Как оформить паспорт школьного проекта
Как составить паспорт проекта?
Проекты, которые используются в рамках образовательного учреждения, должны иметь определенные характеристики, которые составляют методический паспорт учебного проекта.
Любой проект приобретает неповторимое, личностное при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться для получения ожидаемого успеха.
Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта можно сделать по определённой схеме, которая позволит проводить сравнение учебных проектов и их классификацию, правильно оценивать свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой может быть методический паспорт.
Методический паспорт - схема методического описания учебного проекта. С ним необходимо познакомиться, когда собираешься использовать какой-либо проект и решаешь, насколько он подходит для конкретных педагогических задач в работе с данными детьми.
Методический паспорт необходимо использовать тем педагогам, кто разработал свой проект и хотел бы предложить его коллегам. Схема описания проекта может быть в виде методического паспорта. Многие позиции в нём будут более понятными, если представить ход осуществления проекта в соответствии с методикой осуществления учебного проекта.
Методический паспорт учебного проекта
1. Название проекта. Название проекту дает автор при его разработке (например, «Кислотные дожди», «Сколько стоят выходные в моем городе?», «Лицо города»).
2. Ф.И.О. - фамилия, имя и отчество разработчика учебного проекта.
3. Название образовательного учреждения - название и номер образовательного учреждения.
4. Год разработки учебного проекта.
5. Опыт использования (степень распространения):
- проводился один раз в одном классе или с одной группой детей;
- в нескольких классах или с несколькими группами детей;
- в ряде школ - номера школ.
6. Проблемная ситуация - описание ситуации, содержащей проблему и условия.
7. Проблема проекта - в основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации.
8. Цель - цель вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она есть результат как способ(ы) решения проблемы.
9. Задачи - этапы - способы решения - определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом.
10. Форма организации детей:
- индивидуальная работа;
- парная работа;
- групповая работа;
11. Ведущая деятельность:
- поисковый;
- исследовательский;
- имитационный;
- конструирующий;
- творческий;
- другое.
12. Сфера применения результатов:
- экологический;
- страноведческий;
- социологический;
- краеведческий;
- этнографический;
- лингвистический;
- культурологический;
- экономический;
- шоу-бизнеса;
- другое.
13. Используемые технологии:
- мультимедиа;
- телекоммуникация;
- театрализация;
- бумагопластика;
- лоскутная мозаика;
-другое.
14. Форма продуктов проектной деятельности:
- Web-сайт;
- анализ данных социологического опроса;
- атлас, карта;
- видеофильм;
- газета, журнал;
- мультимедийная презентация;
- стендовый доклад;
- групповой или личный отчет проектантов;
- другое.
15. Способ объединения результатов на презентации:
- мозаика;
- конференция;
- саммит;
- конкурс;
- состязание;
- концерт;
- отчет по результатам в любой форме;
- мероприятие;
- другое.
16. Виды презентации:
- издательский;
- инсценирующий;
- макетирующий;
- видеодемонстрирующий;
- компьютеродемонстрирующий;
- Интернетпредставительствующий;
- другое.
17. Класс или возраст детей.
18. Количество участников.
19. Предметная область. Основная предметная область и/или дополнительные предметные области.
20. Состав участников:
- индивидуальный;
- одноклассный;
- межклассный;
- разновозрастной;
- общешкольный;
- межшкольный;
- международный.
21. Характер координации. Явный/скрытый (для телекоммуникационных проектов).
22. Темы учебно-тематического плана предмета(ов).
23. Время работы. Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Проект должен иметь четкие временные рамки. Деление на краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный весьма условно. Укажите желательные сроки и тип продолжительности.
24. Цели обучения, развития, воспитания.
25. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений.
Для самостоятельной работы учащихся в проекте необходимы конкретные, заранее сформированные ЗУН и специфические умения проектировать (например, в проекте «Кислотные дожди» необходимые ЗУН - измерение кислотности жидкостей). Специфические умения - целеполагание.
26. Приращение в ЗУН и специфических умениях - знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом (например, в проекте «Кислотные дожди» возможным приращением будет нанесение данных исследования на карту и обобщение результатов по региону, а приращение в специфических умениях - рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности).
27. Режим работы (организационная форма):
- урочный;
- внеурочный;
- урочно-внеурочный;
- внешкольный.
28. Техническое оснащение - такое материально-техническое обеспечение, без которого не получилось бы проведения собственно поисковой и исследовательской работы в проекте.
29. Учебно-методическое оснащение - учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь» и обучающие программы для самостоятельной работы учащихся.
30. Информационное оснащение - средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, аудио и видео).
31. Кадровое оснащение - дополнительно привлекаемые специалисты.
32. Комментарий.
Примечание. В каждом образовательном учреждении может быть принята своя форма паспорта проекта. Это может быть более подробное описание или более сжатое, но в основных вопросах существенной разницы не будет.
Далее представлены паспорта проектов, успешно реализованных в рамках конкретного образовательного учреждения. Возможно, они будут полезны при организации проектной деятельности в любом другом образовательном учреждении.
