Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Весенние русские народные игры для детей. Описание

Весенние русские народные игры, состязания и развлечения для детей 5-9 лет

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.

В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так, с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гулянья с веселыми играми, хороводами.

Одним из широко распространенных пасхальных развлечений было катание крашенок (вареных крашеных яиц). Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определенном расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе.

В эти игры можно поиграть и сегодня.

Игры с крашенками

Вариант 1

Ребята раскладывают на столе принесенные яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?» Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, тот домой целую шапку яиц унесет.

Вариант 2

Соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Вариант 3

Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Вариант 4

Крашенки катают с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.

Вариант 5

Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Мое яйцо, окрепни! К бою готов!» Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший.

Указания к проведению: в игры с крашенками можно играть и дома, и в детском саду, и в школе. В этих играх детям необходимо проявить ловкость, сноровку. Чем старше дети, тем более сложные варианты можно им предлагать. В эти игры можно играть и вдвоем, однако с большим количеством участников они проходят интереснее.

Игры-состязания

Среди любимых весенних забав и в старину и сегодня — игры с веревочкой (прыгалками), с камешками, с мячом. В них дети соревнуются не только в выполнении различных упражнений, но и в выдумке, изобретательности.

Прыганье через веревочку

Двое играющих держат веревку за концы, а остальные прыгают через нее. Веревочку держат на той или иной высоте по договоренности или же вращают ее, а прыгающие стараются перепрыгнуть через нее в то время, когда она опускается возможно ближе к земле.

Забегалы (вариант)

Двое крутят веревку. Можно один конец привязать к столбику или дереву и тогда крутить сможет один человек. По жребию решают, кому крутить, кому прыгать. Когда веревку раскрутят, каждый играющий по очереди забегает под крутящуюся веревку, делает оговоренное число прыжков условным способом и выбегает с противоположной стороны, уступая очередь следующему. Тот повторяет задание, уступая очередь другому, и т.д.

Если прыжок не получился, то прыгавший сменяет одного из крутивших веревку. Способы прыганья усложняются: прыжки на обеих ногах сменяются прыжками на правой ноге, потом на левой или скрестив ноги и т.д. Увеличивается также скорость кручения веревки. Не сделавшие ни одной ошибки играющие — чемпионы. В конце они начинают показывать самые сложные из известных способов прыганья и даже изобретают новые. Например, прыжок сопровождается дополнительными движениями: поворотами при прыжке на 180 и 360 градусов, приседаниями и пр.

Люлька или лодочка (вариант)

Веревку держат, как в игре «Забегалы», но не делают ее полный оборот в воздухе, а лишь раскачивают над землей на разной высоте — от 10—20 до 50 см и выше.

Участники по одному или парами разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку. Можно прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т.д. Прыгают, пока не совершают ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из держащих веревку.

Указания к проведению: в игры с веревочкой чаще играют девочки. Необходима веревка длиной 2—3 м. Ошибкой считаются любое задевание веревки, неполучившийся прыжок. Однако если ошибка произошла по вине крутивших веревку, то прыгавший имеет право на повторную попытку. Старшие дошкольники могут играть в веревочку самостоятельно, однако взрослые должны подсказать доступные им способы прыжков. Девочки-подростки проявляют много изобретательности в этих играх, что позволяет проводить конкурсы чемпионов прыгалки.

Прыгалки (в одиночку)

Взяв скакалку за концы, участники игры начинают крутить ее вокруг себя так, чтобы середина веревочки пролетала то над головой, то под ногами. В последнем случае надо вовремя перепрыгнуть через скакалку. Способы прыжков разнообразны, различаются по сложности:

прыгать, переступая с одной ноги на другую;

прыгать на одной ноге;

прыгать на ходу или при легком беге вперед и т.д.

Освоив различные способы прыжков, дети соревнуются друг с другом.

Двое с одной прыгалкой (вариант)

Двое участников становятся боком друг к другу, берутся за руки, каждый держит свободной рукой один конец скакалки. Синхронным движением они крутят веревочку и прыгают на месте или продвигаются вперед, вбок, иногда даже назад. Можно прыгать вдвоем, встав лицом или в затылок друг к другу, причем крутить скакалку будет только один.

Если участников игры много, прыгавшую пару сменяет новая. Победители те, кто пропрыгал больше других.

Зеркало (вариант)

Считалкой выбирают водящего. Остальные участники встают так, чтобы хорошо его видеть. Ведущий прыгает со скакалкой, постепенно меняя способы прыжков. Остальные повторяют его движения с максимальной точностью: как в зеркале.

Подбор упражнений зависит от выдумки ведущего: вприпрыжку, скрестив ноги, высоко поднимая колени и крутя скакалку так быстро, чтобы она успела сделать два оборота за один прыжок, и т.д. Кто ошибается, тот выбывает из игры. Кто не совершил ошибки — победитель. В случае повторения игры он становится новым водящим.

Помимо выполнения упражнений нередко договариваются копировать и другие действия водящего: покачивать головой, мигать, изображать на лице какую-то гримасу, которую все должны повторить не рассмеявшись.

Алфавит (вариант)

Участники прыгают по очереди, установленной жребием. При каждом прыжке игрок должен назвать одну из букв алфавита. Способ прыганья выбирается достаточно сложный, чтобы трудно было прыгнуть без ошибки 33 раза, называя все буквы алфавита. Сделавший ошибку должен сразу назвать растение на эту букву, или животное, или город (об этом договариваются перед игрой). Если это удалось сделать сразу, играющий может начинать прыгать сначала, если нет — очередь следующего игрока. Задача участника — назвать все буквы алфавита.

Указания к проведению: игры со скакалками особенно распространены среди девочек 5-8 лет. Количество участников — от 2 до 5 человек. Игроки овладевают различными видами прыжков, совершенствуют свои умения.

