Игры на развитие памяти детей 3 лет
Игры на формирование произвольной памяти. Игры на развитие слуховой краткосрочной памяти. Игры на развитие долгосрочной памяти.
Память — это способность принимать новую информацию и сохранять ее.
Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.
За один раз — краткосрочная память — ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет — 5 слов, взрослый — 9 слов.
В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт — он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.
Супермаркет
Игра развивает слуховую краткосрочную память
◈ Как играем: предложите поиграть в магазин. Отправьте ребенка за покупками, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.
◈ Меняйтесь ролями. Вы и ребенок можете быть по очереди и дочкой (или сыном), и мамой (папой), и продавцом, который вначале выслушает заказ, а потом принесет его. Можно брать предметные картинки или игрушки.
◈ Закрепляем: можно покупать и молочные продукты, и хлебобулочные, и одежду, и мебель, и игрушки.
◈ А как все запомнить? Например, купить хлеб, печенье, молоко, сметану и творог? Сметану лучше есть с творогом, молоко с печеньем, ну а хлеб? С супом, его любит есть папа... Мы задействуем ассоциативные связи: сметана - творог, молоко - печенье — связь по назначению; хлеб - папа — промежуточная ассоциация.
Каждой вещи — своё место
Игра развивает долгосрочную память
Необходимый инвентарь: вещи, покупки.
◈ Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.
◈ Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве дрова? А если сказать быстро?
Карлсон расшалился
Игра развивает зрительную краткосрочную память
Необходимый инвентарь: игрушки.
◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.
◈ Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки.
◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.
Запоминай-ка
Игра развивает зрительную краткосрочную память, образное мышление.
Необходимый инвентарь: предметные картинки.
◈ Как играем: разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.
◈ А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки? Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.
◈ Закрепляем: играть в эту игру можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов.
◈ Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет запоминать все лучше.
◈ Предложите ребенку каждую картинку представить, закрыв глаза.
Пряталки
Игра развивает зрительную память, произвольное внимание.
Необходимый инвентарь: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.
◈ Как играем: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.
◈ Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.
◈ Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки.
◈ Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.
Повторяй-ка
Игра развивает зрительную память, мелкую моторику.
Необходимый инвентарь: карандаш, бумага.
◈ Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.
◈ Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.
◈ Усложняем: постройте дом из кубиков: основание — куб, стены — кубики разного цвета, призма — крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.
Узор из пуговиц
Игра развивает зрительную память, произвольное внимание.
Необходимый инвентарь: пуговицы, счетные палочки.
◈ Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.
◈ Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.
◈ Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.
Глаза открываем – стихи вспоминаем
◈ Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое:
Осень золотая в гости к нам пришла
И с собою много красок принесла.
Желтый, и зеленый, и бордовый лист,
На тропинку нашу, падая, ложись.
Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.
Улетают птицы в небо высоко.
Мы с собой корзинки разные возьмем.
В лес мы по грибочки дружно все пойдем.
◈ Итак, начинаем.
◈ Прочтите первую строчку. Предложите ребенку закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, ребенок представит другой образ? Спросите его, какая осень в его воображении.
◈ Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т. д.
◈ Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии.
◈ Закрепляем: при рассказывании ребенком стихотворения предложите вспомнить, представить образ каждой строчки.
◈ Возьмите любое стихотворение К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака.
◈ Усложняем: используйте этот прием и при пересказе сказки по памяти. Рассказ должен быть сначала из 4- 5 предложений, а в дальнейшем — до 10.
Припоминалки
Игра формирует наглядно — образное мышление
Необходимый инвентарь: призы.
1 Вариант
◈ Как играем: в такую игру надо играть вечером. Пусть ребенок вспомнит, что он делал в течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем. Следите за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с одного события на другое.
◈ Когда все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня, что понравилось больше всего?».
2 Вариант
◈ Вы собрались семьей обсудить завтрашний день — пусть ребенок примет участие в этом. Он научится планировать свои действия и запоминать их — так называемое прогнозированное запоминание.
◈ Закрепляем: в такую игру можно играть в конце каждого дня. Играть можно и всей семьей. Кто больше всех наберет фишек, тот и победил.
◈ Усложняем: спрашивать ребенка, что было вчера утром, днем, вечером.
Узелки на память
◈ Как играем: после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов всегда проводите беседу. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил.
◈ Закрепляем: спросите ребенка, о чем, например, вчера читали книгу.
◈ Усложняем: увеличивайте время после просмотра фильма, вспоминая его, например, на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять ребенка, в дороге, в очереди.
Похожие статьи:
Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет
Игры на развитие внимания детей 3 лет
Игры для детей 3 лет на развитие ловкости и координации движения
Екатерина Эдуардовна Непряхина
|
||
|