Проект «Рождение слова, языковая система и история азбуки»
Авторы проекта (фамилия, имя учащихся).
Образовательное учреждение (наименование образовательного учреждения).
Координаторы проекта (фамилии учителей, их специальность).
Класс 7-8.
Вид проекта: исследовательский, среднесрочный, межпредметный.
Цель проекта: изучение проблемы общественной природы языка, закономерностей его развития; становления русской письменности.
Задачи проекта: формирование навыков изложения в научно-учебном стиле собственно-научной речи; подготовка презентации проекта как научно-познавательного открытия.
В паспортах проектов, приведенных далее, отсутствуют строки об авторах и координаторах проекта, а также о наименовании образовательного учреждения. В случае необходимости их можно внести по аналогии с данным паспортом.
Проблема: падение интереса к истории развития языка, его культурологическому значению.
Основные методы проектирования: сопоставительный анализ, социологический опрос, коммуникативное взаимодействие в информационном поле.
Содержание проекта: ученые-языковеды и их теории возникновения языка, языковая система (виды письма), зарождение русского слова, появление азбуки, современное состояние активного пласта русского языка.
Продукт проекта: научно-исследовательская работа.
Форма презентации: мультимедийная, стендовая.
Проект «Играем па здоровье»
Вид проекта: информационный, исследовательский.
Проблема: современные школьники много учатся и сильно устают, мало имеют свободного времени для отдыха и игр.
Цели:
- обратить внимание учащихся на проблему сохранения своего здоровья;
- придумать, как организовать здоровый отдых учащихся на переменах;
- познакомить ребят с новыми играми.
Содержание:
- проведение рекламы проекта, анкетирование участников.
- проведение «спокойных» игр, в которые надо играть после физкультуры;
- проведение «активных» игр, в которые надо играть после математики, русского языка и других предметов, требующих сидеть за партой;
- повторное анкетирование участников, анализ результатов.
Исследование:
- какие игры для младших школьников пригодны для использования на переменах;
- какие из них интересны;
- какие навыки приобретаются во время этих игр.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- выяснено, какие из игр интересны и полезны для использования на школьных переменах;
- составлены приложения с описанием игр, считалок.
Проект «Обойдемся без докторов. Вылечи себя сам»
Учебный предмет: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности.
Класс: 2.
Проблема: как сохранить свое здоровье и самостоятельно помочь себе при болезни без помощи лекарств.
Вид проекта: информационный.
Цель: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, обучение средствам самопомощи, пропаганда здорового образа жизни.
Содержание:
- лечебные свойства пищевых продуктов;
- лечебные свойства цвета;
- лечебные свойства музыки;
- лечебные свойства смеха;
- лечебные свойства гимнастики;
- лечебные свойства массажа.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- обучили учащихся способам профилактики различных заболеваний и эффективным методам лечения болезней без помощи лекарств;
- создали карманный справочник способов борьбы с болезнями и их профилактики без лекарств и докторов;
- сформировали в сознании учащихся уверенность в собственных возможностях по оздоровлению своего организма.
Проект «...И глаза «скажут» спасибо»
Учебный предмет: окружающий мир.
Вид проекта: информационный, исследовательский.
Класс: 3.
Проблема: у многих школьников портится зрение. Почему это происходит?
Цель:
- обратить внимание ребят на проблему сохранения своего здоровья;
- подобрать полезные и интересные упражнения и игры для сохранения своего зрения.
Содержание:
- почему портится зрение;
- как устроены наши глаза;
- какие бывают нарушения зрения;
- можно ли зрение исправить и сохранить;
- зачем идти к окулисту, если ничего не болит.
Исследование: выявление причин нарушения зрения и способов коррекции зрения.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- разработаны упражнения и игры для коррекции зрения;
- составлены рекомендации по чтению и режиму ношения очков.
Проект «В Англию с любовью!»
Учебный предмет: английский язык.
Вид проекта: информационный, исследовательский.
Класс: 9-10.
Проблема: как вести себя и что говорить в определённых ситуациях в Англии.
Цель: организовать поиск информации и провести исследование различных областей общения.
Содержание:
— особенности менталитета;
- английский юмор;
- недомолвки и условности;
- путешествия на поезде и автобусе (покупка билетов, тип билетов, цены, расписание);
- телефонные разговоры;
- на почте;
- покупки (очереди, торговые центры);
- неформальное общение;
- в гостях;
- в ресторане;
- деловые отношения;
- типичные ошибки;
- медицина (список терминов).
Исследование: типичные ошибки, связанные с влиянием родного языка.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- разработаны учебно-методические материалы для проведения уроков и внеклассных мероприятий;
- составлен гид-справочник культурно-языковых различий.
Проект «Физкультура на каждом уроке в начальной школе»
Учебный предмет: предметы начальной школы.
Класс: 4.
Вид проекта: исследовательский.
Проблема: есть ли такие физкультминутки, которые понравятся четвероклассникам?