Правила играющие устанавливают сами; общая для всех вариантов игры ошибка — неудачный прыжок. Детская фантазия выдумала столько неожиданных вариантов данной игры, что «Прыгалки» по своей занимательности могут соревноваться с любой самой азартной игрой.

«Классики»

Согласно жеребьевке устанавливается очередь участников. Первый игрок бросает камешек в первый «класс». Если попадет, то впрыгивает туда на одной ноге и выбивает этой же ногой камешек в другой «класс» и прыгает туда сам. Далее последовательно из одного «класса» в другой до десятого, затем выбивает камешек за пределы фигуры. Снова бросает камешек, но уже во второй «класс», допрыгивая до него на одной ноге и так же выбивает камешек за черту. Таким образом игрок проходит все «классы». В «доме» разрешается отдыхать, встав на обе ноги, но в него можно попасть, если игрок перепрыгнул на одной ноге через «огонь».

Если камешек уйдет не в тот «класс», или попадет на черту, или игрок наступит на линию, то он уступает место следующему играющему.

Если играющий прошел все «классы», его ждет «экзамен»: пройти с завязанными глазами по всем «классам», не наступив на черту; положить камешек на носок ноги и пройти на каблуке через все «классы». Считается, что после «экзамена» игрок закончил игру. Но выполнить все задания за один раз не удается. Поэтому, совершив ошибку, играющий передает свою очередь, запомнив, на каком этапе он остановился, чтобы позднее продолжить с того «класса», в котором произошли ошибки.

Улитка (вариант)

На земле чертят фигуру улитки. Камешек необходимо провести через все клетки, перепрыгивая заштрихованные. Попал в заштрихованную клетку — начинай все сначала.

Болото (вариант)

На земле расчерчивают «классы» с «болотом». Участник игры бросает камешек в первый «класс», на одной ноге прыгает в этот же «класс», из первого «класса» толкает его во второй, а затем через «болото» в третий «класс», оставаясь на одной ноге, и так доходит до последнего «класса», откуда он или вышибает камешек сразу через все «классы» в «поле», или толкает его, прыгая на одной ноге из «класса» в «класс» по порядку, или выносит камешек на носке ноги. Если камешек попал в «болото», игроку нужно начинать игру со второго «класса».

Этот вариант наиболее приемлем для дошкольников.

Указания к проведению: в «Классики» чаще играют девочки младшего и среднего школьного возраста, отдельные варианты приемлемы и для дошкольников. Можно привлекать к игре мальчиков, так как она полезна всем: укрепляет мышцы ног, развивает глазомер. Число участников — от 2 до 6 человек. Для игры подойдет любая площадка — утоптанная земляная или заасфальтированная. Достаточно начертить прямоугольник шириной 1 м и длиной 2—2,5 м. Прямоугольник расчерчивается на «классы» по усмотрению играющих. Для каждого играющего нужен небольшой плоский камешек или черепок, можно использовать плоскую баночку из-под крема, наполненную песком, или мелкий предмет типа шайбы. Поскольку игра проста и проводится детьми самостоятельно, многие правила они устанавливают сами в зависимости от выбранной фигуры, от построения «классов», но во всех случаях соблюдается следующее: игру начинает очередной игрок, если у предыдущего камешек попал на черту или не в тот «класс», или игрок встал на черту. Камешек должен переходить последовательно из одного «класса» в другой (без пропуска). Если камешек попадет в «огонь» или в «болото», то все «классы» у игрока пропадают («сгорают»). Игру нужно начинать сначала. В игре «Улитка» отдыхать можно только в центральном кружке.

Игру можно закончить, когда один из игроков с наименьшим количеством ошибок пройдет все «классы» и сдаст «экзамены».

Удочка

На земле чертится круг. В центр встает водящий, выбранный по жребию. Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие следят за передвижением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек проходит около их ног. Тот, кто мешочек задел, становится водящим.

Удочка с выбиванием (вариант)

Игра та же. Но игрок, зацепивший веревочку или мешочек, выходит из игры. Водящий не меняется. Игрок, оставшийся последним, считается победителем.

Удочка в движении (вариант)

Водящий вращает веревочку с мешочком, а игроки бегут навстречу и при сближении перепрыгивают через него.

Удочка командная (вариант)

Игроки делятся на несколько подгрупп, но не более 5 человек в каждой. Встают друг за другом и по очереди перепрыгивают через веревочку с мешочком на конце. Тот, кто перепрыгнул, встает последним в своей группе. Если же он за мешочек задел, то выходит из игры. Выигрывает команда, где осталось больше играющих.

Указания к проведению: в эту игру любят играть и мальчики, и девочки. Для игры нужен шнур длиной 2—3 м с грузом на конце около 100 г. Длину шнура можно увеличивать в зависимости от размера площадки и от количества играющих. Правило одно: вращать шнур нужно так, чтобы он не касался земли.

Круговая веревочка

Играющие завязывают концы веревки и становятся в круг, держась руками за эту веревку. Водящий, выбранный жеребьевкой, становится в круг и старается ударить кого-нибудь по рукам. Игроки должны вовремя заметить такое движение и отнять руки от веревки.

Указания к проведению: в этой игре может участвовать четверо и более игроков. Игра проходит оживленнее, если водящий использует обманные жесты. Правила таковы: нельзя отнимать сразу две руки от веревки; водящий водит до тех пор, пока не ударит кого-нибудь по руке.

Подстенка

Дети встают друг за другом, лицом к стене. Первый игрок бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он бросает его в стену, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг последнего игрока, который должен поймать мяч.

После этого играющие меняются местами, первый встает последним, второй — первым и т.д. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.

