Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру, 2 класс

Конспект урока для 2 класса на тему: «Откуда есть пошла фамилия». Русский язык и окружающий мир

Цели урока:

- познакомить учащихся с историей образования фамилий; научить писать большую букву в фамилиях людей;

- развивать умения и навыки учащихся в определении фамилий и написании их с заглавной буквы, расположении фамилий в алфавитном порядке; развивать речь, внимание;

- воспитывать уважение к своей фамилии и гордость ею; аккуратность ведения записей, трудолюбие.

Оборудование: плакат с изображением корабля и маяка, схема-опора орфограммы, карточки, видео- и аудиозапись, «Этимологический словарь».

Ход урока

I. Организация класса.

В записи звучит шум моря.

Я предлагаю вам пойти

Со мною в путь-дорогу,

До клада тайного дойти

Осталось нам немного.

Сегодня снова на пути

Опасности нас ждут,

Но знанья, дружба, память, ум

К победе приведут!

Мы отправляемся в путь по Океану знаний на замечательном, надежном корабле. Свидетельством тому, что наш корабль не потеряется в бескрайних морских просторах, должен будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце путешествия. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем сегодня на уроке. Итак, чтобы маяк засверкал, нам нужно быть находчивыми, умелыми, внимательными, инициативными.

Демонстрируется плакат с кораблем и маяком.

II. Актуализация опорных знаний. Формулировка темы и целей урока.

1. Минутка чистописания.

- Назовите слоги и буквосочетания.

На доске: Уш Се Кру

- Где можно встретить эти буквосочетания? Запишите каждый слог по одному разу.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

Ушаков Седов Крузенштерн

- Что они обозначают? Правильно, это фамилии известных русских мореплавателей. Запишите их в тетради.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Чему будем учиться на уроке?

2. Словарная работа.

- Всегда ли у людей были фамилии?

- Что означает слово фамилия? (На доску вывешивается карточка со словом «фамилия».)

- Об этом нам расскажет тот из вас, кто нашел значение этого слова в «Этимологическом словаре».

Фамилия.

1. Наследуемое семейное наименование.

2. То же, что и семья.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Запомните правописание этого слова.

- Подберите к слову фамилия однокоренное слово, обозначающее признак предмета (фамильный). Выделите корень.

- Дополните предложение и запишите его.

На доске: Моя фамилия...

- С какой буквы вы написали фамилию?

- Как вы думаете, почему фамилии пишутся с большой буквы?

III. Ознакомление с новым материалом.

1.Беседа о фамилиях.

- Кто из вас знает значение! своей фамилии? (Это задание дается учащимся накануне урока: узнать историю своей фамилии.)

Рассказ о появлении фамилий

А знаете ли вы, что еще лет 200 назад у большинства людей и фамилий-то не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров - это были сыновья Петра, Ивана, Александра.

Какая фамилия была у Ивана Грозного?

Оказывается, когда жил великий князь всея Руси, потом ставший русским царем Иваном IV, у русских людей не было фамилий. Вот как в XVI в. называли людей: «Князь Данило княж Юрьев сын Меньшого Ушатого; Угрим Львов сын Выродков».

В XVI—XVIII вв. вводится единая трехчинная система наименований (имя, фамилия, отчество).

- Давайте придумаем фамилии от имени Петя (Петров, Петухов, Петрушкин, Петрухин и т. д.).

- Запишите эти фамилии. Вспомните, какая орфограмма в этих словах.

- Как пишутся фамилии людей? Почему?

Вывод. Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова (вывешивается схема- опора орфограммы.)

Физкультминутка

- Приготовиться к отплытию.

- Есть приготовиться к отплытию!

(Руки подняли вверх.)

- Контакт.

- Есть контакт!

(Согнули руки перед собой.)

- Завести моторы.

- Есть завести моторы!

(Крутят руками.)

2. Первичное закрепление.

- А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилии получились бы... (Белов, Беликов, Беликов, Беляков.)

- Если у человека была борода, какие фамилии ему могли присвоить? (Бородин, Бородов, Бородулин.)

- А если у мужчины не было бороды, он мог бы иметь фамилию... (Безбородов.)

- Кто из вас знает, как еще могли образовываться фамилии? Например Ткачёв.

- Некоторые фамилии возникли от названия профессий. Приведите примеры. (Кузнецов, Плотников, Столяров, Гончаров.)

- Другие произошли от названия места жительства... (Москвин, Костромин, Костромитин.)

- Есть фамилии, в основе которых названия животных, растений. (Кошкин, Львов, Волков, Колокольчиков, Ромашин и т. д.)

- Запишите в тетради по две фамилии, образованные от разных названий, понятий.

- Кто может объяснить, как образовалась одна очень знаменитая фамилия? Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».

Демонстрируется фрагмент, где кот произносит свою фамилию.

- Кто из вас догадался, почему у кота такая фамилия?

- Поднимите руку, кто читал книгу Э. Успенского «Дядя Федор, пёс и кот».

- Как автор объясняет появление этой фамилии?

Рассказ ученика.

3. Самостоятельная работа в группах.

На доске записаны фамилии: Серов, Антонов, Горемыкин, Борисов, Фролова, Бакин, Дубровин.

Задание 1-й группе. Запишите фамилии. Подчеркните большую букву.

Задание 2-й группе. Запишите эти же фамилии, расставив их в алфавитном порядке. Подчеркните орфограмму.

Задание 3-й группе. Спишите предложения, исправив ошибки в карточке. Подчеркните орфограмму.

Карточка

У меня есть друг саша Иванов. Таня любит стихи Александра Сергеевича Пушкина. Мы живём в городе камышине.

Коллективная проверка: объяснение написания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях.

- Наш урок подходит к концу. Встречались ли вам смешные фамилии? Как вы реагировали, услышав ее? Можно ли над этим хихикать?

- Послушайте басню С. Михалкова «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном - ослом он был

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!

- Что же главнее - фамилия или человек, который носит эту фамилию?

IV. Итог урока.

- Над какой орфограммой мы сегодня работали?

- Что запомнилось интересного, нового, необычного?

- Над чем надо еще поработать?

- А теперь зажжем огонь маяка. Подумайте, как вы сегодня поработали на уроке. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных.

Учащимся предлагаются три смайлика (довольный, нейтральный и расстроенный)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!