Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Дикие и домашние животные. ФГОС

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Цели: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных.

Оборудование: анаграмма слова «животные» на доске, картинки с изображением диких и домашних животных, фотографии, слайды; у учащихся — цветные фишки, стрелки из цветной бумаги, цветные карандаши, книга «Зеленые страницы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Закончите предложения.

• Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).

• Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).

• Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лен, хлопок.

• Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют... (зерновыми).

• Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья).

• Помидор, огурец — ... (травянистые) растения.

• Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют... (декоративными).

• Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными)I.

• Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения.

— Кто может рассказать легенду о растениях?

(Можно использовать КИМы (тест 16, с. 22).)

III. Самоопределение к деятельности

— Молодцы, так много узнали о растениях. А о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав зашифрованное слово.

(На доске анаграмма.)

ЕЫНТОВИЖ

— Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово? {Слово записано наоборот.)

— Что это за слово? (Животные.)

— Кто помнит, на какие группы мы делили животных? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

— Назовите признаки разлитых групп животных и приведите примеры.

— Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. (Дикие и домашние животные.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Отгадайте загадки.

• Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

• Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.)

• У кого рога длиннее хвоста? (У козы.)

• Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)

— Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)

— А еще какие есть? (Дикие животные.)

Дикие животные живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством.

— А как появились домашние животные? (Ответы детей.)

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

— Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)

— Рассмотрите рисунки на с. 72 учебника. Какие животные на нем изображены? (Ответы детей.)

— Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми — домашних.

(Проверка в парах.)

— Что вы можете рассказать об этих животных?

(Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных,

учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 26).

(Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних. Проверка в парах.)

№2 (с. 26).

(Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)

3. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Обсуждение вопросов 1, 3, 4 нас. 73.)

— Какие дикие животные водятся в нашем крае? (Ответы детей.)

— Каких домашних животных разводят в нашем крае? (Ответы детей.)

— Для чего человек выращивает домашних животных? (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

— Как человек заботится о животных? (Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.)

4. Игра «Отгадай детеныша»

(Учитель называет взрослое животное, а учащиеся — детенышей.)

• Свинья. (Поросята.)

• Корова. (Телята.)

• Утка. (Утята.)

• Гусь. (Гусята.)

• Лошадь. (Жеребята.)

• Овца. (Ягнята.)

• Кошка. (Котята.)

• Курица. (Цыплята.)

• Собака. (Щенки.)

5. Моделирование

— С помощью стрелок из цветной бумаги выполните задание 2 на с. 73 учебника.

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Наклоны вправо и влево.)

Больше спать не захотел.

(Наклоны вперед и назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

VI. Продолжение работы по теме урока

- Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках.

Явился в желтой шубке:

— Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок, утенок.)

 

Мед на зиму припасла

Работящая... (пчела).

Подсчитано: чтобы приготовить 100 г меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков! И доставить этот напиток богов в улей около 15 тыс. раз. Если медоносы находятся всего за 1,5 км от улья (а иногда за взятком пчелы летают и за 8 км), тогда их путь туда и обратно составит 45 тыс. км! Больше длины экватора! И весь этот гигантский труд для приготовления всего 100 г меда!

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба.)

— Ребята, а кто догадается, название какой рыбы звучит так же, как старинное мужское имя? (Карпа.)

Карп — одна из рыб, распространенных по всему земному шару. Живут карпы в прудах и озерах. Греческое слово «карп» означает «приплод». Греки не зря так назвали эту рыбку: карпы удивительно плодовиты. Их самки мечут по несколько сотен тысяч икринок.

Карпы малоподвижны и прожорливы. Неудивительно, что они быстро растут. Хотя карпы — рыбы крупные: вес их достигает нескольких килограммов, им не нужен простор. В небольшом пруду может жить много карпов - было бы достаточно еды.

Карп — культурная, т. е. выведенная человеком, форма сазана. За многие века люди создали разнообразные породы карпа: есть карпы чешуйчатые, зеркальные (у них чешуя редко разбросана по телу) и голые — совсем без чешуи. Сейчас карпов разводят во многих хозяйствах.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с легендами о растениях. Оказывается, легенды о животных тоже существуют.

— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.

— О каких животных вы прочитали? (О кошке и жаворонке.)

— Что вас удивило? Что особенно понравилось, запомнилось? (Ответы детей.)

(Далее учащиеся читают рассказ «Солнышко» в книге «Зеленые страницы», обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы учебника к рассказу (с. 75).)

— Придумайте сказочную историю о диком или домашнем животном.

(Учащиеся придумывают истории и рассказывают их друг другу. Затем желающие выступают перед классом.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что вы запомнили? Какие выводы сделали?