По договоренности при ловле мяча могут выполняться разнообразные задания. Они могут быть и простые, и более сложные: ударить мячом о стену и поймать одной рукой, ударить мячом о стену и поймать с отскоком от земли одной рукой, ударить мячом о стену, бросив его из-под ноги, поймать и т.д.

Десяти (вариант)

Играющий должен «пройти 10 классов» (выполнить 10 упражнений) и «сдать экзамен». Упражнения такие:

«Десяти»: бьют десять раз подряд мячом о стену, легко отбивая его пальцами, как при игре в волейбол;

«Девяти»: бьют девять раз мячом о стену, ударяя по мячу ладонями снизу;

«Восьмеры»: кидают мяч под поднятую правую ногу об землю так, чтобы он отскочил от нее к стене, а от стены ловят.

Как и любое упражнение в этой игре, его повторяют на один раз меньше, чем предыдущее, т.е. в данном случае восемь раз.

«Семеры»: то же, что в предыдущем упражнении, но под левую ногу.

«Шестери»: становятся лицом к стене и кидают мяч сзади между ногами о землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловят.

«Пятери»: то же, что в предыдущем упражнении, но стоя спиной к стене.

«Четвери»: кидают мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова бьют о стену, потом ловят.

«Трети»: ладонями, сложенными лодочкой, бьют три раза мяч о стену, а потом ловят.

«Двуши»: сложенными вместе двумя кулаками бьют мяч о стену два раза подряд.

«Однуши»: бьют мяч о стену прямым пальцем один раз.

В конце каждого упражнения надо поймать мяч в руки, не давая ему упасть на землю.

«Экзамен»: выполнить по одному разу элемент каждого упражнения и при этом не разговаривать и не смеяться. Этим кончается первый кон.

Если во время кона играющий уронит мяч или ошибется, то он доигрывает этот кон, когда снова придет его очередь; при «экзамене» же повторяет сначала все упражнения.

Второй кон начинается с «девят», третий — с «вось- мер» и т.д. Тот, кто первым кончит десятый кон, — победитель.

Указания к проведению: в игре участвуют от 2 до 4 человек. Очередность устанавливается считалкой. Первый вариант игры доступен и дошкольникам, второй — школьникам. Особенно любят играть в «Десяты» девочки. Игра проводится как соревнование, ее успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Участники игры могут придумывать свои упражнения, их последовательность. Необходимо вначале определить расстояние, ближе которого нельзя подходить к стене. Правила таковы: играющим разрешается при ловле мяча сходить с места, ловить мяч с отскока от земли. Хорошо, когда в игре принимают участие дети разного возраста: старшие учат младших.

Я знаю

Первый играющий, выбранный по жребию, начинает бить мяч рукой о землю, на каждый удар произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять...» Далее перечисляются различные предметы (например, цветы или животные, названия городов или рек, имена мальчиков или девочек).

Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упражнение. Затем задание усложняется: длиннее делается цепочка слов: «Я знаю шесть...» и т.д., или по мячу бьют тыльной стороной, ребром ладони, или на каждое слово делают еще шаг вперед.

Нагонялы (вариант)

Играют так же, но второй играющий должен повторить все слова и действия первого и потом выполнить придуманное им самим, давая тем самым задание для повторения третьему, и т.д.

Указания к проведению: в этой игре могут участвовать дети от 5 до 10 лет (от 2 до 5 человек). Можно играть с мячом любых размеров, но достаточно упругим, чтобы он легко отскакивал от земли. В начале игры необходимо договориться о задании. Считается ошибкой, если играющий назовет большее или меньшее количество предметов, чем было условлено. Играют до тех пор, пока не надоест. Игра способствует развитию памяти, внимания. Усложнения, дополнения, вносимые в игру, способствуют развитию детского творчества.

Летучий мяч (собачки)

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удается, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

Указания к проведению: минимальное количество играющих — 3 человека. Игра проводится на свободной площадке. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч. Играющим для игры требуется простой детский мяч, можно также использовать шапку, воздушный шар.

Если в игре много участников — можно выделить двух водящих. Водящий имеет право касаться не только мяча, находящегося у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, но и мяча, вылетевшего за круг.

Зевака

Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мячи, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков не уронит его. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом. Можно с провинившихся брать фанты, а при их разыгрывании предлагать упражнения с мячом.

Указания к проведению: в эту игру лучше играть небольшим составом. Она интереснее для детей дошкольного возраста. Мяч можно взять любой величины в зависимости от умений детей: чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.

Следует помнить правила игры: мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга; если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

Статуи (вариант)

Все участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Кто не поймает, должен остаться в той же позе, в какой был при падении мяча, и не двигаться до окончания игры. Если все играющие окажутся статуями, кроме одного, то последний может оживить их, если, встав в середину круга, подбросит и поймает мяч 10 раз (может быть и другое задание по договоренности). Если он уронит — последняя статуя идет в середину круга и оживляет остальных тем же способом.

Свечки ставить

В земле делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч. Водящий, выбранный по считалке, бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял с земли, идет к ямке, кладет на доску и бьет по доске. Игра продолжается.

Указания к проведению: это еще одна игра для дошкольников, в которой могут участвовать от 2 до 5 человек, особенно интересна она мальчикам. Игрокам необходимо проявить сноровку: чем удачнее отобьешь дощечку, тем интереснее игра. Играющие должны стоять на удобном расстоянии от доски с мячом. Во время игры не разрешается отбирать мяч друг у друга.

Школа мяча

Дети по определенной жребием очереди выполняют разнообразные упражнения с мячом.

«Поднебески» — высоко подбросить мяч вверх, когда тот, упав, отскочит от земли, поймать его.

«Свечка» — сначала не очень высоко бросить мяч вверх и поймать его, затем бросить мяч примерно вдвое выше и опять поймать. В третий раз бросить как можно выше. Это называется «ставить свечки».

