Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Игровая деятельность младших школьников

Игра в развитии о обучении младших школьников

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — это особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в этом материале.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. Любой вид игры — от самой простой к сложнейшим видам деловых игр — предоставляет индивиду возможность максимально проявить себя. Моделирование различных ситуаций позволяет ребенку выбрать необходимые типы поведения и принять необходимые решения. Самая простая детская игра несет в себе мощнейший нравственно-поведенческий заряд. Известный педагог Каптерев П.Ф. в свое время утверждал, что простота детских игр обманчива, но не все взрослые это понимают.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности.

Мотивами игровой деятельности служат, как правило, реальные и практические результаты, получаемые каждым участником в ходе игры, и, конечно, удовольствие от участия в ней.

Безусловная польза от участия в игре заключается еще и в том, что игровая деятельность влияет на развитие памяти, внимания, воображения. Кроме того, игровая деятельность— это поле общения со сверстниками. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Можно выделить общие признаки, объединяющие все виды игры и характеризующие особенности их проведения:

Свободная, развивающая деятельность, организуемая взрослыми по желанию ребенка ради его удовольствия, которое он получает от самой игры, а не от ее результатов и воспитывающего воздействия.

Творческий характер игры. Именно игра предоставляет ребенку возможность импровизировать в ходе ее проведения, содействует активности ребенка.

Эмоциональная приподнятость игровой деятельности. Сама природа игры создает «эмоциональное напряжение», выраженное в соревновательных моментах.

Наличие прямых и косвенных правил, которые отражают содержание игры, логику ее построения, последовательность ее развития.

Нам кажется, что мы привели достаточно аргументов, убедительно доказывающих важность такого вида деятельности, как игра. Пришло время познакомиться с видами игры и охарактеризовать поведение детей во время них. Это, на наш взгляд, поможет родителям понять своего ребенка, уходящего частенько в мир игры и игнорирующего, как кажется родителям, их призывы выполнять какие-то важные действия в реальном мире.

Итак, мир грез, ирреальных условий и спасительного отчуждения от проблем взрослых — ИГРА!

Общеизвестны такие игры, как подвижные, ролевые, настольные, дидактические, деловые и пр. Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей или излишнее их количество — все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Это ухудшает их состояние, что постоянно отмечается на разных уровнях. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что, в свою очередь, вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку.

В активном движении ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю. Нельзя сказать, что подвижные игры «работают» только на здоровье ребенка. Безусловно, они способствуют развитию и внимания, и воображения, и мышления. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют в команде. В этом случае игры влияют на формирование качеств личности, поскольку ребенок учится считаться с мнением других, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Это очень важно для его жизни в социуме, поскольку ему придется все это делать и там, во взрослой жизни. У подвижных игр есть свои особенности. К ним можно отнести следующие характеристики:

♦ образность игр;

♦ выполнение движений с максимальным использованием двигательных способностей;

♦ естественность движений;

♦ творческая инициатива участников игры;

♦ избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.

Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Можно выделить два вида подвижных игр:

♦ элементарные подвижные игры;

♦ спортивные игры.

Безусловно, в родительской педагогике основное место занимают элементарные подвижные игры, поскольку они не требуют специальной спортивной подготовки. Играть можно и с одним ребенком или двумя, но игры с группой детей более конструктивны и результативны. Соответственно, мы говорим о таких видах игр, как: коллективные, парные и индивидуальные. Первенствуют здесь коллективные игры. Они могут быть разнообразны, но их все объединяет активность и соревновательность детей. Это разного рода эстафеты, активные двигательные игры и пр. Индивидуальные игры строятся на интересе ребенка и умелой организации взрослого. Ребенку скучно играть одному, поэтому для взрослого нелишне поиграть с ним. К примеру, попрыгать со скакалкой, «повисеть» на турнике. И ребенку приятно, и взрослому полезно.

Как правило, содержание подвижной игры составляют ее сюжет, правила и двигательные действия.

Ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или с другими детьми, он выполняет разнообразные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что они отражают явления действительности. Дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям неавторитетным укрепить авторитет; неактивным — проявить активность; недисциплинированным — стать организованными; детям, чем-то себя скомпрометировавшим, — вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми. Все эти возможности предоставляют ролевые игры. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Для ребенка очень важно распределение ролей. Ему не безразлично, кого играть — злодея или героя. Каждый стремится быть героем, поскольку это приятно, и ребенок уже понимает, что положительный герой гораздо симпатичнее злодея. Об этих понятных и наивных действиях детей пел бард Владимир Высоцкий: «... Мы на роли злодеев своих назначали врагов... И друзей успокоя, и ближних любя, мы на роли героев вводили себя».

Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.

Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу. Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не подразделяет особо половую принадлежность игровой роли, и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы. Но уже в шесть лет в основном дети группируются по признакам пола. Мальчики играют в «мужские» игры, а девочки — в «женские». Мальчики любят игры, в которых они могут показать свою ловкость, смелость, силу. Девочки, как правило, играют в больницу, школу, семью. Игра определяет характер половой идентификации. Именно в игре ребенок впервые знакомится с ролями женщины, мужчины, матери, отца. Оттого, насколько верно будут поставлены акценты в таких играх, во многом зависит и то, какими мужчинами и женщинами вырастут дети. Как они будут строить семью, научатся ли правильно устанавливать взаимоотношения, необходимые для гармоничной жизни. Игра является некой проекцией будущей взрослой жизни.

Притязания ребенка в игре играют определяющую роль в развитии качеств личности. Ведь в игре дети вырабатывают способы общения друг с другом. Их притязания связаны с теми качествами, которые уже развиты. Но практика показывает, что желание быть лидером, заводилой в игре связано с уверенностью ребенка в успехе. Если у него уже есть опыт конкретной игры и у него все получалось, то в новых обстоятельствах он будет стремиться быть первым. Уверенность в том, что все участники игры примут первенство претендующего ребенка, подкрепляется, как правило, наличием у него каких-либо усиливающих его значимость вещей, необходимых для игры. Это может быть мяч, или скакалка, или набор кукольной посуды, машинок и пр.

Значимым для участников игры может быть и тот факт, что в игре принимает участие взрослый, являющийся мамой, или папой, или бабушкой конкретного ребенка. Это обстоятельство усиливает его притязания на лидерство, независимо от желания детей видеть его таковым. Следует отметить, что уже из группы шестилетних детей выделяются такие, которые могут лидировать в организации ролевых игр. Это активные дети, претендующие на главные роли и умеющие так организовать игру, что их действия дают им некоторое право быть «героями». Как правило, они помнят все детали игры, все правила и знают все роли. Это дает им возможность подсказывать тем детям, которые не уверены в себе или забыли свои роли, как именно им вести себя в заданных условиях. Вообще, социальные позиции, которые занимают дети, весьма разнообразны. В игровой группе могут быть лидеры с положительной направленностью, которые стремятся к правильной организации игр, погашению конфликтов, если они разгораются в ходе борьбы за роли. Есть лидеры с отрицательной направленностью. Они агрессивны, драчливы и смелы. Слабые дети, входящие в группу, их боятся и уступают первенство, не оспаривая его. Но в каждой группе есть такие дети, которых сверстники отвергают. Причин для отвержения может быть много. К примеру, неопрятный вид или заикание ребенка. А может, у него слабо развита память и он все время забывает правила игры, действует медленно и тормозит игру. Такое участие, как правило, вызывает раздражение участников игры и отторжение медлительного и забывчивого ребенка.

Многообразие ролевых игр требует от организатора создания алгоритма их проведения, объединяющего все виды. В качестве такового можно использовать алгоритм структуры игры социально-психологического содержания, предложенный Н.Е. Щурковой, и предусматривающий следующие шаги:

• точная формулировка проблемы

• нахождение жизненных проявлений предложенной проблемы

• определение сущностного признака понятия, которое таит в себе решение проблемы

• нахождение персонажей, которые могли бы встретиться с выявленной проблемой

• моделирование событий, в которых эти персонажи

• столкнулись бы с трудностями решения предложенной проблемы

У ребенка чрезвычайно развита потребность в общении со сверстниками. Именно в игровой деятельности у ребенка появляется реальная возможность применять на практике полученные и усвоенные им нормы и правила общежития. Игра учит находить нужные способы поведения, проявлять доброжелательность и толерантность. Для ребенка, вступившего в игру, очень важны правила. Они внимательно следят за их исполнением, тщательно перепроверяют роли и исполнение их остальными детьми. Создается впечатление взаимного постоянного и тотального контроля со стороны участников игры за всеми участниками игры. Выполнение правил, предусмотренных игрой, влияет на формирование у детей элементов самоконтроля. Если ребенок не исполняет правила, детское сообщество сурово наказывает его, вплоть до изгнания из игры. Это очень болезненное явление, поэтому очень важно научить ребенка выполнять правила, соответствующие выбранной роли. Интерес, который дети проявляют к игре, настолько велик, что в ее ходе они могут выполнить действия, непривлекательные для детей в иных, неигровых условиях. В игре важно то, что ребенок, играющий роль, глубоко переживает игровые действия персонажа. Если персонаж взрослый, то играющий ребенок знакомится с гаммой чувств взрослого мира, что помогает ему в некотором роде понять чуждый ему мир взрослых.

Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры это отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большой вклад в решение этих задач вносят взрослые. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по поступлении в школу еще «держится» за игру как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это, на наш взгляд, не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей воспитательной практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

В качестве мотивов использования дидактических игр в учебной деятельности ребенка можно рассмотреть следующие:

♦ опора на игровые элементы способствует более активному включению детей в учебную деятельность, поскольку для детей школьного возраста игра — еще очень значимый вид деятельности;

♦ дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов у младших школьников, поскольку на рубеже шести и семи лет (возраст прихода в школу) у детей преобладает наглядно-образное мышление и с помощью игровых элементов можно добиться хороших результатов;

♦ с помощью дидактических игр можно более активно формировать познавательную мотивацию у детей. Общеизвестно, что при поступлении в школу у детей мотив учебной деятельности еще не сформирован. Игра исправляет эту неподготовленность к сложностям школьной жизни.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку. Есть нечто, отличающее дидактическую игру от учебной задачи, хотя она включает в качестве элементов игровые мотивы. В отличие от последней, в дидактической игре учебная задача возникает как игровая задача самого ребенка. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он привлекает ребенка, вызывает у него интерес, маскируя некоторым образом учебную задачу. Дело в том, что дидактическая игра — специальный вид игры. Не всегда возможно демонстрировать яркие, привлекательные сюжетные линии. Все-таки надо учитывать, что эта игра «работает» на учебный процесс. Можно выделить бросающееся в глаза расхождение между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности. Это важный и достаточно сложный момент использования дидактических игр, поскольку ребенка надо бережно «вынуть» из игры и ввести в серьезную учебную задачу так, чтобы он не потерял интерес к содержанию и результатам игры. Прежде всего, игра должна способствовать воспитанию у детей интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Современные педагоги считают, что дидактическая игра является не столько способом получения новых знаний, сколько способствует переводу знаний с уровня ознакомления на уровень их обобщения.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок? Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для ребенка. Мы рассматриваем игру как универсальный вид деятельности, позволяющий влиять не только на развитие психических процессов, но и на социализацию личности ребенка. Поэтому для нас важно познакомить читателя с техникой организации игровой деятельности.

Как процессуальная технология воспитания, она имеет определенную структуру:

• сюжет игры — игровые роли — игровые действия — использование игровой атрибутики — игровые отношения между участниками

Вне зависимости от типа игровых технологий и возраста участников игры, все они подчиняются определенным этапам:

1. Постановка воспитательной цели.

2. Выбор игры в соответствии с целью.

3. Создание специальных активных групп подготовки к игре.

4. Ознакомление участников игры с ее правилами.

5. Проведение игры.

6. Подведение итогов игры.

Организовывая игры с детьми, нельзя забывать о регулировании нагрузки. Дети быстро устают. Правда, надо отдать должное, они также быстро и восстанавливают силы. Но лучше предупредить чрезмерную усталость. Для этого взрослому необходимо быть внимательным и следить за проявлениями усталости, которые могут быть выражены следующими признаками:

♦ выражение лица ребенка становится напряженным, движения суетливыми, а сам ребенок скован;

♦ движения выполняются нечетко, суетливо, появляются не оправданные правилами игры движения;

♦ кожа ребенка может покраснеть или побледнеть, под глазами появляются круги или синий оттенок;

♦ ребенок может потеть больше, чем обычно, появляется одышка, учащается пульс.

