Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь природе другом. Школа России. ФГОС
План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». УМК А.А. Плешакова
Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта.
Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе.
Оборудование: у учащихся - цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Кто быстрее назовет ответ?»
• Копытное животное, родственник коровы — живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (Зубр.)
• Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.)
• Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.)
• Журавль с белым оперением. (Стерх.)
• Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.)
• Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.)
2. Проверка домашнего задания
— О каком редком растении или животном нашего края вы узнали? Какими источниками информации пользовались? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 22, с. 31).)
III. Самоопределение к деятельности
— Выберите правильный ответ.
1. К каким последствиям может привести полное исчезновение бабочек?
а) станет больше цветковых растений;
б) станет меньше цветковых растений; +
в) станет меньше птиц; +
г) станет больше птиц.
2. К каким последствиям может привести исчезновение лягушек?
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше комаров и мошек; +
в) станет меньше цапель и аистов, +
г) станет больше цапель и аистов.
— Закончите предложения-правила.
1. Не будем... (срывать).
2. Не будем... (ломать).
3. Не будем... (обижать).
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Об охране природы.)
— Прочитайте тему урока на с. 92 учебника. (Будь природе другом.)
— Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Выполнение заданий на с. 92—93. Знакомство с правилами друзей природы.)
2. Творческое задание
— Придумайте и нарисуйте свои экологические знаки.
3. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 35).
(Самостоятельное выполнение.)
4. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»
— Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.
1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко);
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков).
2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца (3 очка);
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков);
в) буду наблюдать издали (1 очко).
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков);
б) расспрошу об этом учительницу (2 очка);
в) не пойду (1 очко).
4. После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 очко);
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков);
в) закопал бы в землю (3 очка).
5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы?
а) почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка);
б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко);
в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очков). Ключ к тесту
5 — 11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать побольше.
11 — 18 очков — ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.
19 — 25 очков — ты, наверное, любишь природу — это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
V. Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих — и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Сидел в траве кузнечик...» Ю. Аракчеева на с. 94—95 учебника.
— Что вас насторожило в тексте?
— Какой момент показался самым интересным?
— Какой вывод вы сделали?
— Для чего мы прочитали этот текст?
— Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях.
— Дома выполните рисунок «Мир глазами кузнечика».
— Прочитайте текст на с. 96—97. Рассмотрите рисунки.
— Над каким проектом мы начинаем работать? (Красная книга или Возьмем под защиту.)
(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему, учащиеся распределяют обязанности.) Примерные темы
1. Божья коровка.
2. Мать-и-мачеха.
3. Их надо спасти.
4. Почему их осталось мало?
5. Природа в опасности. И т. д.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 95, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Как вы считаете, нужно ли об этом говорить? Почему?
— Какие выводы вы сделали? О чем расскажете дома родителям?
— Какие правила вы будете соблюдать?
Домашнее задание
1. Выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика».
2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 35).
3. Начать работу над проектом.
Дополнительный материал
Экскурсия в лес
Мы идем в гости в лес. А зачем? Да мало ли зачем: чтобы услышать пение птиц, увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса. Но не забывайте: мы — в гостях! В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним некоторые из них.
Ситуация «На распутье»
Человек стоит у кромки леса, оглядывается и выбирает, куда идти. Решение принято, и он (один или с друзьями) начинает свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Но стоп! Что-то он сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут!
— Заметили ли вы допущенную ошибку? (Учащиеся затрудняются с ответом.)
Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, тысяча — пустыню».
— Теперь вам понятно, какую ошибку совершил гость природы? (Ответы детей.)
Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые страдают от подобных гостей. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.
— Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера? (Не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!)
Ситуация «Шум в лесу»
Человек любит слушать музыку и взял с собой в лес магнитофон. Он идет по лесу, а музыка гремит. Как хорошо!
— А хорошо ли? Почему? {Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.)
— Сформулируйте правило. (Не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума.)
Ситуация «Лесные зверята и птицы»
Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек — искать укромные места, особенно весной и в начале лета. Весной и ранним летом в лесу много молодняка: здоровые и симпатичные птенцы, маленькие и пушистые зайчата, крошки ежата. Вот письмо одной девочки: «В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер...» Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно найти животное в его собственном доме? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг — это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.
Запомните: красть у природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит, не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, — это самое настоящее хищение природных богатств. Под влиянием человека площадь лесов сокращается и мест для обитания животных становится меньше. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.
Ситуация «Муравейник»
На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней был лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
— Ой, какая высокая куча! — удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
— Великая беда пришла в лес, — сказал он.
— Где беда? У кого?
— Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное с великим трудом.
— Где враг? — оглядывается Игорь. — Где же враг?
— Да тут он, рядом...
— Кто же он, ребята? (Ответы детей.) /
Муравейники гибнут при лесоразработках. Разоряют их и бездельники, которым хочется посмотреть на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны и медведи...
Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять!
— Отгадайте загадку: на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Предположения детей.)
Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов — муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.
— Сформулируйте правило. (Не разоряй муравейники!)
Ситуация «По грибы»
Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.
— Зачем ты это делаешь? — спросил дед.
— Они же несъедобные, поганки! — ответил Игорь.
— Прав ли он? (Ответы детей.)
Давайте вспомним правила сбора грибов: не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые.
Ситуация «Привал в лесу»
Туристы долго ходил по лесу и проголодались. Хорошо бы пообедать. Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке.
(Учитель показывает рисунок на ватмане.)
На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнули! Сами-то отдохнули, а сколько вреда принесли лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустили! И еще посмотрите, какую «память» о своем походе оставил один из отдыхающих — сделал надпись ножом на белоствольной коре березы: «Здесь был Вова!» А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.
— А если бы вам пришлось отдохнуть на лесной поляне, как бы вы организовали свой бивак? (Ответы детей.)
— Как правильно разжечь костер? (Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно на место и хорошо полить.)
— Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, которые фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы.)
Ситуация «Букет цветов»
Всем очень нравятся букетики лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконниках или в вазе на столе. Но нужны мера и вкус в их сборе.
— Как вы это понимаете: мера и вкус? (Ответы детей.)
Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас лето,
— Когда же лучше собирать букет лесных и луговых цветов: в начале прогулки или по пути домой? Почему?
— Какие цветы можно собирать: самые крупные и яркие или те, что только начинают распускаться? (Ответы детей.)
Но помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полянах из-за бездумного сбора — сорванные для букетов лесные цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь любоваться ими в природе, а не рвать, а потом выбрасывать охапками по дороге домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен!
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!»,
Нам казалось все мало, все мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Е. Карасев
— Сформулируйте правило. (Не рви зря цветы!)
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Похожие статьи:
Загадки о земле для 2 класса с ответами
Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир
Рассказ про незабудку, 1-2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!