«С ладошками» — подкинув мяч, хлопнуть определенное количество раз в ладоши и после этого поймать мяч.

«С одеванием» — подкинув мяч повыше, изобразить одевание, потом поймать мяч. При втором подкидывании изобразить обувание, надевание шапки и т.д.

«Из-за спины» — мяч подбрасывают рукой, заведенной за спину, а ловят перед собой уже другой рукой или обеими руками (как договорятся раньше).

«Перевертышки» — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его вверх и в это время подставить тыльную сторону ладони, которой опять подбросить мяч вверх. После этого ловить мяч уже в ладонь или в обе ладони.

«Хватки» — взяв мяч в правую руку, выпустить его, чтобы он падал вниз, и тут же поймать его на лету. То же проделать левой рукой.

«Гвозди ковать» — отбивать мяч рукой о землю.

«Зайца гонять» — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

«Пришлепы» — ударить мяч о стену, отскочивший мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

«Одноручье» — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой, подбросить левой рукой и поймать левой.

«Ручки» — опереться левой рукой о стену, правой ударить мячом о стену, из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой о стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

«Через ножки» — упереться левой ногой в стену, из- под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. То же, но упереться правой ногой.

«По коленям» — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

«Нитки наматывать» — ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

(Перечислены и традиционные и более современные упражнения.)

Указания к проведению: для выполнения упражнений «Школы мяча» лучше использовать малый мяч, например теннисный. Эта игра интересна детям от 6 до 10 лет, самостоятельно играют группами по 2—4 человека, под руководством педагога можно играть большими группами. Правило одно: допустивший ошибку или непоймавший мяч передает очередь следующему игроку. В игре развиваются глазомер, точность движений. Дети могут вносить изменения в порядок упражнений, придумывать новые, проявляя творчество.

Среди состязаний с мячом есть и командные игры, в которые дети так же начинают играть весной. Эти игры предполагают деление игроков на команды. Можно разделить играющих путем расчета на первый-второй, первые номера — одна команда, вторые — другая. Традиционным в народных играх и наиболее интересным для ребят является способ деления на команды с помощью сговора. Вначале игроки выбирают двух капитанов («маток»), затем, разделившись на пары, отходят в сторону и тихо сговариваются между собой, кто кем будет, придумывая себе смешные названия, клички или используя традиционные сговорки. Далее дети идут к «маткам» и спрашивают их, как правило в рифмованной форме, кого те выбирают.

Сговорки

Хитрая лиса или Марья-краса?

Таракан усатый или тигренок полосатый?

Сено косить или дрова рубить?

Серую утку или деревянную дудку?

Медведя лохматого или козла рогатого?

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Белая береза или красная роза? и т.д.

Часто в играх после деления на команды нужно решить, кто начнет игру. Это можно сделать: с помощью монетки (орел — решка); угадыванием — «в какой руке», правой или левой находится камешек, небольшой предмет; которая из двух палочек (соломинок), выставленных одним концом из руки, длиннее или короче; какой из пальцев, зажатых в кулак, испачкан (мелом, сажей, землей).

После этого можно начинать игру.

Перебрасывание

Разделившись по сговору на две команды (не более 10 человек в каждой), участники игры встают за линиями друг против друга на расстоянии 3—5 м. Определяют, участник какой команды начнет игру. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжить игру остается за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

Вариант

Дети делятся на две команды, встают друг против друга на расстоянии 3—5 м и начинают перебрасывать мяч. Если тот, кому брошен мяч, его не поймал, он переходит из своей команды и встает рядом с игроком, который бросает ему мяч. Побеждает команда, в которой оказывается больше игроков.

Указания к проведению: для игры выбирают просторную площадку. Будет интереснее, если при ловле и перебрасывании мяча дети по договоренности выполняют разные задания. Например: прежде чем поймать мяч, ударить в ладоши над головой, за спиной, перед грудью и др. Играя, необходимо помнить, что при ловле мяча игроки команды не должны заходить за черту. Если игрок не поймал мяч — выходит из игры. Игроку нельзя долго задерживать мяч в руках; если это правило нарушается, то мяч передается другой команде.

Охотники и утки

Участники игры чертят на площадке две линии на расстоянии 6-8 м одна от другой, произвольно определяют ширину площадки (тоже ограничивают линиями). Таким образом, получается прямоугольник (см. рисунок).

Играющие, используя сговор, делятся на две команды — «охотников» и «уток». «Охотники» становятся за начерченными линиями, разделившись пополам. «Утки» располагаются в прямоугольнике. «Охотники» кидают мяч друг другу, стараясь попасть в «уток». Осаленная мячом «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями и местами.

Указания к проведению: в эту игру можно играть вчетвером, т.е. всей семьей во время прогулки в лес, выбрав ровную полянку. Для игры нужен мяч среднего размера (лучше волейбольный). Правила таковы: «охотники» не имеют права заступать за черту прямоугольника: осаливание «уток» мячом, отскочившим от земли, не засчитывается: подстреленная «утка» временно не участвует в игре (пока не будут осалены все «утки» и команды не поменяются ролями).

Каждая команда имеет своего командира («мати»). Он может выручить проигравшую команду, если выполнит задание: в течение 10—12 перебросов мяча ни разу не будет «подстрелен».

«Утки» могут ловить мяч («свечи») — это запасные очки, в таком случае последующее попадание в «утку» не засчитывается.

Игра особенно интересна для младших школьников (у них лучше развит глазомер, больше точности в выбивании «уток»). Однако дошкольников тоже можно привлекать к этой игре, при этом в каждой команде должен быть взрослый и ребенок.

Игры-соревнования, так любимые детьми, отличаются большим разнообразием. Можно выделить группу игр, содержание которых — быстрая смена мест. Весной все они проводятся на улице. В них нужно проявить сноровку, быстроту реакции, быть внимательным. Вариативность этих игр, определяющая развитие детского творчества, высокая эмоциональность способствуют их устойчивости и постоянству в игровом опыте детей.

