Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Из чего что сделано. Плешаков. Школа России
План-конспект по окружающему миру во 2 классе на тему «Из чего что сделано»
Цели: познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: мяч, конверт с вопросами, различные предметы из глины, шерсти, металла, дерева; учащихся — цветные карандаши, цветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний<
1. Беседа по вопросам
— С каким новым словом вы познакомились на прошлом уроке? (Экономика.)
— Что оно означает? (Хозяйство.)
— Перечислите основные отрасли экономики. (Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля.)
— Как взаимосвязаны промышленность и торговля, транспорт и сельское хозяйство, строительство, промышленность и транспорт? (Ответы детей.)
— В каких отраслях экономики работают ваши родители?
— Зачем нужны деньги?
— Раньше денег не было. Как люди обходились без них?
— Возможно ли сегодня обходиться без денег? Почему? (Ответы детей.)
— Что нового вы узнали о деньгах разных стран из дополнительной литературы? (Ответы детей.)
2. Игра «Поймай — скажи»
(Учитель бросает мяч и называет одну отрасль экономики. Ученик, поймавший мяч, рассказывает об этой отрасли и возвращает мяч.
Можно использовать КИМы (тест 23, с. 32).)
III. Самоопределение к деятельности
Муравьишка принес сегодня на урок конверт. Посмотрим, что же там.
(Учитель достает из конверта три карточки с вопросами.)
1. Как рождается книга?
2. Как делают шерстяные вещи?
3. Откуда берутся глиняные горшки?
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О том, как делают вещи.)
— Прочитайте тему урока на с. 108 учебника. {Из чего что сделано.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
— Что такое рукотворный мир? (То, что сделано руками человека.)
(У учителя на столе различные предметы из глины, шерсти, металла, дерева.)
— Разделите все предметы на группы так, чтобы в каждой группе все вещи были сделаны из одного материала.
(Учащиеся отбирают предметы из глины (ваза, кружка), из шерсти (свитер, шарф), из металла (ложка, кастрюля), из древесины (линейка, тетрадь).)
— Все эти предметы хорошо вам знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат.
— Что общего у всех этих предметов? (Они сделаны руками человека.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте задание на с. 108. Достаньте цветные фишки и выполните задание.
(Проверка в парах. Затем класс делится на группы и знакомится с производством различных изделий (тексты, рисунки, вопросы на с. 109—111). Каждая группа готовит по одному сообщению и выступает перед классом. Учащиеся оценивают выступления товарищей, задают вопросы.)
V. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
VI. Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 39).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.) №2 (с. 40).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — глина, вариант 2 — древесина.) №3(с. 40).
(Самостоятельное выполнение.)
— Какие цепочки вы составили? (Железная руда, завод, ножницы. Зерно, мельница, хлеб. Кусок древесины, завод (станок), карандаш.)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 111, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берет материал для их изготовления? (В природе.)
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья, восстанавливать земли.)
Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, — рана на поверхности земли. Вырубленный лес — это уничтоженный дом многих растений и животных. Природные богатства не безграничны, их нужно беречь.
— К чему может привести неразумное, расточительное использование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета станет безжизненной пустыней.)
Еще надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: №4 (с. 40).
Дополнительный материал
Как появился глиняный кувшин
В музеях вы, конечно, видели различные вазы, сосуды, чашки и блюда, сделанные из специальной глины. Изделия лепят, пока глина мягкая. Затем их обжигают в печах, чтобы они затвердели. Искусство делать такие вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, кроме глины, используется песок и измельченные горные породы.
Глина добывается экскаваторами. В сыром виде она очень пластична и эластична. Глина смешивается с водой до состояния густой пасты, из которой умелые руки могут вылепить и фигурки, и различные вазы, и горшки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.
Изготовление керамики — одно из самых древних искусств, поскольку глина встречается практически повсеместно. Были обнаружены черепки, сделанные еще в доисторические времена. Хорошо обожженное глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не сгниет и не заржавеет.
Замечательными гончарами были древние китайцы. Они изобрели способ производства очень прочной полупрозрачной керамики, известной как фарфор.
