Использование дидактических игр в средней группе
Дидактические игры в детском саду
Используя в своей педагогической деятельности дидактические игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности дошкольника.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
При использовании дидактических игр с предметами в средней группе, необходимо подбирать предметы, отличающиеся друг от друга по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д. В этом возрасте ребенок уже может уловить некоторые различия между предметами.
Настольно-печатные игры — это очень увлекательное занятие для детей. В младшем и среднем возрасте чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста на картинке должен быть изображен один или несколько (два-три) предмета: игрушки, деревья, предмет одежды или посуды. Дети самостоятельно уже могут дифференцировать их некоторые отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками в средней группе уже можно предложить задание - самостоятельно сложить целую картинку из ее частей, без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формирование диалогической и монологической речи.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, которая отличает ее от других видов игр и упражнений.
1) Игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу.
2) Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определенные игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры.
3) При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определенные правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессом в целом.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит дошкольников с правилами и игровыми действиями. Объясняет, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися навыками и знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.
Чтобы игра у дошкольников вызвала интерес, педагог использует различные приемы: загадки, считалки, сюрпризы и т.д.
Организация дидактической игры предполагает три направления:
1. Подготовка к проведению дидактической игры
- отбор игры в соответствии с поставленными задачами развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- установление соответствия отобранной игры требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду и возрастным особенностям дошкольников;
- подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного дидактического материала для проведения игры;
- подготовка к проведению игры самого педагога. Он должен знать и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы и приемы руководства игрой;
- подготовка дошкольников к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающего мира, необходимыми для решения дидактической задачи.
2. Проведение дидактических игр
- ознакомление дошкольников с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают или предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит дошкольников правильно выполнять действие;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры - путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
3. Анализ проведенной игры
Анализ дидактической игры направлен на выявление наиболее эффективных приемов и методов подготовки, проведения игры для достижения поставленной цели. Что не получилось, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения дидактической игры, избежать дальнейших ошибок. Самокритичный анализ проведения дидактической игры позволяет варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей педагогической деятельности воспитателя.
Похожие статьи:
Игры на развитие мышления для детей 5-7 лет
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе
Игры на развитие памяти детей 3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!