Уголки (Мышка)

Играющие становятся по углам площадки, водящий — в середине. Если играющих больше пяти человек, то для них чертят кружки — «домики». Все, находящиеся в «домиках», — «мышки». Водящий — в центре. Он подходит к какому-нибудь «домику» и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок! За шильце, за мыльце, за белое полотенце, за зеркальце». Ему отвечают: «Не продам, повернись задом». Водящий идет к другой мышке. В это время «мышка», отказавшаяся продать «домик», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Водящий должен не зевать и постараться занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему это удастся, то на его место встает игрок, который остался без «домика», если не удастся, то он идет к другой «мышке» с просьбой продать «домик». Если водящий скажет: «Кошка идет!» — тогда все должны поменяться местами, а водящий — занять чей-либо «домик».

Ключи (вариант)

Играющие распределяются по углам площадки, водящий, выбранный по считалке, — в центре. Он подходит к кому-либо и спрашивает: «Где ключи?» Находящийся в кружке отвечает ему: «Вон там постучи!» — и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из мест.

Чур у дерева

Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий — в середине между деревьями. Игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить бегущего, пока он не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур у дерева!» Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

Море волнуется (вариант)

Рисуют кружки по количеству играющих, кроме одного, Каждый должен запомнить свой кружок. Водящий, выбранный по жребию, стоит в стороне. Он ходит между кружками и говорит: «Море волнуется!» Все играющие выбегают из кружков и бегают по площадке до тех пор, пока водящий не скажет: «Море спокойно!» — после чего каждый стремится занять чье-либо место. Оставшийся без места становится водящим.

Указания к проведению: все эти игры, кроме «Чур у дерева», могут проводиться в любых условиях — ив помещении, и на улице. Если играют в помещении, то участвуют 5 человек, если на воздухе — до 10 человек. Игра интересна детям начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. «Домик» (норку, кружок) занимает тот, кто попал туда первым. Малышам лучше предлагать вариант «Мышки», так как образы кота и мышек вызывают у них интерес, делают игру более занимательной. Кружки для них лучше рисовать ближе друг к другу, что облегчает перебежки.

Третий лишний

Вариант 1

Играющие становятся по кругу парами, лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами 1—2 м. Выбираются двое водящих, которые занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой — догоняет. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

Вариант 2

Играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки и оказывается к кому-нибудь спиной. Тот игрок, к кому убегающий встает спиной, и будет «третьим лишним». Теперь он должен убегать от водящего.

Указания к проведению: в эту игру могут играть как дети, так и подростки и даже молодежь. Максимальное количество участников 8—10 человек. Убегающий и догоняющий могут бегать как внутри круга, так и снаружи. Убегающему от преследования нельзя мешать. Игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий встает впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Если игра проводится в помещении, например во время праздника, то она может сопровождаться музыкой.

Пустое место

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Все кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо касанием рук. Это означает, что он вызывает этого игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга, или здороваются (приседая, кланяясь и т.п.) и продолжают бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим. Если игроки прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг и выбирается новый водящий.

Указания к проведению: играют в эту игру на большой площадке, где можно бегать без помех. В игре могут участвовать дети любого возраста. Число их может быть от 8 и более. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать. Водящий может не сразу бежать в ту или иную сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он побежал, сразу же устремляется по кругу в обратную сторону. При встрече играющие должны обязательно выполнять условное задание (по договоренности). Тот, кто не выполнит его, становится водящим.

Шишки, желуди, орех

Играющие становятся по трое — один за другим, лицом к центру и договариваются о названии: например, первые в тройках — шишки, вторые — желуди, третьи — орехи. Водящий встает в центр и выкликает, например: «Орехи!» Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами между собой. Водящий в это время стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удастся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет: «Желуди!» — то меняются местами стоящие вторыми в тройках, а если скажет: «Шишки!» — меняются те, кто стоит в тройках первыми. Каждый раз меняются местами вызванные игроки. Игрок, не переменивший место, становится водящим.

Указания к проведению: игра также проводится на большой площадке, удобной для передвижения. Минимальное количество участников 10 человек. Игра требует от участников сосредоточенности, внимания, быстроты реакции. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими или были ими меньшее количество раз.

Не зевай

На одной стороне площадки вычерчивается круг. Это место водящего. На расстоянии 20—30 шагов от круга, на противоположном конце «поля», проводится линия кона. За нее встают игроки.

Водящий, выбранный считалкой, стоит спиной к «полю» и громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай... Стоп!» При этих словах дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп» они замирают на месте. Водящий быстро оглядывается. Заметив игрока, не успевшего вовремя остановиться и сделавшего после слова «Стоп» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и произносит эти же слова, а играющие начинают свое передвижение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не станет двумя ногами в круг раньше, чем водящий произнесет слово «Стоп!». Тот, кто это сделает, становится водящим, и игра повторяется.

Указания к проведению: игру можно проводить на ровной площадке во дворе, на поляне. Играть могут более 10 человек. Играющие начинают движение одновременно со словами водящего. Водящий может произносить свою фразу в любом темпе, но громко и четко. Ему не разрешается оглядываться до слова «Стоп». Игрокам разрешается передвигаться только шагом. Выигрывает игрок, который был постоянным водящим или становился им чаще других.

Мальчикам интересны игры-соревнования, где нужно проявить силу, ловкость. И безусловно, весной на открытых площадках, полянах эти игры особенно увлекательны. В старину игры-соревнования такого типа широко использовались в народных праздниках, гуляньях как забавные состязания.

