, слайды, видеофрагменты. Следует обратить особое внимание учащихся на зависимость строения тела животного от его образа жизни.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради №4 (с. 22).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Беседа

— Подумайте, какую пользу человеку приносят животные. (Можно рекомендовать учащимся прочитать дополнительную информацию в школьных словариках «Животные России» и «Птицы России».)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 63, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какая информация была для вас новой?

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— Что было трудно?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 22).

2. Прочитать в книге «Зеленые страницы» рассказ «Похожие, но разные». Сравнить лягушку и жабу.

3. Приготовить сообщение о любом животном.

Дополнительный материал

Летучая мышь

Летучая мышь — это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми — мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие — они живут в Америке, — которые сосут кровь животных.

Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.

Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.

Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы. Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.

Летучие мыши

Летают над крышей,

А если хотят,

То летают и выше.

И думает кошка,

Смотря из окошка:

«Как жалко, что я

Не летучая кошка!»

Ю. Воронский

Сова

У совы большая круглая голова и небольшой, как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.

У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит притаившуюся на земле мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью. А еще у совы замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Сама же она летает бесшумно.

Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веерами хвосты.

Гнезда сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха. Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу. Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.

Мудрейшая птица на свете — сова.

Все слышит.

Но очень скупа на слова.

Чем больше услышит,

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает!

Еж

Еж — единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!

Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий. Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.

Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох — так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.

Светлячки

Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.

Яркие малоподвижные огоньки на земле — самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков — тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко. Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются гниющими растениями и мелкими животными.

Светящийся орган — фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.

Земноводные

В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастают, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные.

Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями. А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, «пьет» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья.

Весной лягушка мечет в водоемах икру. Прогретые ласковым солнышком, в икринках развиваются зародыши. Вскоре из икринок появляются крошечные головастики, похожие на мальков рыб. У них длинные хвосты и еще нет и намека на ноги. Но вот головастик подрастает, у него появляются сначала задние, а потом и передние ноги. По бокам головы торчит пара ветвистых жабр.

Наконец головастик подрос и собирается выходить на сушу. И теперь с ним происходит удивительное превращение: жабры исчезают, а потом, уже на берегу, пропадает и хвост. Перед нами появляется маленький лягушонок, совсем непохожий на головастика.

Рыбы

Каких только рыб не бывает на свете! Морские, пресноводные, исполины и карлики, опасные для человека и абсолютно безобидные, стайные и одиночки, хищники и вегетарианцы, глубоководные и даже летучие!

На Земле в настоящее время обитает свыше 20 000 видов рыб. В пресных водах России и в прибрежной зоне омывающих ее морей водится не менее 2000 видов. Рыбы — одни из самых древних позвоночных животных. Они были, когда не существовало еще ни птиц, ни земноводных, ни рептилий, ни млекопитающих. Тем не менее каждый год ученые открывают новые виды. И кто знает, встречи с какими еще необыкновенными рыбами ждут нас впереди.

Угадай рыбу

1. Из всех рыб наших водоемов ее считают самой прожорливой. Она обедает не только другими видами рыб, но и своими собратьями. Она утаскивает под воду куликов, зашедших попить, от нее попадает и белкам на переправах в сибирских реках, и водяным крысам. А оказывается, что аппетит у нее обычный — просто переваривает пищу желудок лишь тогда, когда есть надобность. В общем, съедает она не больше других хищников. Ее зубы в старину клали на притолоку двери — это должно было принести счастье. (Щука.)

2. Многие рыбы этого вида начинают свой день, покидая удивительный слизистый спальный мешок, который охраняет их в течение долгой ночи. На постройку своего спального мешка эта рыба тратит около получаса, и столько же ей требуется, чтобы освободиться от него. Ученые предполагают, что слизь мешка крайне неприятна на вкус и запах. Это и предохраняет его владельца от нападений ночных хищников. (Рыба- попугай.)

3. Эта рыба удивляет нас выпуклым, будто вздутым телом, огромными выразительными глазами и длинными плавниками, особенно хвостовым. Чем больше выпучены глаза и чем длиннее хвостовой плавник, тем больше ценится эта рыбка. Окраска может быть разная: оранжевая с металлическим блеском, ярко-красная, бархатно-черная, пестрая. (Телескоп.)

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa

Похожие статьи:

Рассказ про незабудку, 1-2 класс

Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Загадки о земле для 2 класса с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!