Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» в средней группе
Игры в детский сад с детьми дошкольниками 4-5 лет
На тему игр в детский сад можно предложить блок игр-ситуаций «Занятия в детском саду», включающий различные виды предварительной и основной работы.
Игра-ситуация «Занятия в детском саду»
Предварительная работа. Воспитатель за время пребывания детей в детском саду показывает им труд сотрудников (воспитателей, поваров, прачек, заведующей, няни, методиста, уборщиц, дворников, кастелянши, музыкального руководителя и др.) в режимные моменты свободного общения детей, на специальных экскурсиях, целевых прогулках и наблюдениях. На последующих занятиях с детьми воспитатель должен использовать эти полученные впечатления и знания. Так, после экскурсии на кухню воспитатель, используя настоящие продукты, может показать, как готовят пирожки. Постепенно ребята начинают яснее представлять себе работу персонала, режим дня и воспитательный процесс в детском саду: как воспитатель утром встречает детей, приходящих с родителями из дома, как проводятся занятия, как накрывают столы к приему пищи, чем можно заниматься на прогулке, как проводятся праздники и развлечения, как дети играют, рисуют и лепят в свободные вечерние часы и встречают родителей, как воспитатели беседуют с родителями по поводу воспитания детей, и многое другое —все это часто становится содержанием самодеятельной сюжетно-ролевой игры детей.
Воспитатель, наблюдая игры детей в детский сад, сможет убедиться в том, как дети воспринимают обстановку детского учреждения, что им интересно и что им не нравится. Обо всем этом скажет сюжетно-ролевая игра.
Для побуждения к игре в детский сад воспитатель может предложить детям вспомнить, куда они недавно ходили (например, в прачечную), и предложить игру, показав игрушечную стиральную машинку и место для прачечной. Общаясь с родителями, воспитатель в присутствии ребенка старается рассказывать о том, что интересного произошло за день, стараясь подчеркнуть успехи малыша, втянуть его в разговор взрослых, предложить высказать мнение по поводу экскурсии или развлечения.
Побудить детей к игре в детский сад помогут стихи, рассказы и разные придуманные истории про детей в детском саду, а также инсценировки и дидактические игры.
Дидактическая игра «В детском саду»
Воспитатель приводит в гости к детям Степашку (игрушку), который только начал ходить в детский сад. Дети объясняют ему, когда и что нужно делать в детском саду: умываться, заправлять постель, гулять и т.д. Степашка рассказывает, как он пошел однажды в детском саду гулять с детьми средней группы. Он оделся самым первым и вышел гулять, не дожидаясь ребят, хотя воспитатель всех предупредила о том, что без разрешения уходить нельзя. Но Степашка не послушал и побежал на улицу.
На участке никого из ребят еще не было. Степашка покрутился возле песочницы и побежал к калитке. За забором остановилась красивая легковая машина, Степашка открыл калитку и вышел за территорию детского сада, чтобы ее хорошенько рассмотреть. К машине подошел шофер, нажал на газ, и машина поехала. Степашка некоторое время бежал за машиной, но она быстро скрылась за домами. Оглянувшись, Степашка увидел, что он стоит в незнакомом дворе. Ему стало страшновато, он пошел обратно, но скоро понял, что заблудился. Степашка стал плакать, а прохожие расспрашивали, что с ним случилось. Возле Степашки собралась группа людей. Наконец, один из прохожих повел его к детскому саду, но оказалось, что это совсем другой детский сад.
Через некоторое время Степашка уже сидел в своей группе, пил чай и рассказывал ребятам и воспитателю, что с ним стряслось. Воспитательница Ольга Анатольевна гладила Степашку по голове и укоризненно качала головой. Степашка и сам понимал, что поступил неправильно. Он пообещал, что будет послушным.
Далее педагог проводит игру «Чем можно заниматься в детском саду?».
Воспитатель показывает картинки, а дети отгадывают, какое это занятие (музыкальное, по математике, по физкультуре и т.д.). Затем педагог начинает фразу, а дети ее продолжают.