Петушиный бой

Вариант 1

Играющие делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Перед началом игры договариваются, как будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Вариант 2

Играющие по сговору делятся на две команды, выбирая по возможности для себя примерно равного по весу и силам противника. Вдоль площадки, где проходит игра, проводят две параллельные линии на расстоянии 3 м. Команды выстраиваются на линиях друг против друга. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене за спиной двумя руками. По сигналу соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. «Петух», который затолкает противника за противоположную линию (вынудит встать на обе ноги), получает очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Указания к проведению: в игру могут играть и дошкольники (вариант 1), и школьники всех возрастов. Число участников может быть от 4 до 20 человек. Лучше играть на улице, на свободной площадке. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу. Руками толкать друг друга нельзя, только плечом. За использование запрещенных приемов «петух» считается побежденным. Если во время боя оба «петуха» одновременно окажутся за чертой, победа никому не присуждается, а они снова встают в исходную позицию. Особенно интересна игра, когда остаются два самых сильных и ловких участника. Один из них становится победителем состязания.

Чижик

В основе игры — маленькая деревянная чурочка — «чижик», которую один из играющих должен ударом биты заставить взлететь в воздух и далеко отогнать в «поле», а другой поймать и отправить обратно.

На земле чертят «кон» (круг диаметром 1 м или квадрат), в центре его кладут «чижик». В двух-трех метрах от «кона» чертят линию за которой начинается «поле». Выбирают метальщика и водящего. Метальщик становится возле «кона» и ударяет палкой по заостренному концу «чижика», стараясь выбить его в поле. Предварительно «чижик» подбрасывают вверх, а затем вторым или иногда даже третьим ударом отбивают подальше. В случае промаха, а также если «чижик» летит слишком близко, на расстоянии меньшим, чем палка, метальщик может повторить свой удар, но после третьего промаха, меняется с водящим ролями. Задача водящего — поймать «чижик» на лету, или задержать его палкой с того места, куда упадет «чижик», он должен попасть им в «кон» (круг, квадрат). Метальщик в это время имеет право отбивать битой летящий в «кон» «чижик». Если водящий не попадет в круг, то метальщик снова бьет по «чижику».

Каждый удар по «чижику» — одно очко, «Чижик» можно выбить за линию «кона», просто сильно ударив по заостренному концу (один удар — одно очко), а можно, ударив потихоньку (одно очко), послать подскочивший «чижик» вторым ударом (еще одно очко) далеко в « поле ».

Водящий и метальщик меняются местами, если:

1. После удара «чижик» не вылетит из круга или ляжет между кругом и линией «поля».

2. Водящий поймает летящий «чижик».

3. «Чижик», брошенный водящим, ляжет в «кон».

Вариант

В эту игру можно играть и командами. Игроки бьющей команды располагаются у кона и по очереди отбивают «чижик». Водящая команда ловит или задерживает «чижик». Особенности командной игры таковы:

1. Игрок после промаха, или если он не сумеет отбить «чижик», брошенный в круг, передает право на удар следующему игроку своей команды.

2. Если последний из команды метальщиков сделает промах или не отобьет «чижик», команда идет водить.

3. В том случае, если «чижик» будет пойман водящим, вся команда метальщиков немедленно уступает «кон» и выходит в «поле» водить.

Указания к проведению: в эту игру играют как вдвоем так и командами от 2 до 12 человек на достаточно просторной площадке или лужайке. Для игры нужны «чижик» и битка. «Чижик» — круглая палочка длиной 8—10 см, диаметром 2—3 см. Оба конца «чижика» срезаются на конус. Битка — палка с плоским концом-лопаткой. Ее длина примерно 60—80 см. Играющие заранее определяют число очков, до которого будет идти игра. Иногда договариваются, что водящий, поймав летящий «чижик», вместе с правом на удар получает и все очки метальщика. В командной игре каждая команда ведет общий счет очков, набранных ее игроками.

Игра доступна детям любого возраста.

Перетяни за черту

Играющие делятся на две команды и становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается проигравшим и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам — обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника.

Указания к проведению: игра отличается простотой и доступностью, не требует большого пространства. Минимальное число играющих 6 человек. Побеждает команда, перетянувшая больше игроков-соперников. Играющие могут устанавливать свои правила.

Перетягивание каната

Поперек неширокой площадки проводится три линии: средняя и параллельно в 2—3 м от нее крайние. Берется прочная веревка и кладется серединой на среднюю линию. Середина отмечается привязанной ленточкой. Играющие делятся на две равные команды. Все берутся руками за веревку и по сигналу начинают тянуть в свою сторону. Побеждает та команда, которая подтянет середину каната до своей крайней линии.

Указания к проведению: играть могут люди всех возрастов, поэтому хорошо использовать ее во время праздников, когда вместе играют дети, родители, педагоги. Игра азартна, вызывает много смеха, веселья. Следует помнить, что если какая-либо из команд начнет тянуть канат до сигнала, то результат не засчитывается, игра начинается сначала. После трех нарушений подряд команда считается побежденной. Если игрок одной из команд упадет или оторвется от каната, при определении победителя это не учитывается.

Золотые ворота

Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Изображающие «ворота» в это время говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока.

Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за пояс друг друга.

Указания к проведению: в игре принимает участие четное количество участников, от 6 и более. Проводится она на свободной площадке. Лучше, если «ворота» изображают взрослые чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одним игроком. Кто бежит, не держась ни с кем за руки, считается пойманным.

Игры с выбором

На Красную горку на Руси справляли свадьбы. Отсюда интерес молодежи весной к играм-выборам. Часто они выступали средством знакомства с будущим супругом.

Ручеек

Играющие встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу «ручейка», и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (ищет себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка».

Указания к проведению: в эту игру дети играют самостоятельно. Хорошо использовать ее во время праздников, когда вместе с детьми играют и взрослые. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. Необходимо разнообразить свой выбор, использовать при этом шутки. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.

