Конспект занятия «Птицы леса» во внеурочной деятельности
Познавательное учебное занятие для детей «Птицы леса»
Цели: познакомить с птицами леса; вызвать интерес к живой природе; формировать эстетический вкус.
Оборудование: чучела птиц; картины; видеоряд «Птицы леса»; фонограмма.
Действующие лица
Учитель.
Дети.
Ход занятия
Стол уставлен чучелами птиц. На передней стене класса картины и плакаты с изображениями птиц. В аудиозаписи - шум леса.
Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с пернатыми друзьями леса - птицами. Но прежде предлагаю вам загадки:
• Невеличка-птичка скачет,
Все чирикает, не плачет.
Серый, шустренький такой,
Спит зимою под стрехой. (Воробей.)
• Кар-р! Кар-р! Кар-р!
Словно здесь горит пожар.
Во все горло кричит,
Чем подруг к себе манит. (Ворона.)
• Тук-тук-тук-тук!
Раздается стук вокруг.
Тук-тук-тук-тук!
Это леса первый друг. (Дятел.)
• Клювом шишку шелушит,
По елкам скачет и шуршит.
Он кричит «клё-клё-клё-клё»,
Шишку вижу далеко. (Клест.)
• В чужое гнездо
Подбрасывает яйцо.
Сама улетает,
И о яйце не вспоминает. (Кукушка.)
• Голова в берете черном.
Очень быстра и проворна.
Желтым брюшком мелькает,
Насекомых собирает. (Синица.)
• Красным яблоком мелькает,
Меж деревьев летает,
Сладкие ягоды собирает. (Снегирь.)
• Среди птиц он молодец,
Самый лучший певец.
День и ночь в роще поет,
Отдыхать душе дает. (Соловей.)
• По лесу летает,
Новости распространяет.
Все хлопочет и стрекочет,
Навестить всех очень хочет. (Сорока.)
• Днем в дупле спит,
Ночью на охоту летит. (Филин.)
Дети отгадывают загадки, находят изображение птицы на картине (плакате), показывают чучело птицы.
Учитель. Теперь вы должны рассказать о птицах, которых вы знаете. Что вы о них узнали?
1-й ученик. Трясогузка.
Это очень полезная птица. Уничтожает комаров, мух. Бегает быстро по земле. Увидев насекомое на листе или ветке, подпрыгивает или поднимается за ним в воздух и там настигает. Трясогузка очень доверчива. Может подпускать к себе человека на 3-5 шагов. Осенью большими стаями улетают в теплые страны.
В записи после рассказа звучит песня трясогузки.
2-й ученик. Большая синица.
Синички очень подвижны. Перебираясь с ветки на ветку, они обследуют все трещины, съедая насекомых, их личинки. На зиму они не улетают. Поселяются в скворечниках и синичниках. За день большая синица может съесть столько насекомых, сколько весит сама.
Прослушивание в записи голоса синички.
3-й ученик. Воробьи.
Стойко переносят холод. Когда воробью холодно, он прячет одну ногу в перышки брюшка, а на другой стоит. У воробьев мужского пола окраска серая с темными пятнами на спинке, на шейке - черное пятно. Самочки - серовато-бурые, без пятен.
Прослушивание в записи чириканья воробья.
4-й ученик. Большой пестрый дятел.
В лесу дятел ищет дерево с расщелиной и таскает туда еловые и сосновые шишки, достает из них семена.
Питаются дятлы и насекомыми, которые поселяются под корой дерева. Дятла называют лесным доктором. Долбит он дерево крепким клювом, упираясь хвостом в ствол дерева, цепко держась когтями до тех пор, пока не получится дупло.
Прослушивание в записи голоса дятла и его стука по дереву.
5-й ученик. Клест.
Клюв у клеста имеет интересную форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма позволяет птице ловко шелушить хвойные шишки, добывать вкусные семена.
Ростом клест со скворца. Есть клесты еловики и сосновики. Еловики любят еловые шишки, а сосновики - сосновые. Сорвав шишку, они цепко придерживают ее лапками, добывая семена.
Клесты вьют гнезда и высиживают птенцов. Мать сидит все время в гнезде, а отец кормит всю семью, отрыгивая кашку из хвойных семян. Птенцы стойко переносят зимний холод.
Прослушивание в записи голоса клестов.
6-й ученик. Ворона.
Вороны полевые и лесные жители. Когда трудно становится добывать корм, они летят поближе к жилью человека, питаясь остатками и отбросами пищи.
С наступлением весны вороны разлетаются по лесам, по рощам, вьют гнезда, выводят птенцов.
Прослушивание в записи карканья вороны.
7-й ученик. Сорока.
У сороки по бокам белые перышки, а голова, крылья, хвост - черные. Прямой длинный хвост напоминает стрелу. Хвост с зеленоватым отливом.
Сорока очень подвижная, суетливая птица.
Прослушивание в записи треска сороки.
8-й ученик. Сойки.
Еще не оденется лес листвой, а в нем можно услышать тихие приятные звуки. Это сойки поют и щебечут. Соек можно увидеть на лесных дорогах, на опушках. Когда увидит с дерева человека, переходят на резкий, неприятный крик. По этому крику звери и птицы узнают о близкой опасности.
В записи звучит пение и крик сойки.
9-й ученик. Жаворонок.
Ранней весной, когда еще лежит снег, слышится пение полевого жаворонка. Трепеща на солнышке крылышками, поднимаясь все выше и выше, поет жаворонок. Среди зеленеющих всходов делают свои гнезда жаворонки, выводят птенцов.
Прослушивание пения жаворонка.
10-й ученик. Зяблик.
Зяблики прилетают к нам в начале апреля. Гнездо птицы сделано изо мха, травинок. Снаружи оно покрыто листочками и корой того дерева, на котором зяблик свил гнездо. Птенцов родители выкармливают насекомыми. Сами же они зерноядные птицы. Очень много поедают зерна сорняков в лесу, на поле.
Прослушивание в записи пения зяблика.
11-й ученик. Соловей.
Среди певчих птиц является лидером. Перышки окрашены в бурый цвет, на брюшке переходят в белый. Большие выразительные глаза придают соловью особую прелесть.
Питается он только насекомыми. На зиму улетает в теплые края. Гнездо соловей вьет у земли в ветках кустарников. Живут на опушках леса, по берегам рек, по склону оврага, где есть кустарники.
Прослушивание в записи пения соловья.
Учитель. Какое чувство у вас вызывает пение соловья?
Дети (поочередно). Пение соловья вызывает чувство радости, мечтательности, хочется быть на природе, любить всех вокруг, хочется петь и танцевать.
Учитель. Я очень рад, что вы так много знаете о птицах. Отсюда можно сделать вывод: вы любите и цените природу; испытываете познавательный интерес; интересуетесь искусством, испытываете чувство эстетического наслаждения от пения птиц.
Дети. Рекламная пауза.
Выносят бумажные ленты с призывами: «Птицы - наши друзья!», «Птицы - украшение природы!», «Любите и оберегайте птиц!», «Не разоряйте птичьих гнезд!».
После этого просмотр видеоряда «Птицы нашего леса».
Автор: Юлия Aлeксaндрoвнa Вaкулeнкo
Похожие статьи:
Сценарий праздника «Папа, мама я - дружная семья» в начальной школе
Игры для группы продлённого дня в начальной школе
Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс
Библиотечный час в начальной школе
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Пусть всегда будет солнце!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!