Воспитатель. Если на батарее лежат варежки и комбинезоны, а на дверцах шкафов висят куртки, это значит, дети пришли... (с прогулки). Если из зала раздается музыка, слышно пение детей, то это значит, что дети находятся на... (музыкальном занятии). Если в зале слышно, как бегают дети, раздается стук мячей, звучит музыка, то всем ясно, дети занимаются... (физкультурой). Если в зале много народа, слышна музыка, смех, всюду веселье, то всякий поймет, что в зале идет... (праздник).
Игра-драматизация «Я сегодня — воспитатель»
Мы играли в детский сад,
Костя наставлял ребят:
— Здесь — работа, тут — семья,
Воспитатель — это я,
На часы скорей глядите —
В детский сад детей ведите.
Мамы взяли медвежат,
Папы выбрали зайчат,
Кто в коляске, кто в машине
Повезли их в детский сад.
Костя у дверей стоял,
Костя деток принимал.
Предлагал он им печенье,
Кашу с медом и варенье.
Дети кушали, старались,
От еды не отказались.
После завтрака — игра,
Спать потом пришла пора.
Спят в кроватках все ребята —
Зайки, лисы, медвежата.
Мамы вовремя пришли,
Папы к детям подошли.
Папа Витя с мамой Олей
Очень садиком довольны:
— Тут забота и уют,
Дети бодрыми растут!
Папа Миша с мамой Женей:
— Садик — просто загляденье!
— Воспитатель самый милый, —
Так сказала мама Мила.
Костик думал:
— Подрасту —
В воспитатели пойду!
Основная работа. Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра-ситуация «День в детском саду»
Воспитатель наблюдает за игрой детей и предлагает им сделать новый поворот в сюжете: мамам пора вести детей в детский сад. Ребята, выступая в роли родителей, ведут в детский сад своих детей-кукол или сами играют роли и воспитателей, и мам, и детей. Воспитатель может подключиться к детской игре в качестве ребенка, задавая тон игре, помогая распределять роли, ладить в игре, обогащать ее содержание введением новых сюжетных линий.
В игре можно отражать любые режимные моменты детского сада: встречу детей, прогулку, сон, занятия, игры. Создавая предметную среду, дети осознают, что некоторые атрибуты можно сделать своими руками (построить живой уголок с обитателями — мелкими игрушками; соорудить физкультурный турник; сделать площадку для прогулок). Руководя игрой, воспитатель должен понять, что важно вовлекать детей в ролевые диалоги, побуждать к взаимодействию друг с другом.
Связь игр в детский сад с играми на другие темы
Игры в детский сад могут переплетаться с играми на другие темы:
— с играми в семью: мама поручает старшему брату отвести сестренку в детский сад, он выполняет поручение и приносит записку от воспитателя о том, что состоится родительское собрание; вся семья приходит на праздник в детский сад;
— с играми в транспорт: папа одного мальчика, капитан дальнего плавания, приходит в детский сад и рассказывает детям о морских приключениях; заведующая детского сада звонит в автоколонну и просит дать автобус, чтобы поехать в цирк;
— с играми в магазин: магазин поставляет в детский сад продукты;
— с играми в больницу: дети из детского сада попали в больницу, где работает мама одного из ребят, она сообщает детям о здоровье их сверстников, приносит им гостинцы от воспитанников детского сада;
— с играми в мастерскую и парикмахерскую: воспитатель приводит детей на экскурсию в мастерскую или парикмахерскую, показывает, как работают мастера;
— с играми в почту: дети детского сада пишут письмо своим родителям, а родители — своим детям; почтальон приносит в детский сад посылку из Африки.
Автор: Губанова Наталья Фёдоровна
Похожие статьи:
Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» в средней группе. Картотека по ФГОС
Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках
Сюжетно-ролевая игра «Почта» в детском саду в средней группе
Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!