Человек - часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь - интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 26—27, в рамке).

2. Найти другие легенды о животных.

Дополнительный материал

Загадки

О домашних животных

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь.)

 

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует,

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова.)

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

 

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (Кошка.)

 

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик.)

 

По земле ходит — неба не видит,

Ничего не болит, а все стонет. (Свинья.)

 

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел.)

 

О диких животных

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь.)

 

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла. (Лиса.)

 

На овчарку он похож.

Что не зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

 

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик.)

 

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Жираф

Это самое высокое животное на земле. Высота его почти 6 м, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска светло-желтая с черными пятнами. Дикие жирафы живут в саваннах. (Саванна - это равнина в Африке, покрытая травой и одиноко растущими деревьями.)

Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы только ранним утром или вечером, когда спадет жара. Днем, спасаясь от зноя, стоят в тени деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если и ложатся отдохнуть, то ненадолго. Обычно у жирафа рождается один детеныш. Родится малыш, а через 15 мин уже на ножках стоит возле матери и пьет ее молоко.

Гепард

Это самый быстрый зверь на Земле. Ни лошадь, ни антилопа не обгонят его. И даже не всякий автомобиль. 112 км/ч — такая скорость нужна ему для охоты. Стиль охоты у гепарда свой, особенный, не кошачьего образца. С холма, с какого-нибудь возвышенного места высматривает гепард пасущихся газелей (зайцев тоже не оставляет без внимания). Наметив жертву, подползает — прямо стелется по земле. За 20—100 м до цели кидается в погоню, сразу же развивая поразительное ускорение: секунда — и 20 м позади! Догонит — бьет передними лапами, валит с ног Добычу и тут же вгрызается в ее горло. Не догонит на первых сотнях метров — не преследует больше ускользнувшую дичь. Возвращается снова на наблюдательный пункт обозревать окрестности, высматривать новые цели для резвой атаки.

Кролик

Кролики быстро растут, приносят много крольчат, но требуют пристального внимания и тщательного ухода. От домашнего кролика можно получить пух, равный по теплопроводности мериносовой шерсти: 350—700 г с каждого кролика пуховой породы (в год). Еще и навоз — лучшее удобрение для огородов, парников и садов. А после забоя кролик дает:

• диетическое мясо (в нем жиров и белков больше, чем в говядине, баранине и курятине);

• жир (по качеству и вкусу лучше, чем у всех убойных животных). С откормленного кролика снимают до 200—500 г жира;

• шкурки (основная масса их идет на подделки под дорогие меха). Но у некоторых пород мех и сам по себе очень хорош;

• шерсть (с линяющих кроликов или от сбривания с испорченных шкурок), из которой получаются отличные фетровые изделия;

• кожу (по мягкости, плотности и хорошей «потяжке» не уступает лучшим сортам замши, лайки и шевро);

• кишки (идут на изготовление струн для музыкальных инструментов);

• кровь (смешанная с отрубями — очень полезный корм для домашней птицы);

• клей (готовят его из обрезков кожи, из ушей, лапок и костей, употребляется в багетных мастерских для склеивания гипса с деревом, годится и для тонких столярных и картонажных работ).

Курица

Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты — мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообразных блюд. Курица-несушка дает в год 200—220 яиц. Кроме того, от них получают перо и пух.

Коза

У коз очень тонкий, легкий и теплый пух. А еще домашние козы дают молоко — очень ценный и лечебный продукт. Козы неприхотливы и очень выносливы. Коза умна, своенравна, проказлива, ловка (по лестнице может забраться на крышу дома, даже на развесистое дерево, у которого ветки невысоко над землей растут). Коза приносит одного-двух, а некоторые — пятерых козлят. Живут козы до 9—17 лет. От них человек получает молоко, мясо, шерсть, пух и кожу. Кожу выделывают в дорогие сорта: шевро, хром, лайку. Шерсть коз упруга, прочна, идет на производство костюмных ворсистых тканей, ковров и трикотажа.

Свинья

Считается, что свинья — второе после собаки одомашненное животное. Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает отличным обонянием и хорошо чует постоянно ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. И еще она хорошо плавает.

Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Свиньи — существа всеядные. Их кормят кукурузными початками и зерном, вареным картофелем, свеклой, репой, дают молодую траву, сено бобовых растений. Если на луговом пастбище свинье попадутся полевая мышь, улитка, грибы, она съест и это. Даже ядовитую гадюку и ту затопчет ногами и съест.

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa

Похожие статьи:

Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир

Загадки о земле для 2 класса с ответами

Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Рассказ про незабудку, 1-2 класс

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!