Существуют шесть основных типов глины, используемой для производства керамики. Обычная глина непригодна для тонкой работы. То, что из нее получается, называется глиняной (керамической) посудой. Самая чистая глина — это каолин, или «китайская глина». Ее используют для изготовления фарфора. При обжиге она приобретает чистейший белый цвет.
В давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась холодной потому, что жидкость, просачиваясь через тонкие поры кувшина наружу, начинает испаряться и это постоянное испарение влаги с поверхности сосуда помогает кувшину и его содержимому оставаться холодными.
Откуда берется железо
Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок. А люди его лишь добывают, превращают в чугун или сталь. Железа на свете видимо-невидимо — оно и в песке (от этого он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне — кремне. Железо даже в воде растворено.
Казалось бы, раз железо везде, значит, где хочешь, там его и бери, только не ленись. Но не тут-то было: и в песке, и в глине, и в воде железа содержится так мало, что добывать из них его невыгодно. Больше всего железа в железных рудах. Иногда железную руду добывают с поверхности земли, как глину, при помощи экскаваторов. Бывает, что рудные пласты скрываются глубоко в толще земли, и тогда приходится строить шахты.
Как же добывают руду? Тут не обойтись без огромного, могучего стального копалы-черпалы, маленького бумажного «пакета» с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв — тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец стихли взрывы. За работу берется шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор ковшом-черпаком руду, повернется — и нагружен целый вагон или гигант-самосвал.
Так руда попадает на завод. Как же ее превратить в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах — домнах день и ночь бушует пламя. В эти домны и поступает железная руда. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки. Чугун тяжел, он стекает на дно печи.
Наконец мастер подает сигнал: «Чугун готов! Можно выпускать плавку». Минута, другая — и, рассыпая фонтаны искр, освещая все вокруг огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Путь этого ковша — в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет такую форму, в какую и был залит. С чугуном мы встречаемся каждый день: это обычные сковородки, чугунки, батареи отопления.
Из чугуна в специальных печах — мартенах — сталевары варят сталь. В мартеновской печи пламя жарче, чем в домне. Далее сталь поступает на прокатный стан, а затем из листа кузнец-штамповщик изготовит и ножи, и ложки, и лезвия. Чтобы смастерить любой предмет — большой или маленький, простой или сложный, — надо, чтобы хорошенько потрудились, поработали, постарались мастера разных профессий: шахтеры, металлурги, сталевары, кузнецы.
Как делают бумагу
Наши предки, жители Древней Руси — славяне, писали на самом дешевом, самом доступном материале: на березовой коре — бересте. Хороша береста, но для книг не годилась. Их писали на дорогом пергаменте. Пергамент — это особо выделанная кожа. Писать на нем было очень удобно, но слишком дорого. Такая книга стоила столько же, сколько большой участок земли вместе с домом.
Но вот из далеких восточных стран купцы и путешественники стали привозить удивительные, белые как снег тонкие листы. Это была бумага. Первую старинную бумагу изготовляли из коры тутового дерева — шелковицы. Дивились чудесной белой бумаге европейцы.
В разных странах по-своему рассказывают о том, как появился материал для бумаги. Вот одна такая история. Как-то один очень любознательный человек заинтересовался: из чего осы строят гнездо? Стал наблюдать. Оказалось, что осы отщипывают кусочки дерева, пережевывают их как следует, а потом этой древесной кашицей выклеивают стенки своих жилищ.
Присмотрелся к необычному строительному материалу любознательный человек и ахнул: «Да это же бумажная масса! Значит, и люди могут делать бумагу из дерева. Много, сколько угодно! Ведь деревьев кругом полным-полно».
Так это было или не совсем так, главное то, что появилась та самая бумага, на которой сегодня печатают газеты и книги, журналы и календари, учебники и тетради. Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всем помогают машины. Машины принимаются за дело еще тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы валят деревья, трактора-лесовозы везут бревна к реке, машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха.
Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки, машина-корообдирка сдирает с них кору, рубильная машина рубит чурбаки на щепки, щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится... каша — деревянная. Вот эта-то каша, когда она готова, и становится бумагой.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Похожие статьи:
Загадки про деревья с ответами для 2 класса
Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир
Загадки о земле для 2 класса с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!