Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты»»
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Цели: познакомить учащихся с новыми произведениями раздела «Здравствуй, сказка!»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста, инсценировать ее; Развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; инсценировать сказку, читая ее по ролям; различать народную и литературную сказки.
Оборудование: выставка книг русских народных сказок, сборников сказок разных народов, текст речевой разминки, карточки с загадками, маски животных — героев сказки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Собирайтесь вокруг меня все —
Старушки, молодцы
И молодушки.
Садитесь — кто на шесток,
Кто на лавку, да не делайте
Давку!
— Какие слова непонятны?
Шесток: 1) площадка перед устьем русской печи; 2) жердочка, перекладина для ночевки птиц; насест.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, какие сказки вы любите читать? (Ответы детей.)
— Отгадайте загадки, которые я для вас приготовила.
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я что есть духу
На праздник без оглядки.
Кто я, угадай-ка!
Ну, конечно... (зайка).
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
— Как вы думаете, что может объединять этих животных? (Они из одной сказки.)
— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Предположите о чем она может быть. (Предположения детей.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 84 и прочитайте, сказку какого народа будем читать.
— Что вы знаете об этом народе?
Материал для учителя
Республика Ингушетия — республика (субъект) в составе Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Столица — город Магас. Граничит: на западе — с Северной Осетией, на востоке — с Чеченской Республикой, на юге — с Грузией (с краем Мцхета-Мтианети).
Самая молодая республика Российской Федерации; образована 4 июня 1992 г.
Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши — от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса -ети, что вместе означает «место, где живут ингуши».
— Прочитаем сказку.
(Чтение и вопросы и задания после прочтения.)
— О чем поспорили заяц и черепаха?
— Почему заяц не побежал, а остался лежать под кустом?
— Как же так получилось, что черепаха победила в этом споре?
— Найдите и прочитайте строчки, в которых заключена главная мысль сказки.
— Прочитайте сказку выразительно.
V. Физкультминутка
Утро
В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. (Наклоняют голову набок, подкладывая руки под щеку.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять раз. (Хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться. (Показывают.) Одевшись, идут к крану мыться. (Показывают, как чистят зубы, моют руки, лицо, шею.) Потом идут к столу завтракать. (Показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят.) Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на работу. Гудит гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у-у!»)
Загудели, заработали моторы огромных машин. (Имитируют звук машин: «Дз-у, дз-у».) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Движениями соединенных рук показывают, как движутся пилы.) Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски.) Слышен гудок паровоза. (Гудят: «У-у-у-у!») Он медленно приближается к складу. (Подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...») Распиленные бревна грузят в вагоны. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» повторяют движения, имитирующие погрузку.)
На заводе опять гудит гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у!») Пора обедать.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте название следующей сказки на с. 86.
— В каких случаях так говорят: сами виноваты?
— Что вы заметили? (У этой сказки есть автор — С. Михалков.) (Чтение сказки и вопросы и задания после прочтения.)
— С чего начинается сказка?
— Какими предстают перед нами Заяц и Зайчиха в начале сказки? (Трудолюбивыми. Они построили себе домик, все вокруг прибрали, расчистили и размели.)
— Что они не захотели сделать?
— Найдите и прочитайте отрывки о том, что камень действительно им мешал.
(Выборочное чтение.)
— Чем закончилась сказка?
— Подумайте и скажите, что здесь сказочного, а что могло бы быть на самом деле.
— Какую важную мысль хотел донести до нас автор?
— Поиграем в театр. Кто нам нужен? (Режиссер и актеры.)
— Выберем режиссера. Определим, сколько действующих лиц должно быть в нашем спектакле.
(Дети выбирают режиссера. Роли: Заяц, Зайчиха, Михаил Иванович.)
— Какие должны быть декорации? Как должны выглядеть зайцы — сказочные герои?
— С какой интонацией следует читать слова Зайца и Зайчихи? (Игра в театр.)
VII. Рефлексия
— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?
— Были ли трудности? Какие?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется раздел, который мы изучаем?
— Какие произведения читали на уроке? Кто их автор?
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Выполнить задание в творческой тетради на с. 44—45: сочинить сказку.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Артюхова «Саша-дразнилка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!