Игровые классные часы для школьников. Функции и специфика их проведения
«Обращали ли вы внимание, что даже для голодного ребенка игра важней, чем еда? А замечали, что когда дети общаются, не играя, они играют во взрослых, и притом, в самых скучных? - говорит известный врач- психотерапевт и литератор Владимир Леви.
-... Для ребенка игра есть жизнь, только называемая игрой, в то время как для взрослого жизнь - игра, называемая жизнью. Начало начал общения, живая вода бытия, эликсир духа!.. И вот наблюдение: из детей, рано разучившихся играть, выходят самые невезучие взрослые».
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности ребенка, направленный на воссоздание, усвоение и передачу опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Но если для взрослых игра - антипод работы, то для ребенка играть, значит заставлять работать свой мозг, испытывать свои силы, развивать фантазию, осваиваться в мире взрослых и действовать в игре, подражая им: игра формирует у детей любовь к труду, интерес к технике, развивает любознательность, наблюдательность, воспитывает художественный вкус, побуждает к творчеству.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативную (освоение диалектики общения),
3. самореализации (через практическую направленность);
4. игротерапевтическую (преодоление различных трудностей );
5. диагностическую (выявление наклонностей, способностей и др., т.е. самопознание в процессе игры);
6. коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
7. межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
8. социализации (усвоение норм человеческого общежития, включенных в систему общественных отношений).
Анализируя результаты включения игровых ситуаций в процесс преподавания, можно сделать акцент на следующие моменты:
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащихся, позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, не зависимо от результата, может оказаться не совсем таким, каким ожидался;
2. Активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации, в т.ч. и о культурно-историческом наследий;
3. Эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все;
4. Необходимо наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность ее развития, и допускающих возможность внесения корректив в процессе игры.
Значение игры состоит как раз в том, что, являясь развлечением, отдыхом, удовольствием, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Следует иметь в виду, что интеллектуальные игры могут проводиться с одними и теми же детьми один раз. Творческие игры хороши тем, что если даже берется известная игра, то каждый раз участники будут предлагать новые решения поставленной задачи. Для этого творческую игру не надо перестраивать - достаточно заменить несколько элементов в задании. Творческая игра может не всегда стать праздником.
Главное, чтобы любая игра, любое индивидуальное задание группе детей предоставляло возможность для пробы сил, воспитывало сначала привычку, а затем и потребность трудиться и мыслить, получать информацию, беречь свое здоровье. Словом чтобы ученики четко понимали: зачем они учатся, как реально могут достичь успеха в учении, что они могут воспринимать и усваивать.
Для учащихся 5-6 классов игровые технологии требуют яркости и непосредственного восприятия, т.к. дети в этом возрасте легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
В подростковом возрасте, в 7-9 классах, наблюдается обостренная потребность в подражании взрослым - «мира взрослости», бурное развитие воображения, фантазии, стремление к речевому общению. Для них особенно эффективны деловые игры.
Главное, чтобы любая игра, любое задание индивидуальное или группе детей, предоставляли простор для пробы их сил в общественно-полезном труде, воспитывали сначала привычку, а затем потребность трудиться и мыслить. Ученики должны четко понимать, зачем они учатся, как могут достичь большего успеха в учении. Игра, в итоге, решает две задачи: развлекательную и учебно-познавательную.
Для учащихся 5-6 классов игровые технологии требуют яркости и непосредственного восприятия, т.к. дети в этом возрасте легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, игры с предметами, одушевляя их и «заставляя» работать. В подростковом возрасте, 7-9 классов, наблюдается обострение потребности в созидании «мира взрослости», бурное развитие воображения, фантазии, ориентация на речевую деятельность. Здесь особенно эффективны деловые игры.
Кладовая классных часов находится здесь.
Похожие статьи:
Классные часы в 9 классе. Разработки
Психологический классный час, 9 класс
Классный час на тему: Любовь, брак, 9 класс
Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса
Классный час на тему экология 9-10 класс