Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Что такое погода. Школа России
Урок окружающего мира для 2 класса. Тема «Что такое погода». УМК А.А. Плешакова
Цели: дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде; составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Проверка заданий в рабочей тетради.)
2. Викторина
1. Человек заболел. Он говорит: «У меня жар». Это значит, что у него поднялась... (температура).
2. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, тела человека. (Термометр.)
3. Граница между теплом и холодом, на термометре обозначена цифрой... (0).
4. Температуру тела человека измеряет... (медицинский) термометр.
5. Пластинка с делениями. (Шкала.)
6. Одно деление обозначает... (градус).
7. Число градусов тепла записывается со знаком... («плюс»),
8. Число градусов холода записывается со знаком... («минус»),
9. Отсчет градусов мороза ведут от нуля... (вниз).
(Можно использовать КИМы (тест 6, с. 12).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте, о чем идет речь, и вы узнаете тему урока. Бывает холодная и жаркая, бывает сухая и дождливая, а еще морозная и капризная. Догадались? Ну, конечно, это... (погода). (Учитель открывает на доске слово «погода».)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О погоде.)
— Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Что такое погода.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте первые два вопроса на с. 32. Как вы ответите на них? (Ответы детей.)
— Прочитайте текст.
— А теперь прочитайте вопросы внизу с. 32. Попробуйте порассуждать об этом.
(Обсуждение. Желающие ученики высказывают свое мнение.)
— Проверьте, правильно ли вы думаете. Прочитайте текст на с. 33.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 12).
— Так что же такое погода?
— Вспомните, о чем вы прочитали в учебнике, и допишите определение.
№2 (с. 12).
(Самостоятельное выполнение.)
3. Работа в парах
— Самостоятельно составьте план рассказа о погодных явлениях и расскажите о них своему соседу по парте, основываясь на своих наблюдениях.
План
1. Температура.
2. Облачность.
3. Осадки.
4. Ветер.
4. Работа с научным дневником
С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за погодой. Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего Землю, его нагреванием и охлаждением. Погода играет исключительно важную роль в нашей повседневной жизни. Не зная прогноза погоды, мы не сможем правильно одеться, прежде чем выйти на улицу.
— Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.
Облачность — скопление облаков.
Ясно — в течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе отдельные небольшие облака.
Переменная облачность — солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.
Пасмурно — все небо в течение дня покрыто облаками, солнца не видно весь день.
Осадки — это дождь и снег.
Дождь — вид атмосферных осадков в виде водяных капель или струй.
Снег — атмосферные осадки в виде белых пушинок.
Гроза — дождь, сопровождающийся громом и молнией.
Молния — гигантский искровой разряд.
Ветер - перемещение воздушных масс, обозначается стрелкой. Если ветра нет, то стрелка не ставится.
(Учащиеся рассматривают условные обозначения и учатся правильно их рисовать. Можно на доске показать графические изображения природных и погодных явлений.)
V. Физкультминутка
— Помашите мне рукой те, кто сегодня чистил зубы.
— Присядьте те, кто всегда помогает маме.
— Подпрыгните пять раз те, кто сам убирает за собой игрушки.
— Похлопайте в ладоши те, кто любит ходить в школу.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Можно ли измерить температуру без термометра, например, собственной рукой? (Нет.)
Правильно, нельзя, так как тепло и холод каждый человек ощущает по-своему.
Предсказать же погоду можно по народным приметам. Вот некоторые из них.
• Осенью муравьиные кучи высокие — зима будет суровой.
• Если осиновые листья ложатся на землю наружной стороной вверх или не полностью опадают — будет суровая зима, если сверху оказывается обратная сторона листа — жди теплую зиму, а если и та и другая — умеренную.
• Если стебель камыша изнутри липкий — жди долгую и суровую зиму.
• Гуси полетели — скоро быть снегу.
• Если сентябрь холодный — в марте сойдет снег.
• Осенью гусь летит — к дождю, а лебедь — к снегу.
— А еще о народных приметах вы можете узнать в учебнике на с. 35.
(Учащиеся читают и обсуждают народные приметы.)
— О том, как ученые научились предсказывать погоду, вы узнаете, прочитав текст на с. 34.
— Какие вопросы можно задать по этому тексту? (Учащиеся задают друг другу вопросы по тексту и отвечают
— Для чего нужны прогнозы погоды? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
Викторина
1. Неизвестно, где живет,
Налетит — деревья гнет,
Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
2. Ее узнать поможет нам термометр. (Температура.)
3. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза.)
4. От количества облаков на небе зависит... (облачность).
5. Снег, дождь, град — это... (осадки).
6. Небо чистое, солнечно. Мы говорим:... (ясно).
7. Наука о погоде. (Метеорология.)
8. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют... (погодой).
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Проверьте, все ли учебные задачи урока мы выполнили.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 33—35.
2. В течение недели вести наблюдения за погодой и фиксировать результаты наблюдений в научном дневнике.
3. Составить сборник народных примет своего края о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.
Дополнительный материал
Задание «Сделай флюгер»
Инструмент для определения скорости ветра — это анемометр. А флюгер показывает нам направление ветра. Флюгер можно сделать с помощью взрослых. Скрепите две деревянные планки в форме креста, к каждому концу приклейте пластмассовый стаканчик, один стаканчик покрасьте яркой краской. Сделайте отверстие в центре креста и вставьте в него твердый стержень. Один конец стержня вставьте в бамбуковую палку, воткнутую в землю. В ветреный день сосчитайте, сколько оборотов совершит окрашенный стаканчик за 30 с. Сделайте то же самое в другой день и сравните результаты. На вершину стержня можно прикрепить флюгер, сделанный из легкого дерева.
Опыт «Измерение количества дождя»
Дождемер — это специальный инструмент для измерения количества выпавшего дождя. Чтобы его сделать, срежьте верхушку пластиковой бутылки и вставьте ее горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой поверхности бутылки прикрепите линейку — она и будет вашим измерительным прибором. На открытом месте сделайте ямку в почве и поставьте туда дождемер так, чтобы его верхняя часть возвышалась над землей. Выясните, какое количество дождя выпадает за день или за неделю в той местности, где вы живете.
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Похожие статьи:
Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир
Рассказ про фиалку для 1-2 класса
Рассказ про незабудку, 1-2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!