Соседи

Играющие встают в кружок парами. Один с общего согласия обходит всех с вопросом: «Доволен ли соседом?» Водящий спрашивает каждого из пары. Если кто-то недоволен, то ведущий спрашивает: «Кого выбираешь в соседи?» Называется кто-либо из играющих. Сосед, которым недовольны, обязан поменяться местами с тем, на кого указали. Если кто-то выберет водящего, то изгнанный становится водящим. Если соседи довольны друг другом, то ведущий предлагает показать свое удовольствие: соседи обнимаются или пожимают друг другу руки. Если кто-то говорит: «Всеми недоволен!» — все участники игры вскакивают, быстро меняются местами, а оставшийся без места становится водящим.

Указания к проведению: эта игра интересна детям любого возраста. Ситуация выбора делает ее особенно эмоциональной. Следует помнить, что в момент, когда один из играющих всем недоволен, каждый участник игры должен покинуть свое место и быстро занять любое освободившееся.

Прорываты

Участники делятся на две команды (по сговору). Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7—8 шагов. Затем из каждой команды по очереди начинают звать:

— Тары-бары, дайте нам такого-то.

Названный отделяется от команды и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образующую ими цепь. Если ему это удалось, он уводит в свою команду одного из оторванных, по выбору, если нет, то сам остается в чужой команде. Беганье происходит попеременно до тех пор, пока в одной из команд не останется только один играющий.

Бояре (вариант)

Игра та же. Разделившись на две команды, участники игры поочередно приближаются друг к другу равномерным шагом в такт приговорки. Одна группа приговаривает вопрос, другая — ответ.

— Бояре, мы к вам в гости пришли,

Дорогие, мы к вам в гости пришли.

— Бояре, а зачем пришли,

Дорогие, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая вам нужна?

— Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы пряничком ее,

Дорогие, а мы пряничком ее.

— Бояре, она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест.

— Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

— Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, она плеточки боится.

— Бояре, отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

При словах «нам вот эта нужна» выбранный игрок поворачивается спиной к команде соперников и в таком положении ходит до конца «переговоров». По окончании «переговоров» бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки другой команды. Если не удается прорвать цепь, то остается в этой команде, а если удается — возвращается в свою команду и уводит с собой игрока другой команды. Побеждают те, кому удается перевести к себе всех игроков.

Указания к проведению: дошкольникам наиболее интересен второй вариант. Цепочки могут быть небольшие — от 3 до 4 человек. Участники договариваются, кого они будут выбирать. Момент выбора — самый эмоциональный в игре.

Игры-прятки

Игры-прятки под разными названиями и с разными вариантами широко распространены в России. В них играют дети и молодежь. С приходом весны в прятки можно играть на улице, отчего игры проходят еще интереснее.

Прятки

Водящий, выбранный по жребию, становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету (кону), и считает до 5, 10, 20 (по уговору) или произносит считалку, например:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду искать.

Кто не схоронился,

Я не виноват.

Кто за мной стоит,

Тот в огне горит.

В этот момент остальные участники прячутся в разных местах (за деревьями, постройками, отдельными предметами и т. д.). Когда водящий закончит установленный счет или считалку, он открывает глаза и начинает искать спрятавшихся. Если увидит кого-либо из них, называет по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого стоял водящий. Если он сделает все это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший раньше водящего прибежать на кон.

Палочка-выручалочка (вариант)

Водящего выбирают с помощью считалки. Кто-нибудь из играющих бросает палочку как можно дальше, все прячутся. Водящий бежит за палочкой, возвращается, стучит ею (по стене, скамейке, дереву). При этом может приговаривать:

Палочка пришла,

Никого не нашла.

Кто первым найдет,

Тот за палочкой пойдет.

Водящий кладет палочку и ищет спрятавшихся, стараясь далеко не отходить. Заметив кого-то из играющих, кричит: «Вижу... (называет имя)», бежит к палочке, приговаривая: «Стук-стук, палочка на месте». Так находят всех участников игры. Первый найденный при повторении игры должен водить.

Однако игрок, которого увидели, может добежать до палочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» — и постучать. Затем опять бросить ее как можно дальше и, пока водящий ищет палочку, вновь спрятаться.

Игрок, которого все-таки нашли и «застукали», стоит около палочки. Но его можно выручить. Пока водящий ищет остальных, кто-то со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет имя игрока)», стучит ею, затем бросает как можно дальше. Пока водящий ищет, дети прячутся.

Двенадцать палочек (вариант)

Дощечку кладут на камешек или толстую палку так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На конец дощечки, лежащий на земле, кладут 12 палочек. Выбранный водящий или один из игроков ударяет ногой по свободному концу дощечки, и палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает их собирать, а в это время все играющие разбегаются и прячутся.

Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Спрятавшийся игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке, ударить ногой по ней со словами: «12 палочек летят!» Палочки разлетаются, и водящий должен опять собирать их, а все играющие опять прячутся.

Указания к проведению: игру можно проводить и во дворе, и на лесной поляне, но на ограниченной площадке. Наиболее удобна для игры палочка длиной 50—60 см (вариант 2). Количество участников от 3 до 10 человек. При большем количестве игроков игра проходит интереснее: можно использовать переодевание, выручать друг друга. Следует помнить правила: водящему нельзя подглядывать, когда все прячутся, игрокам можно перебегать с одного места на другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку, или в удобный момент бежать на кон. Водящий должен искать по всей площадке, а не стоять на месте.

Игры-загадки

Дедушка Мазай

Играющие по жребию отгадчика, дедушка Мазай. Все остальные отходят в сторону, договариваются, как объясняться с отгадчиком, когда он их станет спрашивать. Играющие подходят к отгадчику, кланяются:

— Здравствуй, дедушка Мазай!

