Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру, 2 класс
Конспект урока для 2 класса на тему: «Откуда есть пошла фамилия». Русский язык и окружающий мир
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей образования фамилий; научить писать большую букву в фамилиях людей;
- развивать умения и навыки учащихся в определении фамилий и написании их с заглавной буквы, расположении фамилий в алфавитном порядке; развивать речь, внимание;
- воспитывать уважение к своей фамилии и гордость ею; аккуратность ведения записей, трудолюбие.
Оборудование: плакат с изображением корабля и маяка, схема-опора орфограммы, карточки, видео- и аудиозапись, «Этимологический словарь».
Ход урока
I. Организация класса.
В записи звучит шум моря.
Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь-дорогу,
До клада тайного дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Опасности нас ждут,
Но знанья, дружба, память, ум
К победе приведут!
Мы отправляемся в путь по Океану знаний на замечательном, надежном корабле. Свидетельством тому, что наш корабль не потеряется в бескрайних морских просторах, должен будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце путешествия. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем сегодня на уроке. Итак, чтобы маяк засверкал, нам нужно быть находчивыми, умелыми, внимательными, инициативными.
Демонстрируется плакат с кораблем и маяком.
II. Актуализация опорных знаний. Формулировка темы и целей урока.
1. Минутка чистописания.
- Назовите слоги и буквосочетания.
На доске: Уш Се Кру
- Где можно встретить эти буквосочетания? Запишите каждый слог по одному разу.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Ушаков Седов Крузенштерн
- Что они обозначают? Правильно, это фамилии известных русских мореплавателей. Запишите их в тетради.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Чему будем учиться на уроке?
2. Словарная работа.
- Всегда ли у людей были фамилии?
- Что означает слово фамилия? (На доску вывешивается карточка со словом «фамилия».)
- Об этом нам расскажет тот из вас, кто нашел значение этого слова в «Этимологическом словаре».
Фамилия.
1. Наследуемое семейное наименование.
2. То же, что и семья.
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Запомните правописание этого слова.
- Подберите к слову фамилия однокоренное слово, обозначающее признак предмета (фамильный). Выделите корень.
- Дополните предложение и запишите его.
На доске: Моя фамилия...
- С какой буквы вы написали фамилию?
- Как вы думаете, почему фамилии пишутся с большой буквы?
III. Ознакомление с новым материалом.
1.Беседа о фамилиях.
- Кто из вас знает значение! своей фамилии? (Это задание дается учащимся накануне урока: узнать историю своей фамилии.)
Рассказ о появлении фамилий
А знаете ли вы, что еще лет 200 назад у большинства людей и фамилий-то не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров - это были сыновья Петра, Ивана, Александра.
Какая фамилия была у Ивана Грозного?
Оказывается, когда жил великий князь всея Руси, потом ставший русским царем Иваном IV, у русских людей не было фамилий. Вот как в XVI в. называли людей: «Князь Данило княж Юрьев сын Меньшого Ушатого; Угрим Львов сын Выродков».
В XVI—XVIII вв. вводится единая трехчинная система наименований (имя, фамилия, отчество).
- Давайте придумаем фамилии от имени Петя (Петров, Петухов, Петрушкин, Петрухин и т. д.).
- Запишите эти фамилии. Вспомните, какая орфограмма в этих словах.
- Как пишутся фамилии людей? Почему?
Вывод. Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова (вывешивается схема- опора орфограммы.)
Физкультминутка
- Приготовиться к отплытию.
- Есть приготовиться к отплытию!
(Руки подняли вверх.)
- Контакт.
- Есть контакт!
(Согнули руки перед собой.)
- Завести моторы.
- Есть завести моторы!
(Крутят руками.)
2. Первичное закрепление.
- А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилии получились бы... (Белов, Беликов, Беликов, Беляков.)
- Если у человека была борода, какие фамилии ему могли присвоить? (Бородин, Бородов, Бородулин.)
- А если у мужчины не было бороды, он мог бы иметь фамилию... (Безбородов.)
- Кто из вас знает, как еще могли образовываться фамилии? Например Ткачёв.
- Некоторые фамилии возникли от названия профессий. Приведите примеры. (Кузнецов, Плотников, Столяров, Гончаров.)
- Другие произошли от названия места жительства... (Москвин, Костромин, Костромитин.)
- Есть фамилии, в основе которых названия животных, растений. (Кошкин, Львов, Волков, Колокольчиков, Ромашин и т. д.)
- Запишите в тетради по две фамилии, образованные от разных названий, понятий.
- Кто может объяснить, как образовалась одна очень знаменитая фамилия? Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».
Демонстрируется фрагмент, где кот произносит свою фамилию.
- Кто из вас догадался, почему у кота такая фамилия?
- Поднимите руку, кто читал книгу Э. Успенского «Дядя Федор, пёс и кот».
- Как автор объясняет появление этой фамилии?
Рассказ ученика.
3. Самостоятельная работа в группах.
На доске записаны фамилии: Серов, Антонов, Горемыкин, Борисов, Фролова, Бакин, Дубровин.
Задание 1-й группе. Запишите фамилии. Подчеркните большую букву.
Задание 2-й группе. Запишите эти же фамилии, расставив их в алфавитном порядке. Подчеркните орфограмму.
Задание 3-й группе. Спишите предложения, исправив ошибки в карточке. Подчеркните орфограмму.
Карточка
У меня есть друг саша Иванов. Таня любит стихи Александра Сергеевича Пушкина. Мы живём в городе камышине.
Коллективная проверка: объяснение написания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях.
- Наш урок подходит к концу. Встречались ли вам смешные фамилии? Как вы реагировали, услышав ее? Можно ли над этим хихикать?
- Послушайте басню С. Михалкова «Смешная фамилия».
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,
Пупков и Перепутов.
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный.
Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном - ослом он был
Ослом он и остался.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
- Что же главнее - фамилия или человек, который носит эту фамилию?
IV. Итог урока.
- Над какой орфограммой мы сегодня работали?
- Что запомнилось интересного, нового, необычного?
- Над чем надо еще поработать?
- А теперь зажжем огонь маяка. Подумайте, как вы сегодня поработали на уроке. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных.
Учащимся предлагаются три смайлика (довольный, нейтральный и расстроенный)
Нет комментариев. Ваш будет первым!