Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения для 1 класса. Введение в содержание раздела «Люблю всё живое». В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». Л. Толстой «Пожарные собаки»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: «общение», «диалог»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты Е. Благининой, J1. Толстого, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Все на свете нужны
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
Б. Заходер
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Докажите, что все на свете друг другу нужны. (Ответы детей.)
— Прочитайте медленно жужжащим чтением.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с сердитой интонацией.
— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Подумайте, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)
— Сегодня на уроке мы начнем работать со второй частью учебника, откроем новый раздел, узнаем, как он называется.
IV. Работа по теме урока
— У вас в руках вторая часть учебника. Прочитайте его название. Кто его авторы?
— Ознакомьтесь с условными обозначениями. Что вы заметили? (Они такие же, как и в первой части.)
— Прочитаем обращение авторов в учебнике на с. 3.
(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)
— Почему авторы уверены, что у вас появилась потребность в чтении? (С книгой можно беседовать, как с мудрым учителем и верным другом.)
— К кому они обращаются? (К нам, ученикам.)
— Что делают писатели, сочиняя произведение? (Делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. Они заставляют задуматься над многими вопросами.)
— Что авторы считают самым главным? (Не быть равнодушными. Важно научиться сопереживать вместе с героями, огорчаться их неудачам, радоваться победам.)
— Пришло время узнать, как называется новый раздел. Прочитайте его название на с. 4. («Люблю все живое».)
— Какие понятия узнаем, изучая этот раздел? (Общение, диалог.)
— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
— Согласны ли вы с ними?
— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров.
— Что вы знаете о Красной книге?
Материал для учителя
Первое издание Красной книги Международного союза охраны природы (МСОП) вышло в свет в 1963 г. Это было пилотное издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и ученым. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.
Три тома второго издания книги вышли в 1966—1971 гг. Теперь у нее был «книжный» формат (21,0 х 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменен новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, ее рассылали по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным ученым. Количество видов, занесенных во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.
Постепенно Красная книга совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 г., были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие — географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен ее тираж.
Последнее, четвертое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 гг., включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счет успешной охраны, но и благодаря более точной информации, полученной в последние годы.
Работа над Красной книгой продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые ее листы.
— Сейчас мы будем знакомиться со стихотворением В. Лунина. Прочитайте его название в учебнике на с. 5. («Никого не обижай».)
— Подумайте и скажите, кого нельзя обижать.
— Прочитайте стихотворение.
— Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?
— Как бы вы озаглавили это произведение? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Материал для учителя
Виктор Владимирович Лунин (Левин) — детский поэт, писатель, переводчик. Выпустил больше тридцати книг стихов и прозы.
Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять еще в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 1970-х гг. Первая крохотная книжка-раскладушка «Подарки» на одно стихотворение вышла в издательстве «Малыш» в 1975 г. А первый настоящий поэтический сборник «Не наступите на слона» вышел в «Малыше» в 1978 г.
V. Физкультминутка
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте заголовок, рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем написала стихотворение Е. Благинина.
— Прочитаем его, проверим наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель).
— С чего начинается стихотворение?
— Что предположила девочка? Прочитайте.
— Найдите описание дня. Какой он был?
— Что девочка сделала дома?
— Прочитайте, каким стал котенок.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитаем в учебнике на с. 26 название рассказа Л. Толстого. («Пожарные собаки».)
— Что означает слово «быль»?
— Отчего бывает пожар? (Ответы детей.)
— Какие собаки бывают по служебному назначению? (Дети вспоминают и коротко рассказывают об их деятельности.)
Сегодня вы узнаете еще об одной работе наших самых верных помощников.
(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)
— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
— Как Боб спас двухлетнюю девочку?
— Как пожарные относились к собаке? Докажите свой ответ строчками рассказа.
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел учебника?
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
— Трудно ли вам было на уроке?
Домашнее задание
Найти в энциклопедии текст о собаках.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Русские народные сказки для 1 класса
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!