При использовании игровых техник взрослому принадлежит организационная роль. Игра требует от него такта и умений гуманизировать взаимоотношения участников игры. В качестве примера приведем несколько правил организации взрослыми игры с дошкольниками и младшими школьниками:

♦ нельзя навязывать игры детям. Старайтесь вместе с ними выбрать игру или придумать ее;

♦ нельзя, чтобы кто-то из детей оставался вне «игрового поля»;

♦ нельзя, чтобы результаты игры унижали личность ребенка;

♦ нельзя предлагать ребенку ту или иную роль, если вы не уверены, что он с ней справится;

♦ нельзя противопоставлять себя группе детей. Играйте вместе с ними.

В современной литературе, посвященной играм, предлагается огромное количество разных игр, но мы посчитали целесообразным составить примерную программу игр для ребенка и предложить ее читателю. В программу входят игры, соответствующие нашим рассуждениям. Безусловно, такая программа может быть иной и включать другой набор игр, расширяя классификацию. В технологии использования игр нет и не может быть четких и обязательных алгоритмов действий. Все зависит от особенностей организации игровой деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей детей, в ней участвующих.

Примерная программа игр для детей

Подвижные игры

1. «Второй лишний»

Цель игры: развитие внимательности и ловкости, снятие напряжения и усталости после умственной деятельности.

Описание игры. Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку. Водящий становится в центр круга. Он громко называет какие-либо два номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий пытается опередить одного из детей и занять его место. Оставшийся без места идет водить. Номера, присвоенные играющим, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Возьмите на заметку. Круги можно начертить мелом, а можно положить спортивные обручи. Вызванные дети и водящий перемещаются по площадке, прыгая на одной ноге.

2. «Неделька, стройся»

Цель игры: развитие быстроты и ловкости движений, закрепление знаний о днях недели.

Описание игры. Каждому из детей раздать таблички с названиями дней недели. Затем взрослый дает команду «Неделька, стройся». Дети должны построиться по порядку, начиная с понедельника.

Возьмите на заметку. Таблички надо подготовить заранее, написать красиво. Такие же таблички можно использовать для запоминания названий месяцев или сезонов. В этом случае можно нарисовать картинку.

3. «Три движения»

Цель игры: развитие двигательной активности, снятие напряжения, развитие внимания и памяти.

Описание игры: Играющие образуют полукруг. Взрослый водящий показывает три движения:

1) руки сгибает в локтях, кисти на уровне плеч;

2) руки поднимает вперед на уровне плеч;

3) руки поднимает вверх.

Играющие повторяют эти движения несколько раз, чтобы запомнить номер каждого из них. Водящий делает одно движение, а показывает номер другого. Играющие должны выполнять те движения, которые делает водящий, а не те, которые он показывает на карточке.

За каждое неправильно показанное движение ребенок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.

Возьмите на заметку. Заранее подготовьте карточки с номерами 1, 2, 3. Не берите много детей, а то не уследите.

4. «Воздух, вода, земля, ветер»

Цель игры: развитие двигательной активности и творческого воображения.

Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь, водящий говорит одно из четырех слов: воздух, вода, земля, ветер — и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать, в зависимости от слова, сказанного водящим, птицу, зверя или рыбу соответственно стихии или покружиться на месте, если услышит слово «ветер». Кто не успел, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно водящий говорит слово «огонь». Услышав это слово, все играющие должны поменяться местами друг с другом. Водящий старается занять место в круге. Последний не успевший стать в круг становится водящим.

Возьмите на заметку. Объясните четко правила детям, не забудьте сказать про огонь.

Ролевые игры

1. Можно провести цикл ролевых игр, с помощью которых познакомить детей с профессиями. В качестве примера представим игру, посвященную знакомству с профессией врача.

«Я — доктор»

Цель игры: познакомить ребенка с профессией врача, воспитывать уважение к труду медиков.