— Здравствуйте ребятки! Где вы были? Что делали?

— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

Играющие представляют знаками, жестами какое-нибудь занятие, работу (ягоды собирали, белье стирали и т.п.). Отгадчик должен угадать. Угадает — играющие разбегаются. Кого дедушка Мазай поймает — тот будет водящим.

Указания к проведению: в этой игре могут принять участие от 2 до 7 человек. Она интересна дошкольникам и младшим школьникам.

Самый эмоциональный момент игры — загадывание каждым участником работы (задания). Следует помнить, что играющие могут убегать только после того, как отгадчик отгадает задуманное ими, ловить играющих можно только до определенных границ.

Краски

Участники игры выбирают по жребию хозяина и двух покупателей. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину, он приглашает покупателя. Покупатель стучит:

— Тук, тук!

— Кто там?

— Покупатель!

— За чем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад приноси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Когда покупатель отгадает несколько красок, он становится хозяином, а покупатель выбирается из числа угаданных красок.

При большем количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с хозяином разговаривает один покупатель, затем другой. Они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

Указания к проведению: выбирая эту игру, следует помнить, что она в большей степени способствует развитию памяти ребенка: надо вспомнить, какие существуют цвета красок, удержать в памяти загаданные краски. Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается поймать угаданную краску. При этом определяются границы, до которых можно ловить играющих.

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих закрывают глаза, отводят от остальных игроков и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним, например:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас!

— Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Кривой петух (вариант)

Одному из играющих завязывают глаза и сажают на скамейку. Все подходят к нему, говорят: «Прощай, кривой петух!» — и быстро расходятся по площадке. Водящий — кривой петух встает со своего места и идет искать игроков. Найденного игрока старается рассмешить, чтобы узнать. Если игрок будет узнан, он становится водящим.

Жмурки с голосом (вариант)

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее. Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот играющий, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив свой голос. Если водящий узнает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает — продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком (вариант)

Для игры необходим небольшой колокольчик. При отсутствии его можно заменить любой погремушкой. По жребию выбирают жмурку и игрока, которого он будет искать. Жмурке завязывают глаза, другой ребенок берет колокольчик. Участники игры встают в круг. По правилам игры жмурка должен поймать водящего с колокольчиком. После этого выбирается другая пара водящих. Можно выбрать несколько жмурок, чтобы ловить водящего с колокольчиком. Тогда играющие должны предостерегать жмурок от встречи друг с другом словами: «Огонь! Огонь!» Чем шире круг, тем больше возможности у водящего оставаться неосаленным.

Яша и Маша (вариант)

Играющие образуют круг. Двое выбранных по жребию встают в середину круга. Один из них — «Яша», другая — «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться.

Если «Яша» поймает «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

Указания к проведению: эта игра любима детьми всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 20 человек. Игра проводится на просторной площадке, границы которой точно определены, и выходить за нее участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!». Участники игры должны бегать неслышно около жмурки. Те, кто посмелее, могут подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и убежать, могут за спиной жмурки произнести слова: «Ку-ку», «Ау-у» и т.п. Образцы таких игровых ситуаций показывают взрослые или старшие дети.

Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Требовать подачу голоса можно до трех раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку). Когда водящий просит подать голос, все остальные игроки молчат.

Игры-ловишки

Горелки (гори, гори ясно)

По считалке выбирают водящего — «горелку» («горящего»). Остальные играющие становятся парами друг за другом. Берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара, «Горящий» становится впереди, шагов на пять-шесть от первой пары, спиной к ним. Все играющие поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Или так:

Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло!

Глянь на небо —

Облака плывут,

Журавли зовут:

«Курлы-си, курлы-си,

Полетим-ка по Руси!»

При словах: «Глянь на небо...» — «горящий» должен обязательно посмотреть на небо, делая вид, что верит басенке про птичек. По окончании песенки участники последней пары разъединяют руки и тихо пробегают вдоль колонны: один слева, другой справа. Когда они почти поравняются с «горелкой», все хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Двое играющих бегут вперед мимо «горящего», увертываясь от него, стараясь взять друг друга за руки. «Горящий» бежит за любым из них и старается запятнать прежде, чем они снова возьмутся за руки. С тем, кого «горелка» поймает (запятнает), он и становится в паре впереди всех играющих. А водит игрок, оставшийся один. Если же «горелка» ни кого не поймал, он снова «горит», т.е. ловит следующую пару.

Двойные горелки (вариант)

Если играющих много, то они становятся парами (мальчики и девочки) в две колонны. Расстояние между колоннами примерно 15—20 м. «Горящих » тоже двое. С окончанием приговора последняя пара в каждой колонне разъединяет руки и бежит к противоположной колонне. В отличие от простых «горелок» здесь необходимо соединиться в пару с игроком противоположной колонны. Задача «горящих» все та же — запятнать бегущих, не дать им взяться за руки. Игроки, оставшиеся без пары, становятся новыми горельщиками.

Указания к проведению: эта игра была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. В нее играют на лужайке или на площадке размером примерно 40 х 30 шагов. Число участников — неограниченно. Правила игры таковы: «горящий» не должен поворачиваться назад, догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь?»; «горящий» не может пятнать убегающих после того, как они возьмутся за руки. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами приговора.

Игра интересна детям любого возраста.

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

 

Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье.

 

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое,

Колосистое, ядренистое,

Чтобы было с чего веселиться.

 

Синички-сестрички, тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы, воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на воле поживите,

К нам весну скорей ведите!

 

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Похожие статьи:

Подвижные игры на школьной площадке зимой для детей 7-8-9 лет

Игры для детей со снегом и на снегу

Игры для начальной школы

Игры для детей зимой

Игровая программа для начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!