Цель: организовать поиск физкультминуток и динамических пауз для учащихся 3-4 классов начальной школы.
Содержание:
- работа со специальной литературой;
- консультации у специалистов;
- проведение конкурса физкультминуток среди классов начальной школы;
- распределение найденных физкультминуток по возрастам; советы организаторам физкультминуток.
Исследование: поиск и апробирование физкультминуток, которые соответствовали бы учащимся 10-11 лет.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- оформлены результаты исследования;
- собраны советы специалистов;
- сформированы сборники физкультминуток для каждой параллели начальной школы;
- составлены рекомендации для организаторов физкультминуток.
Проект «История моей школы»
Учебные предметы: история, обществознание, краеведение, информатика.
Класс: 10.
Вид проекта: информационный, межпредметный.
Проблема: не зная прошлого, нельзя жить в настоящем.
Цель проекта:
- организовать поиск информации и провести исследование различных аспектов истории школы на основе консолидации и координации деятельности обучающихся, семьи, педагогов, общественности;
- воспитание уважения к традициям школы, формирование у подрастающего поколения гордости за свое учебное заведение.
Содержание: визитка образовательного учреждения; сведения об истории школы; сведения о директорах школы; первый педагогический коллектив и династии учителей; выпускники - гордость школы; традиции школы; достижения школы.
Исследования в рамках проекта:
- изучение архива школы;
- поисковая работа;
- опрос: «Нашу школу невозможно представить без...».
Форма презентации: мультимедийная презентация, папка с информационным материалом, памятный альбом, передвижная выставка.
Результативность: разработан учебно-методический материал для проведения внеклассных мероприятий: «История моей школы», оформлена передвижная выставка, собран материал для школьного музея.
Проект «Периодичность в природе»
Учебные предметы: химия, физика, биология, география.
Класс: 6-11.
Вид проекта: информационный, межпредметный, исследовательский.
Цель: организовать сбор информации и провести исследование проявления периодичности в природе.
Содержание: периодичность, ритмичность и симметрия в природе; анатомия биоритмов; колебательные системы в природе; у каждой эпохи свой темп; круговорот веществ в биосфере; почему школьнику нужен режим?
Исследование:
- определение периода и частоты дыхания без физических нагрузок и при них;
- определение периода и частоты колебаний сердца без физических нагрузок и при них;
- определение периода, частоты и амплитуды солнечной активности;
- исследование совместимости биоритмов.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- оформлены результаты исследований;
- составлены таблицы, графики биоритмов;
- разработаны учебно-методические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий;
- разработан и составлен сборник задач межпредметного характера по проблеме.
Проект «Речевой этикет русского, английского и французского языков»
Учебные предметы: русский язык, французский язык, английский язык.
Вид проекта: информационный, межпредметный, исследовательский.
Класс: 11.
Проблема: особенности употребления этикетных выражений.
Цель: сопоставить речевой этикет разных стран.
Содержание: история появления и использования этикетных выражений.
Исследование: опрос: «Употребление слов речевого этикета».
Форма презентации: компьютерная презентация, стендовый доклад, папка с информационными материалами, оформленные результаты исследования, плакат-презентация.
Результативность:
- разработаны учебно-методические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий «Речевой этикет разных стран»;
- оформленные результаты исследования.
Проект «Лексика и фразеология на уроках русского языка и литературы»
Учебные предметы: русский язык, литература.
Класс: 11.
Вид проекта: информационный.
Цель: создание учебно-методического материала для работы на уроках русского языка.
Этапы:
- работа с источниками;
- отбор необходимого материала по темам;
- оформление материала;
- подготовка заданий для закрепления материала;
- объединение по блокам.
Содержание:
- разновидности лексики литературной речи;
- синонимы и антонимы;
- старославянизмы;
- фразеологические обороты.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- отобраны наиболее интересные и яркие темы для исследования и изучения по данной проблеме;
- собран материал по каждой из них;
- составлены упражнения;
- подготовлены презентации.
Проект «Запах» и человек»
Учебные предметы: биология, химия, история.
Класс: 10.
Вид проекта: долгосрочный, межпредметный, информационно-исследовательский.
Цели:
- показать положительное и отрицательное влияние летучих веществ на организм человека;
- составить рекомендации по правильному использованию духов;
- ознакомиться с историей возникновения ароматерапии;
- дать советы по развитию обонятельной памяти.
Проблема: влияют ли запахи на организм человека? Если да, то как?
Содержание: обоняние, целительные ароматы, библейские благовония, понятие ароматерапии, эфирные масла и их фальсификация, методы применения эфирных масел, принципы и правила ароматерапии, духи.
Исследование: проведено анкетирование «Умеете ли вы пользоваться духами?», проверен уровень развития обонятельной памяти у людей разного возраста.
Форма презентации: компьютерная презентация.
Результативность:
- оформлены результаты исследований;
- составлена таблица использования эфирных масел;
- составлены задания по улучшению обонятельной памяти.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!