Ролевые отношения: врач — медсестра, врач — пациент, медсестра — пациент.

Подготовка к игре: рассказать детям о работе врачей и медсестер. Посмотреть фильм об их работе или рассмотреть картинки в книжке. Прочитать рассказ «Доктор Айболит» и разобрать все ситуации, представленные в рассказе. Если есть возможность, сходить в поликлинику и аптеку.

Описание игры. Игра состоит в том, что трое или больше детей, используя игрушечные наборы для докторов, играют в больницу.

Возьмите на заметку. В ролевой игре очень важна подготовка. Не надейтесь, что ребенок знает, как исполнять роль, объясните ему с помощью вспомогательного материала.

«Дружная семейка»

Цель игры: формировать позитивное отношение к семейным ценностям.

Ролевые отношения:

мама — сын, дочка,

мама — папа,

мама, папа — бабушка, дедушка,

бабушка, дедушка — внук, внучка.

Подготовка к игре. Рассматривание фотографий из семейного альбома, чтение рассказов и стихов о взаимоотношениях в семье. Рисование картинок, характеризующих быт семьи. Беседа о том, что делают члены семьи в выходной или праздничный день.

Описание игры. Игра состоит в том, что с помощью игрушек или сделанных ребенком макетов дома и других атрибутов дети с помощью взрослых создают бытовые сценки из жизни семьи (покупка мебели, празднование дня рождения, переезд на новую квартиру и пр.).

Возьмите на заметку. Подходите к этой игре ответственно. Дети учатся строить свое будущее видение семейных отношений. Именно с помощью таких игр закладываются семейные ценности.

Дидактические игры

«Что произойдет»

Цель игры: развитие воображения и речи.

Описание игры. Ребенку задают вопросы, начинающиеся со слов «Что произойдет, если ...?» Он должен продолжить, представляя воображаемую ситуацию.

Примерные ситуации:

Что произойдет, если...

— Ночью будет светить солнце?

— На деревьях вместо листьев будет расти зефир?

— У тебя вырастут крылья?

— Ты встретишься с трансформером?

Возьмите на заметку. Следите за тем, чтобы дети дали как можно больше оригинальных и развернутых ответов.

«Неоконченный рисунок»

Цель игры: развитие творческого воображения, пространственного мышления.

Описание игры. Ребенку предлагается лист, на котором изображен ряд одинаковых геометрических фигур. С помощью дополнительных элементов из каждой фигуры придумать и изобразить различные образы.

Возьмите на заметку. Если у ребенка не хватает фантазии придумать самому, помогите ему с первым предметом. К примеру, можно сделать лодочку с парусом:

«Правильные звуки»

Цель игры: развивать пространственное мышление.

Описание игры. На столе разложены геометрические фигуры разного цвета. Детям предлагается выбрать те формы, в названии цвета которых есть твердый звук [л ] или мягкий звук [л’]

Возьмите на заметку. Фигуры надо подготовить так, чтобы с твердым звуком были: желтый, голубой, белый; с мягким: зеленый, фиолетовый; геометрическая форма не имеет значения, важен цвет.

«Слова спрятались»

Цель игры: развитие внимания.

Описание игры. Подобрать слова, из которых можно сделать другие слова. К примеру, слово ИСТОРИЯ — три, рот, рис.

Детям можно предложить такие слова: математика, литература, география, риторика, астрономия.

Возьмите на заметку. Если у детей сразу не получится, помогите им.

«Снежный ком» (групповая игра)

Цель игры: развитие памяти.

Описание игры. Дети становятся в круг или сидят за столом. Первый человек говорит свое имя. Второй за ним говорит имя первого и свое. Третий говорит имя второго, первого и со свое и т. д., пока не закончится круг. Последний игрок говорит имена всех детей, сидящих за столом.

Возьмите на заметку. Если детям трудно, пусть остальные подскажут. Ничего страшного, все равно они запомнят имена всех детей.

Автор: Петрова Людмила Ивановна

Похожие статьи:

Игровая программа для начальной школы

Подвижные игры на школьной площадке зимой для детей 7-8-9 лет

Игры для детей зимой

Игры для детей со снегом и на снегу

Игры для начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!